- формировать навык в постановки ударения в словах и переносу слов.
- расширять кругозор учащихся.
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Цель этапа, время | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П- парная, Г - групповая) | Дидактические материалы, оборудование | Формы контроля | Формируемые УУД |
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р - регулятивные, К - коммуника- тивные) | Личностные |
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 1 мин. | Словесный метод, беседа | Приветствие учащихся. - Здравствуйте, меня зовут Юлия Романовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. -Итак, проверим готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебник, тонкая тетрадь, пенал, дневник. - Ребята, с каким настроением надо начинать урок, чтобы он прошел успешно? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. - Мы отправимся сегодня в страну невыученных уроков, чтобы помочь Вите Перестукину. - А кто-нибудь знает кто такой Витя Перестукин? - Как он попал в страну невыученных уроков? - На пути у нас будут встречаться испытания, с которыми нам будет необходимо справиться, чтобы вернуть Витю обратно в школу. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Ф | Наглядный матерал | Контроль учителя | | П: осуществление поиска и выделение необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. Р- Понимать и принимать учебную задачу. | Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое. | |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии |
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 5 мин | Практический, выполнение упражнения | - Откройте тетради, запишите число, сегодня 17 июня, Классная работа. - При входе в страну невыученных уроков, нас ждет первое испытание, с которым вы с легкостью справитесь. - На доске зашифрованные слова, ваша задача их расшифровать. Какие слова у вас получились? - Запишите их в тетрадь. АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП. Вывод: Молодцы, ребята. Мы с вами помогли Вите справится с первым заданием и теперь он поднялся на первую ступень по пути к школе. | Ответы учащихся. Записывают слова в тетрадь. | Ф И | Наглядный материал, тетрадь | Контроль учителя | Умение структурировать знания, воспроизводить информацию по памяти. | П: отвечать на вопросы учителя, умение следовать инструкции. К- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | | | | | | | | | | | | | | | |
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. 5 мин | Словесный: беседа с элементами рассуждения, проблемная ситуация. | - Ребята, следующим нашим заданием будет помочь получить Вите знания, но для этого нужно очень внимательно послушать и выполнить задание. - Посмотрите на доску. Что вы видите? (предложение) - Прочитайте его. (Дети в парке видели красивое дерево.) - Учитель записывает предложение на доске и демонстрирует детям, что слово «красивое» не помещается на строке и задает детям вопрос, как поступить. - Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь? (по правилам) - Давайте вспомним, какие правила вы уже знаете? - В русском языке живут гласные и согласные. Они дружат между собой. Согласные во всём соглашаются с гласными. Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи. Образуется слог, и согласные начинают разговаривать. Слог - это союз гласных и согласных. Правда, слог может состоять и из одного звука, обязательно гласного, а вот из одного согласного - никогда. Плохо звучит согласный звук, когда он один. Иногда в слог встаёт ещё один согласный и звуков становится три. Бывает в слоге и больше звуков, но гласный всегда только один. - Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слога без гласного звука не бывает.) | Учащиеся слушают и отвечают на вопросы. Ответы учащихся. | Ф | Наглядный материал, учебник | Контроль учителя | Формулирование конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения. | К: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. | Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. 4 мин | Словесный: беседа с элементами рассуждения | - Откройте учебник на с. 68 и прочитайте тему. («Слог. Ударение. Перенос слова».) -Чему вы можете научиться сегодня? (Научимся переносить слова, правильно находить ударение и делить слова на слоги) - Какую цель мы перед собой поставим? - Для достижения цели нам нужен план, по которому мы будем работать на уроке. План 1. Узнать, как переносить слова, правильно находить ударение и делить слова на слоги 2. Научиться самостоятельно, переносить слова, находить ударение и делить слова на слоги Вывод: Для того чтобы достичь цели урока, выполним задание из учебника. | Ответы учащихся. Формулирование цели, плана урока. | Ф | учебник | Контроль учителя | Проводить логические рассуждения и делать выводы. | П: ориентировка в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
