Просмотр содержимого документа
«Задание № 3. ОГЭ по русскому языку. Средства выразительности»
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Ничто не нарушало тишину, кроме тихого шуршания кисти.
Скоро другие мальчики пойдут из дому в разные интересные места и поднимут Тома на смех за то, что его заставили работать.
Но в эту мрачную и безнадёжную минуту его вдруг осенило.
Он начал думать о том, как весело рассчитывал провести этот долгожданный день, который вдруг наполнился скорбью.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Когда наступило субботнее утро и всё в летнем мире дышало свежестью и кипело жизнью, Том появился на тротуаре с ведром извёстки и длинной кистью в руках.
Уж не знаю как тебе, а Тому Сойеру это дело по душе.
Одна эта мысль жгла его, словно огонь.
Он начал думать о том, как весело рассчитывал провести этот долгожданный день, который вдруг наполнился болезненной скорбью.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Следовало сказать что-нибудь вроде: «Дура сосновая! Торчит тут на дороге, как гвоздь посреди стола, а люди должны шею ломать…»
Он встал на педаль, перекинул ногу и покатил , как бы всё ещё видя её, серьёзно-виноватую, со сжатым костлявым кулачком у губ, перед собой.
Алое пятнышко, которое Федя увидел на руке девчонки, сперва царапало сознание подспудно, без всяких мыслей, однако потом появилась и первая тревожная мысль.
– Гвоздь ржавый. Вот протянешь ноги от заражения…
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
Федя, глядя поверх золотистой девчонкиной головы, со снисходительным вздохом произнёс раздельно:
– Дэ-тэ-пэ…
Однако беспокойство начало грызть его ощутимее, и Федя понял, что так просто теперь от этого не отвяжешься.
Федя с тяжёлым сердцем поехал назад.
Морщась, как от собственной боли, он прижал к ранке пропитанную йодом марлю.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Они были совсем круглые, только с глубокой складкой, прямо посере-дине, и с треугольным клювиком.
Потом, чтобы не было свалки, я стал заранее говорить, какого голубка кому посылаю.
На одном рисовал всякие узоры, на другом – плавающие среди моря кораблики, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек, и всякие космические картинки, и ещё много всего.
А мама снова и снова, не желая меня слушать, заводила волынку об интернате.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Когда мама в очередной раз заговорила об интернате для инвалидов, куда она хотела отправить меня на лето, внутри меня всё сжалось.
На одном рисовал всякие фантастические узоры, на другом – плавающие среди моря кораблики, на третьем – сказочные города, на четвёртом – волшебные цветы и бабочек, и всякие таинственные космические картинки, и ещё много всего.
Мама была рада, что я прославился, а я не очень радовался: в газете зачем-то написали и то, что я «прикован к инвалидному креслу».
А мама снова и снова, не желая меня слушать, заводила свою песню об интернате.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
2) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
3) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
4) Прошло немалое время, пока я узнал музыку
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.
2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.
4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
10. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.