Просмотр содержимого документа
«Задания для диагностики предметных образовательных результатов по литературе»
Задания для диагностики предметных образовательных результатов
по литературе с учетом уровня освоения материала
ФИО учителя: Алексеева Светлана Павловна
Класс:7
УУД (метапредметный результат): смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формулировка задания. Сопоставить образы Петра I и Карла IX в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и определить отношение автора к героям.
(Задание выполняется на отдельных листах)
Инструмент проверки: модельный ответ, аналитическая шкала.
Модельный ответ.
1. Цитатный план отрывка
1) Горит восток зарею новой…
2) Из шатра,/Толпой любимцев окруженный,/Выходит Пётр
3) В качалке, бледен, недвижим,/Страдая раной, Карл явился.
4) Но близок, близок миг победы. /Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
2. Из всех событий Полтавского боя А.С.Пушкин выделяет эпизод, связанный с появлением Петра 1. Это воодушевило русское войско, придало силы нашему воинству. «Гул» сражения помогают услышать глаголы «разят», «шипят», «рубятся», а также отглагольные существительные («бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон»)
3.
Петр I | Карл XII |
Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен | Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. |
Он находится в самой гуще битвы. И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. Настроение Петра приподнятое, бодрое. | Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье... Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки. Настроение Карла подавленное. |
4.
Метафоры: «птенцы гнезда Петрова», «но явно счастье боевое /Служить уж начинает нам».
Сравнения: «Он весь, как Божия гроза», «И падшими вся степь покрылась, /Как роем чёрной саранчи».
Эпитеты: «славных пленников», «под градом раскаленным», «полудержавный властелин»
Средства выразительности помогают воссоздать картину Полтавской битвы, передают восторженное отношение автора к изображаемому.
Аналитическая шкала
Задание | Баллы |
1. Составление цитатного плана | 2 балла |
2. Развернутый ответ на вопрос №2 | 2 балла |
3. Сопоставление образов Петра и Карла | 2 балла |
4. Нахождение в тексте метафор, сравнений, эпитетов | 3 балла + 1 балл за указание их роли в тексте |
Итог | 10 баллов |
Критерии оценивания | «5» -10-9 баллов; «4» - 8-7 баллов, «3» - 6-5 баллов, «2» - 4 балла и менее |
Карточка. А. С. Пушкин «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава») Пётр I Полтавская битва Интерес А. С. Пушкина к истории. Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к эпохе Петра Великого. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Полтавскую битву автор называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава». Прочитайте отрывок «Полтавский бой». Составьте цитатный план отрывка: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2. Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему? Что помогает «услышать» гул сражения? 3. Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу: 4. Метафора (греч. «перенесение») – употребление слова в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, сходные с ним. Найдите в описании боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I? Метафоры: __________________________________________________________________ Сравнения: __________________________________________________________________ Эпитеты: ____________________________________________________________________ |