Задача «Загадки родословных»
Составитель: Н.И. Соколова, МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново Смоленская область
Общая характеристика задачи.
Предмет: биология
Класс: 10
Цель задачи: задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов, для изучения методов исследования генетики человека и генетики и здоровья человека.
Действия учащихся: данная задача может быть использована как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
находить точную информацию в тексте;
переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи. Использованные источники:
Биология. 10-11 классы/Под ред. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник- М.:Дрофа, 2014.
Биология. Сборник задач по генетике/Под рекд. А.А. Кириленко.- Ростов- н/Д:Легион, 2012.
Схемы из интернета.Текс задачи.
Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности
А.С. Пушкин
Родословная - это сведения о семье. Почему же так важно помнить о каждом своем предке? В античность, для подтверждения своей личности и происхождения человеку необходимо было назвать всех своих предков по мужской линии. В Древнем Риме собрание в доме скульптур, изображающих предков, являлось показателем высокого статуса.
В Средние века в Европе каждый рыцарь гордился своим происхождением, стараясь не запятнать честь рода.
В эпоху Возрождения были созданы первые генеалогические таблицы правящих династий, подготовлены книги и требования к документальному подтверждению родословной.
Необходимость подтверждения родословной в 16 веке в Европе и в России была связана с правом наследования.
У крестьян за родословными следили по более значимым для будущего причинам: близкородственные браки приносили больное потомство, а потому были запрещены.
На Руси при выборе невесты родители обращали внимание не только на внешность, но и на такие качества, как миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Смотрели, какая работница и какое у нее здоровье. Говорили: «Жену выбирай не глазами, а ушами», брали «по хорошей славе». Присматривались к родне невесты до пятого колена: смотрели, нет ли пьяниц, буянов, сумасшедших. Даже пословица была: «Выбирай корову по рогам, а невесту - по родам».
Современное поколение людей составляет свои родословные осознанно. Детальное изучение родословной семьи поможет выявить семейные закономерности. Метод составления родословных (генеалогический метод) позволяет, используя данные по членам нескольких родственных семей, определить тип наследования какого-либо признака. В качестве примера использования этого метода можно привести определение характера наследования гемофилии по родословной носительницы этого заболевания, английской королевы Виктории.
Первая задача при анализе родословной - установление наследственного характера признака. Если в родословной встречается один и тот же признак (или болезнь) несколько раз, можно думать о его наследственной природе.
Далее необходимо установить тип наследования. Для этого используют принципы генетического анализа и различные статистические методы обработки данных, полученных из родословной.
Менделевским закономерностям наследования подчиняются только моногенные наследственные заболевания, т.е. заболевания, этиологическим фактором которых является мутация одного гена. В зависимости от локализации и свойств гена различают: аутосомнодоминантный тип наследования (к таким болезням относится синдром Марфана и полидактилия) и аутосомно-рецессивный тип наследования (альбинизм и тяжелая наследственная болезнь - фенилкетонурия), когда ген расположен в одной из 22 пар аутосом (неполовых хромосом). Если к болезни приводит патология гена половой Х- хромосомы, то речь идет о наследовании, сцепленном с полом. Примером такого заболевания может служить гемофилия.
Точность анализа будет зависеть от числа проанализированных поколений и количества персон в каждом поколении при безусловно хороших ваших знаниях.
Задание 1.
Метод, который используется в генетике человека
1. гибридологический 2. индивидуальный отбор
3. генеалогический 4. массовый отбор
Задание 2.
На рисунке представлено графическое изображение родословной супруги последнего российского царя Николая II - Александры. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича Алексея.
Задание 3.
По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы родителей и детей в первом поколении.
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность: выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ: 3.
Балл: 1.
Задание 2.
Деятельность: перевод одной формы текста(схемы) в другую (словесный текст).
Ответ:
В русскую императорскую семью заболевание попало через жену Николая II императрицу Александру. Матерью немецкой аристократки была герцогиня Алиса, дочь королевы Великобритании Виктории.
Царевич Алексей унаследовал ген гемофилии от матери. Речь идет о наследовании, сцепленном с полом.
Чаще всего гемофилией болеют мужчины, а женщины с виду здоровые становятся носителями пораженного гена.
Критерии оценивания:
Описаны все элементы схемы, получился связный текст, биологические ошибки отсутствуют - 3 балла.
Описаны не все элементы схемы или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст - 2 балла.
Описаны не все элементы схемы и не получился связанный текст или описаны все элементы схемы, но не получился связанный текст и есть биологические ошибки - 1 балл.
Ответ неверный - 0 баллов.
Задание 3.
Деятельность: уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
Ответ: анализ родословной показывает, что признак, обозначенный черным цветом, рецессивный. Генотипы матери - аа (фенотипически проявляется исследуемый признак), генотип отца - АА или Аа (исследуемый признак фенотипически не проявляется). Дети (дочь и сын) гетерозиготны, их генотип Аа, исследуемый признак не проявляется фенотипически.
Критерии оценивания:
Установлен характер проявления признака (доминантный или рецессивный). Определены генотипы родителей и детей в первом поколении, биологические ошибки отсутствуют - 3 балла.
Установлен характер проявления признака (доминантный или рецессивный). Определены генотипы родителей и частично определены генотипы детей в первом поколении, биологические ошибки отсутствуют - 2 балла.
Установлен характер проявления признака (доминантный или рецессивный). Частично определены генотипы родителей и детей в первом поколении, биологические ошибки отсутствуют - 1 балла.
Ответ неверный - 0 баллов.