СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 20 ЕГЭ материал для учителя

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание 20 ЕГЭ материал для учителя»

Подготовка к ЕГЭ 2025 Задание 20 (выступление на ГМО учителя МОАУ «СОШ №13 г.Новотроицка» Давыдовой Е.И.)

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4 ) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

Код проверяемого требования

1.1. Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

Коды проверяемых элементов содержания:

7.12

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

7.13

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

(обязательные знания: подчинительные и сочинительные союзы, грамматическая основа, части сложного предложения, виды соподчинения)

1.1 СПП с одним придаточным


[ ], (c ). (С ), [ ]. [ , (с ), ].

1.2 СПП с несколькими придаточными

Особое внимание необходимо обратить на СПП с последовательным и однородным подчинением придаточных.


Последовательное подчинение придаточных предложений

При последовательном подчинении рядом могут оказаться два союза: чтоесли, чтокогда, чтохотя, что – пока, так чтохотя, сколько-столько и др.


Запятая ставится на стыке двух союзов, если второе придаточное можно опустить без перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее НЕ следует вторая часть двойного союза – то, но, так).

Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если второе придаточное нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, но, так).


Сравните:

[Я знаю],(что, (если случится беда), мне помогут).

[Я знаю],(что (если случится беда), то мне помогут). *


Однородное подчинение придаточных предложений

!Однородные придаточные могут соединяться сочинительными союзами. Знаки препинания при них ставятся так же, как и при однородных членах предложения.

[Слышно было], (как в саду шагал садовник) и (как скрипела его тачка).


!Подчинительный союз (союзное слово) перед вторым (и т.д.) однородным придаточным может опускаться, но его легко восстановить.

  • Часто в таких предложениях бывает пропущен второй подчинительный союз. Его отсутствие не влияет на пунктуацию.

[Мы увидели], (как затеплились звёзды) и (засияла луна).


В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связями на «стыке» сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). знаки препинания между союзами ставятся аналогично тому, как они ставятся на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.*


Запятая ставится на стыке двух союзов, если далее НЕ следует вторая часть двойного союза – то, но, так.

Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если далее следует вторая часть двойного союза – то, но, так.


Сравните:

[Надвигалась зима], и, (когда ударили первые морозы), [жить в лесу стало тяжело].

[Надвигалась зима], и (когда ударили первые морозы), [то жить в лесу стало тяжело].


1.3 Следует обратить внимание на то, что сочинительные союзы И, ДА = И, ИЛИ, ЛИБО могут соединять

  • однородные члены предложения → запятая перед союзом не ставится.

  • части сложносочиненного предложения → запятая перед союзом ставится.


В таких случаях при проведении синтаксического анализа необходимо в обязательном порядке выделять грамматические основы предложений, считать их количество.


Сравните:

[Все меня любили], и, (хотя я безмерно шалил ), [мне прощалось всё] ,(что бы я ни сделал).


очень люблю весну и, (когда проступает молодая зелень), спешу в лес], (чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы).