Практическая работа №2
Практическая работа №2
Разработка заданий для оценки читательской грамотности учащихся на основе методологии и инструментария международных исследований PISA
Задание I.
В мониторинге читательской грамотности основную долю составляют информационные тексты. Значительно меньше текстов художественных.
Рассмотрите пример стандартизированных заданий в рамках проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» и выполните задания.
Текст 2
Чудо на своем месте
Небо, глядя на Землю, как она творит горы и долы, моря и реки, деревья и травы, из одной только радости видеть чудо творения из сини своей да из облаков выслепило всего один камень – лазурит. Ну, конечно, не удержало, уронило, и одна частица сотворенного небом камня – синее око, величиной с хороший автобус, – ухнула всего‑то в полутора километрах от станции гляциологов, или попросту от домика, в котором жили ученый человек Виталий Михайлович и его внук Агей на Памире. Впрочем, случилось это несколько раньше, чем люди начали заниматься изучением ледников.
Открыл камень Агей. А потом они с дедушкой закрыли открытие.
Виталий Михайлович о науке был очень высокого мнения, а вот в разумности человечества сомневался.
– Сколько цивилизаций погубили распри и войны! – восклицал он. – Египет, Эллада, древние индийские государства, Рим! И что же? Миллионы людей, лучшие умы, снова работают на войну.
И еще в одном укорял Виталий Михайлович человечество: в неразумной корысти.
– Покажи мы этот лазурит геологам – и начнется! Тотчас все разворочают. Камень распилят на кусочки, увезут, шкатулок из него наделают, каких‑нибудь верблюдиков. А он – чудо природы. Пусть лежит в земле, покуда люди не дорастут до мысли, что чудо должно принадлежать тому месту, где сотворено природой. Не обязательно все свозить в города. Чудо на своем месте обязательно родит иное чудо. Ну, например, придет сюда мудрый человек, посмотрит на лазурит, и осенит его счастливое открытие.
Агей разгреб слой земли и глядел на синюю, словно бы в изморози, вершинку камня. Взглядывал на небо, на горы, на крошечный домишко станции и ждал, не шевельнется ли в душе какой‑нибудь корешочек какого‑то открытия?
Корешочек сидел тихо‑тихо, словно его и не было.
– Не время, – вздохнул Агей. Он был уверен: открытие за ним. Знать бы, какое? В биологии, в геологии или, может, это будут – стихи? Стихи, нужные всему миру и каждому человеку, любого открытия стоят.
Агей наклонился, прикоснулся рукой к лазуриту.
– Ладно, – сказал он точь‑в‑точь как дед. – Я к тебе приду потом. Думаешь, не понимаю, что учиться надо? Потому и уезжаю. Ты потерпи, вернусь – освобожу тебя. К тому времени люди наверняка поумнеют.
Агей забросал лазурит землей, привалил тонкое место камнем.
– Ты уж прости нас с дедушкой! – и вздохнул. Целый день вздыхалось.
(В.А. Бахревский «Агей»)
Задание 1. Учащихся какого класса (5 или 7) можно предложить текст 1? Текст 2? Обоснуйте свою точку зрения.
Учащимся 5 класса можно предложить текст 1.
Текст 2 можно предложить учащимся 7 класса. Предложенный текст В.А. Бахревского содержит проблему отношения человечества к природе, наталкивает читателей к глубокому размышлению. Данный текст отличает информационная насыщенность материала
Задание 2. Побудьте в качестве разработчиков. К одному из текстов (на выбор) составьте задания на различные группы умений.
Задания к тексту 2.
Задания по тексту для школьников (в формате PISA) | Группа умений (компетентностная область оценки) |
Задание 1. Перед вами природные камни. Какой из них, по вашему мнению, лазурит? Обоснуйте свою точку зрения. 1. 2. | Использовать информацию из текста |
Задание 2. Гляциолог – это… Путешественник, увлечённый экстремальными видами передвижения. Специалист, занимающийся изучением всех видов льда, снега, водоемов. Писатель – фантаст. | Осмыслять и оценивать содержание и форму текста |
Задание 3. Где происходят события в тексте В.А. Бахревского ? Обоснуйте свой ответ. На территории Таджикистана В России В Антарктиде | Интегрировать и интерпретировать информацию |
Задание 4. Опираясь на текст, запишите, в чём укорял Виталий Михайлович человечество? | Находить и извлекать информацию |
Задание 5. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит содержанию - Агей решил уехать, так как ему необходимо было учиться. - Агей был уверен: открытие за ним в биологии и в геологии. - Агей считал, что стихи, нужные всему миру и каждому человеку, любого открытия стоят. | Находить и извлекать информацию |
3.