Морские карты. Это географические карты специального (инженерно-технического) назначения. Они различаются по назначению, масштабу и другим признакам. В основном выделяют два типа: навигационные и вспомогательные (справочные) карты. Морские навигационные карты (МНК) предназначены для обеспечения безопасного плавания судна. На них выполняют счисление пути судна и определяют его местоположение (координаты). Они подразделяются на общие и специальные, общие, в свою очередь, на генеральные, путевые, частные карты и планы. Генеральные карты (масштаб от 1:500 000 до 1:5 000 000) используют для плавания в океане и предварительной прокладки, путевые карты (масштаб от 1:100 000 до 1:500 000) — для прибрежного плавания, частные карты и планы - для плавания в узкостях, стесненных районах, на акваториях портов и гаваней. К специальным навигационным картам относятся радионавигационные карты, применяемые дня прокладки обсерваций, выполненных с помощью радионавигационных систем, навигационно-промыслоные карты с подробной грунтовой характеристикой морского дна и другой информацией, полезной для решения промысловых задач. Справочные и вспомогательные карты составляют группу, состав которой время от времени меняется. Важнейшими из них являются карты рекомендованных путей, гидрометеорологические карты, карта часовых поясов, карты распределения элементов земного магнетизма, карты-сетки и др. Карты этой группы могут объединяться в атласы по тематическому принципу (например, атлас приливоотливных течений) . Руководства для плавания издают в виде книг, содержащих информацию, которая не может быть представлена графически даже на самой подробной карте. Таковы рекомендации для плавания в различных условиях, правила плавания в районах с определенным режимом, подробные данные о СНО и др. Использование руководств совместно с картами позволяет обеспечить безопасность мореплавания в любых наиболее сложных в навигационном отношении районах. Существуют три основных вида руководств для плавания: лоции, навигационно-гидрографические обзоры, описание СНО. Основное место в числе руководств для плавания занимают лоции. В них содержится информация об условиях плавания в данном районе, о выборе курсов, о местных особенностях. Лоции иллюстрированы фотографиями или рисунками приметных мест побережья, что помогает опознать его при подходе с моря. Каждая книга лоции содержит обзор определенного района, гидрометеорологический очерк, правила плавания, навигационное описание побережья, указания для выбора генеральных курсов, справочный отдел, алфавитный указатель. Навигационно-гидрографические обзоры характеризуют крупные водные бассейны в гидрометеорологическом и навигационно-гидрогра- фическом отношении. Описания средств навигационного оборудования содержатся в двух основных руководствах: "Огни и знаки" ("Огни"), "Радиотехнические средства навигационного оборудования". "Огни и знаки" ("Огни") — пособие, характеризует советские воды и воды иностранных государств, содержит сведения о всех штатных СНО (за исключением вех). Под огнями понимаются маяки, плавучие маяки, аэромаяки, светящие знаки и буи, под знаками — несветящие знаки и несветящие буи. Пособие охватывает определенный район или побережье одной страны. Информация в нем дается в табличной форме. Отыскание нужных сведений облегчается наличием алфавитного указателя названий СНО, по которому можно узнать порядковый номер в таблице. "Радиотехнические средства навигационного оборудования" — пособие, содержит информацию о радионавигационных системах, морских радиомаяках, прибрежных аэромаяках, радиопеленгаторных станциях, радиостанциях, работающих по запросу для пеленгования, радиолокационных маяках и др. Это пособие в одной книге содержит сведения по большому району (по всему морю или океану). Из других руководств для плавания следует назвать: "Расписание радиопередач гидрометеорологических сведений и навигационных Извещений мореплавателям", "Океанские пути мира", "Сводные описания опасных, запретных и ограниченных для плавания районов", таблицы приливов, правила плавания и т. д. Корректура карт и пособий. Информация, содержащаяся на морских картах и в пособиях для плавания, подвержена непрерывным изменениям и дополнениям. Этот процесс неизбежен и протекает помимо воли мореплавателей. Строятся новые порты, развивается сеть СНО, что-то устаревает и упраздняется. Даже географические объекты подвержены изменениям. В связи с этим требуется непрерывное поддержание карт и пособий на уровне современности, т. е. их систематическая корректура. Текущая корректура карт и пособий производится вручную (красными чернилами) либо путем вклеек. Сведения по корректуре поступают двумя основными путями: в виде печатных Извещений мореплавателям (ИМ ГУНиО МО), в виде радиоизвещений для судов, находящихся в море (НАВИМ, НАВИП). Навигационная проработка рейса. С получением рейсового задания на судне, помимо прочих дел, начинают навигационную подготовку — планирование перехода, являющееся важнейшим элементом общей организации штурманской службы. При подборе карт и пособий на переход штурман пользуется "Каталогом карт и книг". Прежде чем начать работу с подобранными материалами, их необходимо откорректировать по последним Извещениям мореплавателям. Выбор пути судна осуществляют, исходя из общего принципа "кратчайший и безопасный". При этом должны быть приняты во внимание и многие другие обстоятельства, например такие, как близость режимных вод, экономических зон, территориальных вод, системы разделения движения и т. п. Вопросы для самоконтроля 1. Как классифицируются средства навигационного оборудования (СНО) ? 2. Каково назначение основных радиотехнических средств навигационного оборудования? 3. Опишите системы ограждения опасностей плавучими предостерегательными знаками. 4. Как подразделяются морские навигационные карты? 5. Охарактеризуйте основные виды руководств для плавания. 6. Кем и как производится корректура карт и пособий? 7. Что подразумевается под навигационной проработкой рейса? 8. Какие существуют виды сигналов и сигнальных станций? |