1 собирать – бир(а) –
2 запирать – пир(а) –
1 бер – соберет
Исключения : сочетание, сочетать
3 обдирать – дир(а) –
2 пер – запереть
4 обтирать – тир(а) –
3 дер – обдерет
5 замирать – мир(а) –
4 тер – обтереть
6 выжигать – жиг(а) –
5 мер – замереть
7 вычитать – чит(а)–
6 жег – выжег
8 расстилать – стил(а) –
7 чет – вычет
9 блистать – блист(а )
8 стел – расстелить
9 блест – блестеть
- Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН :
- нач а ть — нач ин а ть; прин я ть — прин им ать, пон я ть — пон им а ть, сн я ть — сн им а ть, сж а ть — сж им а ть.
- При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а.
Правописание корня зависит от ударения .
Под ударением
Без ударения
Только а : загАр, огАрок
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн
Исключения
Только о : загОрелый, угОрел
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество
Только о : склОнение, наклОнить
выг а рки, изг а рь, приг а рь
Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить
Пишется и а , и о : зАрево, зОри
утварь
Пишется только а : зАря, зАрянка
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв
зоревать
Пишется а : поплАвок
Пишется ы : плывучий, плывун
пловец, пловчиха
Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение .
Пишется А
Пишется О
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение
Исключения
корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень.
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску
корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой
поровну, ровесник, равняться, равнина
Правописание корня зависит от последующей буквы.
Условие
Примеры
Перед СТ
Исключения
только а : рАсти, подрАстать, рАстение
Перед Щ
тольо а : вырАщивать, отрАщивать
росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,подростко́вый, Ростов, Ростислав
Перед С
Перед Г
нет
только о : вырОсли,
всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое
отрасль
Перед Ж
нет
всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить
полог
Перед А
Нет А
всегда а: касаться, касание
Перед К
всегда о : прикОснуться
обычно а : прискАкать
Перед Ч
обычно о : заскочить
скачок, скачу ( и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)
К…снуться рукой, стоять на к…согоре, к…сить траву, прим…рить противников, зам…реть от восторга, прим…рять новый костюм, чудесное тв..рение, удивительные р…стения, нежное прик…сновение, к…сательная линия, вкусный тв..рог, что-то вытв..рять, кл..нировать животных, покл..ниться до земли, г..рячий чай, высокая г..ра, ог..рок свечи, уг..рел в доме, волшебное превр..щение, отр..щивать волосы, раск..чаться на качеле, заск..чить в электричку,пот..рять вещь, выт..рпеть испытание, обт..рать стол, проз..рливый старец, з..ревать на поле
Коснуться рукой, замереть от восторга, чудесное творение, удивительные растения, нежное прикосновение, касательная линия, вкусный творог, поклониться до земли, огарок свечи, угорел в доме, отращивать волосы, заскочить в электричку, обтирать стол, зоревать на поле.
- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
- 1 ) выч..сление, разоч..рованный, яг..дный
- 2) в..рмишель, ж..лание, м..кать (в воду)
- 3) зам..реть, обм..кнуть, прил..жение
- 4) пол..жение, пл..вец, вытв..рять
- 5) оп..раясь, изм..нение, раст..рать
- 1) д..визия, с..лдат, отп..реть
- 2) к..сание, передв..жение, ст..пная
- 3) нат..реть, р..сток, подр...стает
- 4) об..щавший, г..лова, покл..ниться
- 5) р..стение, прил..гательное, ск..кать
- сж..гать, орб..тальный, пол..мический
- вызв..лить,напом..нание,предст..вительный
- экз..меновать,асф..льтированный, изд..вать
4) разг..реться, укл..ниться, за́р..сли
5) выб..рающий, з..рница, выл..жи ть
«Типичные ошибки в построении предложений»
- А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
- Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Е) ошибка в построении предложения с однородными членами
- Ж) ошибка в построении предложения с косвенной речью
-
Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) повидам.
- 1) Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
- 2) Поезд прибыл согласно расписания.
- 3) В посёлке интересовались и верили всему необычному.
- 4) Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
- 5) Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
- 6) Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.
- 7) Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
- 8) Он любил и увлекался чтением.
- 9) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
- 10) Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.
- 11) Мы уже давно выписываем журнал «Природу».
- 12) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
- 13) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
- 14) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
Задание 26
- 1) ТРОПЫ
- 2) ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
- 3) СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
- 4) ПРИЕМЫ
ТРОПЫ
- 1) ЭПИТЕТ
- 2) МЕТАФОРА
- 3)ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- 4) СРАВНЕНИЕ
- 5) ФРАЗЕОЛОГИЗМ
- 6) ГИПЕРБОЛА
- 7) литота
- 8) ирония
- 9) МЕТОНИМИЯ (Я три тарелки съел)
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
- 1) ряды однородных членов
- 2)сравнительный оборот
- 3) вводные слова и конструкции
- 4) восклицательное предложение
- 5) вопросительное предложение
- 6) разговорные синтаксические конструкции
- 7) риторическое обращение
- 8) назывные предложения
- 9) обращение(-я)
- 10)многосоюзие, бессоюзие
- 11) неполные предложения
- 12) Период ( длинное многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение)
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
- 1) жаргонизм
- 2) антонимы
- 3) диалектизм
- 4) общественно-политическая лексика
- 5) термин
- 6) контекстные синонимы
- 7) лексический повтор
- 8) эмоционально-оценочные слова
- 9) книжная лексика
- 10) разговорные слова
- 11) профессиональная лексика
ПРИЁМЫ
- 1) цитирование
- 2) риторический вопрос
- 3) противопоставление (антитеза) 4)анафора
- 5) парцелляция
- 6) вопросно-ответная форма изложения
- 7) лексический повтор
- 8) перифраза(«Петра творенье»)
- 9) инверсия
- 10) градация ( Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.)
- 11) оксюморон ( тоска веселая)
- 12) эллипсис (неполное предложение)
- 1) контекстные антонимы
- 2) сравнительный оборот
- 3) фразеологизм
- 4) анафора
- 5) развёрнутая метафора
- 6) общественно-политическая лексика
- 7) вопросно-ответная форма изложения
- 8) цитирование
- 9) ряды однородных членов
- Список терминов:
- 1) метонимия
- 2) эпитеты
- 3) диалог
- 4) метафора
- 5) обращение(-я)
- 6) антитеза
- 7) сравнение
- 8) вводные слова
- 9) фразеологизмы
- Список терминов:
- 1) метонимия
- 2) эпитеты
- 3) диалог
- 4) разговорная лексика
- 5) обращение
- 6) лексический повтор
- 7) сравнение
- 8) вводные слова
- 9) парцелляция
«Типичные ошибки в построении предложений»
1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.
Он не переставал любить и вспоминать о Родине.
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.
Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.
Мы не только получили учебник, но и сборник задач.
4)Замена одной части двойного союза на инородное слово.
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).
Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.
Е, Л,
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.
И
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.
П
4)Замена одной части двойного союза на инородное слово.
З, О
5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).
А, Б, В, Г, Д, К, М,Н, С
6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.
Ж