СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание на формирование Естественно-научной грамотности учащихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание на формирование ЕНГ у учащихся

Просмотр содержимого документа
«Задание на формирование Естественно-научной грамотности учащихся»

«Моющие средства для посуды:

когда помощники становятся врагами»



Без использования синтетических моющих средств сложно представить современную жизнь. Стиральные порошки и средства для мытья посуды являются неотъемлемой частью цивилизации, в которой обитает человек. К сожалению, как и многие другие достижения науки, подобные химические изделия имеют оборотную сторону медали. Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные средства. Чаще всего в составе средств для мытья посуды содержатся следующие компоненты: ПАВ (анионогенный и неионогенный), минеральная соль, бетаин, энзим, щелочь, лауретсульфат натрия, кокосовая и лимонная кислота — все перечисленное служит для удаления загрязнений. Большая часть из перечисленных средств низкотоксичны, но не все безопасны. Все ароматы чистящих средств – будь то «лимон» или «женьшень» - призваны не скрасить для вас процедуру мытья посуды, а замаскировать резких запах химикатов, входящих в состав геля. Для людей с ослабленным иммунитетом это чревато мигренями и заболеваниями дыхательных путей.

Наконец, самый большой вред для организма моющее средство может нанести, если вы плохо ополоснете посуду. В таком случае вместе с едой в желудок попадут химикаты – поверхностно-активные вещества, кислота, способствующая образованию пышной пены при мытье посуды и многие другие. Регулярное «поедание» этих химикатов способствует не просто пищевому отравлению или нарушению обмена веществ, но и сбою в работе внутренних органов, гастриту и, как следствие, язве желудка. К большой радости хозяек, на рынке бытовой химии появились средства для мытья посуды с пометками «ЭКО». В состав таких средств входят натуральные компоненты. Натуральные компоненты заменяют вредные вещества, входящие в состав моющих средств. Производители таких средств утверждают, что они не нанесут вред здоровью. Как разобраться в большом количестве моющих средств для посуды и самое главное, выбрать безопасное для нашего здоровья.

Задание № 1

Вид грамотности

Естественнонаучная

компетенция

Научное объяснение явлений

Оцениваемые умения

-применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Система оценивания

Балл

Содержание

1

Выбран объект № 2. Дано обоснование: У каждого моющего средства разный состав, более благоприятный из всех средств по составу является SYNERGETIC, т.к. содержит растительные компоненты и пищевые красители

0

Другие ответы



Обучающаяся 10 химико-биологического класса, Кузнецова Полина, решила проверить действительно ли моющие средства для посуды с пометкой «Эко» безопасны для здоровья человека. Для этого она выбрала три объекта для изучения моющих средств и изучила их состав по информации на торговых этикетках, данные внесла в таблицу.



Таблица № 1. Сравнительный анализ состава

исследуемых моющих средств

Название моющего средства

Состав

Особенности применения

Меры предосторожности

Рекламные обещания

Срок годности

№ 1. SYNERGETIC

Дистиллированная вода

Комплекс растительных А-тензитов, Н-тензитов

Глицерин

Масла герани, бергамота, сантала, петигрейна

Пищевой краситель


Обладает 100% смываемостью

Подходит для мытья фруктов, детской посуды и игрушек

Эффективно устраняет запахи, удаляет жир даже в ледяной воде

Беречь от детей

При попадании средства в глаза промыть водой

Использовать по назначению

Средство биоразлагаемое для мытья посуды и детских игрушек

24 месяца

№ 2.Chirton

Вода деионизированная

АПАВ-5-15%

НПАВ-менее 5 %

ЭДТА

NaCl

Глицерин

Отдушка

Красители

консерванты

Средство для мытья посуды, тщательно ополоснуть

Использовать по назначению

Избегать попадания в глаза

Не глотать

-

24 месяца

№ 3.