5. Этап реализации построенного проекта |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. 7 мин | Словесный, диалог; Практический, упражнение. | - Обратимся к первому пункту плана. - Прочитайте стихотворение. Кто его автор? - Какой условный знак вы видите на полях учебника? - Прочитайте вопрос. Что необычного в записи последнего предложения? (Слова разделены на слоги.) - Почему автор разделил слова на слоги? (Изображает гудок автомобиля.) - Прочитайте, какое задание нужно выполнить письменно. - Какие правила деления на слоги нужно вспомнить, прежде чем выполнять задание? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) (Учащиеся выполняют задание с комментированием по цепочке. Ученик читает строку, затем делит слова на слоги.) - Что вы добавите к нашим рассуждениям? (В слоге обязательно есть гласный звук.) - Как переносят слова с одной строки на другую? (По слогам.) - Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.) - Как переносят слова с удвоенными согласными? (Одну букву оставляют на строке, другую переносят.) - Что такое ударение? Как найти ударный слог в слове? - Прочитайте правило в учебнике. Вывод: Прочитайте первый пункт плана, выполнили ли мы его? Какие правила переноса вы узнали? Что такое слог? Что такое ударение? | Ответы учащихся. Выполняют задание в тетради. | Ф И | Учебник, тетрадь в линейку | Контроль учителя | Умение применять полученные знания на практике | Р: Выполнение учебного задание в соответствии с целью К: Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. | Формирование мотивов достижения |
Физкультминутка 1 мин | | Поглядело солнце вправо, А потом налево. (повороты головой) Лучи свои расправило (руки в стороны) И нас теплом согрело. (обнять себя и присесть) Отдохнули! Садимся, продолжаем работу. | Повторение движений за учителем | | | Контроль учителя | | | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. 10 мин | Практический метод: упражнение | - Выполним второй пункт плана, чтобы Витя поскорее вернулся в школу. Упр. 108 прочитайте слова. Как ответите на вопрос? (Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести.) - Прочитайте, как будете показывать место переноса. (Учащиеся по цепочке у доски комментируют способы переноса.) | Ответы учащихся. Выполнение заданий в тетради. | Ф И | Учебник, тонкая тетрадь | Контроль учителя | Умение применять полученные знания на практике | Р: Проведение пошагового контроля под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; | Развитие речи, логического мышления, высказывание своего мнение я |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. 5 мин | Практический метод, Самостоятельная работа | - А теперь поработаем самостоятельно. На выполнение работы у вас пять минут. Учитель комментирует, что необходимо сделать в каждом из заданий. | Выполняют работу самостоятельно. | И | Раздаточный материал | Контроль учителя, самоконтроль | Умение применять полученные знания на практике. | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; | Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат; |
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. 5 мин | Практический, выполнение упражнения | - Давайте выполним упр.102 устно. - Чтобы проверить, как хорошо вы усвоили тему урока, откроем рабочую тетрадь на стр. 28. - Посмотрите на задание 59, прочитайте его. - Давайте выполним его. -Отлично. Все верно. - Давайте теперь прочитаем и выполним задание 60. - Проверьте с помощью учебника, правильно ли вы написали слова. Вывод: Ребята, мы с вами прошли все испытания, с нашей помощью Витя разобрался в своих ошибках и больше не повторит их, ведь мы помогли ему выбрать из страны невыученных уроков в школу. | Ответы учащихся. Выполнение заданий в тетради. | Ф и | Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь в линейку. | Контроль учителя самоконтроль, взаимоконтроль | Установление причинно-следственных связей. | К: отстаивание своих предложений по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу; | Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. 5 мин | Словесный метод, беседа | -Подведём итог урока. -Вспомним цель нашего урока. - Достигли мы цели урока? - Выполнили план урока? - Как вы думаете, почему Витя сам не смог разобраться в заданиях? Совершенно верно. Какой бы совет вы дали Вите, для того, чтобы он больше не попадал в такие ситуации? - Что такое слог? Что такое ударение? Назовите правила переноса. -Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке. | Ответы учащихся. Оценивание своей деятельности. | ф | | Контроль учителя | Выстраивание цепочек логических рассуждений, делать выводы | Р: Выполнение самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности на уроке | Развитие навыков и в проведение самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. |