Просмотр содержимого документа
«Задачи вузовского курса методики развития»
ТГПУ имени Низами
Кафедра «Методика дошкольного образования»
Задачи вузовского курса методики развития речи
Лектор: Махмудова Ойбарчин Ахатовна
ПЛАН
- 1. Методика развития речи – наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи детей дошкольного возраста.
- 2. Задачи вузовского курса методики развития речи.
Цель курса «Теория и методика развития речи»
- подготовка к работе по развитию устной речи детей дошкольного возраста и заложить основы для продолжения профессионального образования по второй ступени - магистратуре.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
Задачи, содержание по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении
Методика русского языка является, педагогической наукой и в ней выделяются такие разделы:
1. Методика развития речи в дошкольных образовательных учреждениях;
2. Методика русского языка в начальных классах массовых школ.
В процессе изучения курса студенты должны овладеть понятиями теоретических основ методики развития речи детей
Лингводидактическими
основы
Психолингвистическими
основы
основы обучения детей родной речи
Методика развития речи
-педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Основная задача методики
- разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приёмы развития речи. Вооружить ими воспитателей дошкольных учреждений.
Основное содержание методики
- формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими.
Методика развития речи даёт ответы на такие вопросы:
1.Чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей)
2. Как учить (какие методы и приемы, использовать при формировании речи).
Для развития речи необходимо два условия :
1) биологическое (нормальное функционирование центральной нервной системы);
2) Социальное (речевая среда без неё не может речь развиваться у ребенка).
Уметь : выражать свои мысли и желания.
Ребенок должен
понимать : речь
окружающих
Методика развития речи связана с наукой
Методика
развития
речи
психология
дошкольной
педагогикой
языкознание
Методика
русского
языка
Методика развития речи тесно связана с наукой
Основные разделы методики развития речи
1 . Ознакомление с окружающим. Словарная работа
2.Воспитание звуковой стороны речи
3. Воспитание лексической стороны речи
4. Грамматический строй речи
5. Связной речи (диалогической и монологической)
6. Рассказ и пересказ
7. Знакомство с художественной литературой, подготовка к школе и обучение к грамоте.
Выводы по теме
- Развитие речи - сложный многофакторный процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта, занимающий центральное место в индивидуальном психическом процессе.
- Организовать и проводить работу по развитию речи детей должен специалист с хорошей теоретической и практической подготовкой, обладающий ценностным отношением к ребенку.
- В процессе изучения школьной дисциплины «Теория и методика развития речи" студенты должны овладеть понятиями теоретических основ методики развития речи, психолингвистическими, лингводидактическими основами обучения детей родной речи.
- Усвоение учебной дисциплины «Теория и методика развития речи» обеспечит формирование профессиональной готовности к работе по развитию речи детей дошкольного возраста как совокупности трёх компонентов: мотивационной, теоретической и практической готовности .
ВОПРОСЫ:
- Что изучает педагогическая наука «Методика развития речи»? Назвать основную задачу данной методики.
- С какими частными методиками связана методика развития речи. Обосновать свой ответ на конкретных примерах.
- Назвать методологическую основу методики развития речи. Обосновать свой ответ на конкретных примерах.
- Развитию каких психических качеств у ребенка способствует речь? Их взаимосвязь, взаимовлияние.
- Назвать основные разделы изучаемого языка. Их содержание, значение.
- Дать научное определение основной задачи методики развития речи.
- Дать определение цели курса «Теория и методика развития речи»
- Назвать задачи курса
- Какими понятиями, знаниями, умениями и навыками должен овладеть будущий бакалавр по методике развития речи детей дошкольного возраста?
- Назвать компоненты и критерии, определяющие профессиональную готовность бакалавра к работе по обучению детей родному языку
Литература:
- Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. соч. – М., 1982. Т.3.
- Гейзенберг В. Физика и философия. - М., 1963.
- Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - М., 1973.
- Кадырова Р.М. Психологические предпосылки развития диалогической речи детей дошкольного возраста. - Сары-Агаш, 1998.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми/ Под ред. М.И.Лисиной). - М.: Педагогика, 1985.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М., 1965.
- Негневицкая Е.И., Шахнорович А.М. Язык и дети. - М.: Наука, 1985.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. - М., 1933.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Языковая система и речевая деятельность. - М., 1974.