Mitsuel

ПАВ

(нормальный 16 % алкилбензолсульфонат натрия), стабилизатор

Средство для мытья посуды

Использовать по назначению

Избегать попадания в глаза


Средство для мытья посуды, овощей и фруктов с ароматом лайма

1 год

Используя данные таблицы, определите безопасное средство для мытья посуды с точки зрения его состава:_______________________________________________________________

Ответ обоснуйте:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2

Вид грамотности

Естественнонаучная

компетенция

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Оцениваемые умения

-анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы



Система оценивания

Балл

Содержание

1

Выбраны утверждения 1, 2,5. Другие не выбраны

0

Другие не названы



Для определения влияния моющих средств для посуды на живые организмы, Полина воспользовалась методом биотестирования. Биотестирование – процедура установления токсичности среды с помощью тест-объектов. Для этого было посажено по 30 семян огурцов (сорт «Тополек») в четыре контейнера и производился полив: 1 (контрольный) - полив водой; 2 (SYNERGETIC) – полив 0, 1 мл моющего средства; 3 (Chirton) - полив 0,1 мл моющего средства; 4 (Chirton)-полив 0,1 мл моющего средства. С каждым поливом увеличивала концентрацию моющего средства на 0, 1 мл. Наблюдения всхожести семян оценивала на 3, 4, 6 день. Результаты эксперимента представила на диаграмме:

Какие из приведенных выводов соответствуют результатам представленным на диаграмме:

1)Всхожесть семян огурца в «SYNERGETIC» была больше всех

2)Состав моющих средств для посуды не оказывает существенного н всхожесть семян

3) Комплекс растительных А-тензитов, Н-тензитов улучшает всхожесть семян

4) Пищевые красители, входящие в состав моющего средства оказывают влияние на снижение всхожести семян

5)Метод биотестирования является эффективным для наглядного представления вредного влияния моющих средств на живые организмы


Задание №3

Вид грамотности

Естественнонаучная

компетенция

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Оцениваемые умения

-оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства на основе эксперимента



Система оценивания

Балл

Содержание

2

Предложены два вывода, соответствуют требованиям в задании:

- Растения, поливаемые водой, разрослось и зеленело. Стебли были длинные и хорошо развиты листья.

-Растения, поливаемые моющими средствами для посуды, имеют низкие показатели по всем исследуемым параметрам

- Приближенные значения к контрольному образцу (H2O) были у средства «SYNERGETIC», это указывает, что средство с пометкой «Эко» является безопасным для живых организмов

1

Предложен один вывод, соответствующий требованиям в задании

0

Нет ответа; предложенные выводы не соответствуют требованиям задания.

Девушка продолжила свои наблюдения и решила изучить влияние моющих средств для посуды на вегетативное развитие проростков. Она считает, что это может стать доказательством влияния вредного воздействия моющих средств на здоровье человека. Для этого она провела замеры ширины листа и длины стебля проростков. Полученные результаты внесла в таблицы № 1, 2.

Таблица № 1.

Сравнительный анализ вегетативного развития проростков огурца.

Тест-объект

Длина стебля

Длина листа

Ширина листа

H2O

5,8

1,6

1,07

№ 1 «SYNERGETIC»

5,5

1,2

1,09

№2«Chirton».

3,4

1,0

0,6

№ 3 Mitsuel

3,2

1,2

0,5

Таблица № 2. Появление третьего листа

Название моющего средства/дни

вода

№ 1

№ 2

№ 3

7 день

1

0

0

0

8 день

1

1

0

0

9 день

3

2

0

0

всего

5

3

0

0

Используя данные таблицы, сформулируйте два вывода о влиянии моющих средств на рост и развитие проростков:

1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4

Вид грамотности

Естественнонаучная

компетенция

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Оцениваемые умения

-преобразование одной формы представления данных в другую



Система оценивания

Балл

Содержание

3

Построены все ТРИ диаграммы с учетом всех данных внесенных в таблицу, подписаны оси

2

Построены ДВЕ диаграммы с учетом всех данных внесенных в таблицу, подписаны оси

1

Построены правильно ДВЕ диаграммы, но допущены ошибки в оформлении (не подписаны оси, ошибки в данных, столбцы диаграммы не отличаются по цвету)

0

Нет ответа, построена одна диаграмма



Результаты своих исследований , Полина решила представить на уроке химии. Для визуализации своей работы, девушка составила презентацию, а таблицы с замерами представила в виде диаграмм. Используя таблицу № 1 из задания № 3 постройте диаграмму, иллюстрирующую сравнительный анализ вегетативного развития проростков огурца.