СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 4 "Правила пунктуации в простом предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 4, "Правила пунктуации в простом предложении" ТЕОРИЯ

Просмотр содержимого документа
«Задание 4 "Правила пунктуации в простом предложении"»

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ:  тире, запятая, двоеточие   ЗАДАНИЕ 4.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие

ЗАДАНИЕ 4.

Укажите соответствие:  ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА     А)Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. 1) И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно. 2) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире. 3) Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов. 4) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях. В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире 5) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.

Укажите соответствие:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно.

2) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем.

Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

3) Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов.

4) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире

5) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.

Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым   Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др.  Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить  ТИРЕ  ТИРЕ   ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено  Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п.  Учение – свет. Дважды два – четыре. Инф. – Инф.  Лгать другу – унижать самого себя. Инф. (сущ) – Сущ. (инф).  Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо. Инф – предикативное наречие на  – О.  Потерпеть поражение – позорно! Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п.  Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Не ставится : если есть связки, частица НЕ.

Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым  

Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др. Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить  ТИРЕ ТИРЕ   ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено 

Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п.  Учение – свет. Дважды два – четыре.

Инф. – Инф.  Лгать другу – унижать самого себя.

Инф. (сущ) – Сущ. (инф).  Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо.

Инф – предикативное наречие на  О.  Потерпеть поражение – позорно!

Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п.  Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Не ставится : если есть связки, частица НЕ.

Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире) Запятая ставится:  если несколько однородных членов не соединены союзами:  дождик, ветер, снег  если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато:  мал, да удал если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.:  И дождик, и ветер, и снег. обратите внимание:  запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен:  Дождик, и ветер, и снег если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.: Не только дождик, но и снег. если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ:  яблоки и груши, сливы и бананы.

Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)

Запятая ставится: 

  • если несколько однородных членов не соединены союзами:  дождик, ветер, снег 
  • если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато:  мал, да удал
  • если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.:  И дождик, и ветер, и снег.
  • обратите внимание:  запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен:  Дождик, и ветер, и снег
  • если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.: Не только дождик, но и снег.
  • если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ:  яблоки и груши, сливы и бананы.
Запятая не ставится: Если однородные члены связаны союзом  И:  дождик и снег В устойчивых сочетаниях:  и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др. Если несколько определений не являются однородными:  большой красный стол. Двоеточие ставится:   Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова:  Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины.  Тире ставится:   Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.  Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.  Два тире ставится:  Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова:  Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.

Запятая не ставится:

  • Если однородные члены связаны союзом  И:  дождик и снег
  • В устойчивых сочетаниях:  и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.
  • Если несколько определений не являются однородными:  большой красный стол.
  • Двоеточие ставится:  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова:  Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины. Тире ставится:  Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом. Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю. Два тире ставится: Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова: Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.
Знаки препинания при обособленных определениях Определение  обособляется,  если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре. Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова. Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном. В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению.  Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять. Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения. Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.

Знаки препинания при обособленных определениях

  • Определение  обособляется, 
  • если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова
  • Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.
  • Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова.
  • Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.
  • В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению. 
  • Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.
  • Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.
  • Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.
Знаки препинания при приложении: Запятыми  выделяется Приложение, относящееся к личному местоимению: Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.  В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному: Звезды, живые цветы неба, горели над нами. Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ: Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике. Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его  или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например: Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.  Тире  ставится: Перед приложением, стоящим в конце предложения: Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.

Знаки препинания при приложении:

  • Запятыми  выделяется
  • Приложение, относящееся к личному местоимению:
  • Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире. 
  • В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному:
  • Звезды, живые цветы неба, горели над нами.
  • Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:
  • Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.
  • Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его  или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например:
  • Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук. Тире  ставится:
  • Перед приложением, стоящим в конце предложения:
  • Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах Обстоятельство  обособляется: В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием. Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.  Обстоятельство  не обособляется: Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию) Он читал лежа.  Если деепричастие  входит в состав фразеологизма Работал спустя рукава  Обратите внимание:  Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом  И,  а также после него нужна запятая.  Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана.  (неоднородные)  Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

  • Обстоятельство  обособляется:
  • В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием.
  • Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять. Обстоятельство  не обособляется:
  • Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию)
  • Он читал лежа. Если деепричастие  входит в состав фразеологизма
  • Работал спустя рукава Обратите внимание:  Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом  И,  а также после него нужна запятая. Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана.  (неоднородные) Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)

Знаки препинания при сравнительных оборотах:

  • Сравнительные обороты с союзами  как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели  обособляются: 
  • К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями.
  • Косте было легче, нежели остальным.
  • Запятая ставится перед  как  в оборотах  НЕ КТО ИНОЙ, КАК  и  НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: 
  • Честолюбие есть не что иное, как жажда власти. Не ставится запятая:
  • Если союз  как  имеет значение  «в качестве» , то запятая перед ним не ставится.
  • Он пошел с нами в лес как проводник. Если сравнительный союз входит в состав сказуемого:
  •   Она словно ожила. 
  • Не ставится запятая перед  как  и  чем  в оборотах  не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем  и т. п., если они употребляются не при сравнении, например:
  • Мне пришлось превратиться в рака не более как на час. Меньше чем через минуту прозвенел звонок. Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: 
  • Бледный как смерть. Сидеть как на иголках.

!!! Следует отличать  сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)

Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения Уточняющим  называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:  Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня  (подлежащее).  Внизу, в тени, шумела река  (обстоятельство).

Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения

Уточняющим  называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения: Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня  (подлежащее). Внизу, в тени, шумела река  (обстоятельство).

Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры. Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов:  в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно,   то есть, или   (в значении «то есть»),  иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и  (в значении «и притом») и т. п.: От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса.  Над ним часто посмеивались, и справедливо.   Кроме него, пришло еще пять человек.
  • Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
  • Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов:  в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно,   то есть, или   (в значении «то есть»),  иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и  (в значении «и притом») и т. п.:
  • От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса. Над ним часто посмеивались, и справедливо.  Кроме него, пришло еще пять человек.
Другие случаи постановки тире в простом предложении: ТИРЕ  ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов. Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков.  ТИРЕ  также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения. Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани.

Другие случаи постановки тире в простом предложении:

  • ТИРЕ  ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов.
  • Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков. 
  • ТИРЕ  также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения.
  • Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ  Слова автора предшествуют прямой речи    А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».   Прямая речь предшествует словам автора:    «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а.    Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)   “П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.    “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.    “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.    “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”.    “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”.    “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.    Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)   А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.    А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.    А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа. 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ 

  • Слова автора предшествуют прямой речи   А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».  
  • Прямая речь предшествует словам автора:   «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а. 
  •   Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)  “П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.   “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.   “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.   “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”.   “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”.   “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. 
  •   Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)  А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.   А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.   А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа. 
Знаки препинания при цитировании  Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора.  Белинский писал: «….».  Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.    Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:  «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).    «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).    Эпиграфы , как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками  Береги честь смолоду.    Пословица. 

Знаки препинания при цитировании 

  • Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. 

Белинский писал: «….». 

  • Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. 

 

  • Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: 

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).   «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). 

  • Эпиграфы , как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками 

Береги честь смолоду.   Пословица.