СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для оценки читательской грамотности учащихся на основе методологии и инструментария международных исследований PISA

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мониторинге читательской грамотности основную долю составляют информационные тексты. Значительно меньше текстов художественных.

Рассмотрите пример стандартизированных заданий в рамках проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности»  и выполните задания. 

Просмотр содержимого документа
«Задания для оценки читательской грамотности учащихся на основе методологии и инструментария международных исследований PISA»

Практическая работа №2

Практическая работа №2

Разработка заданий для оценки читательской грамотности учащихся на основе методологии и инструментария международных исследований PISA 

Задание I.

В мониторинге читательской грамотности основную долю составляют информационные тексты. Значительно меньше текстов художественных.

Рассмотрите пример стандартизированных заданий в рамках проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности»  и выполните задания. 

Текст 2

Чудо на своем месте

Небо, глядя на Землю, как она творит горы и долы, моря и реки, деревья и травы, из одной только радости видеть чудо творения из сини своей да из облаков выслепило всего один камень – лазурит. Ну, конечно, не удержало, уронило, и одна частица сотворенного небом камня – синее око, величиной с хороший автобус, – ухнула всего‑то в полутора километрах от станции гляциологов, или попросту от домика, в котором жили ученый человек Виталий Михайлович и его внук Агей на Памире. Впрочем, случилось это несколько раньше, чем люди начали заниматься изучением ледников.
Открыл камень Агей. А потом они с дедушкой закрыли открытие.
Виталий Михайлович о науке был очень высокого мнения, а вот в разумности человечества сомневался.

– Сколько цивилизаций погубили распри и войны! – восклицал он. – Египет, Эллада, древние индийские государства, Рим! И что же? Миллионы людей, лучшие умы, снова работают на войну. 

И еще в одном укорял Виталий Михайлович человечество: в неразумной корысти.

– Покажи мы этот лазурит геологам – и начнется! Тотчас все разворочают. Камень распилят на кусочки, увезут, шкатулок из него наделают, каких‑нибудь верблюдиков. А он – чудо природы. Пусть лежит в земле, покуда люди не дорастут до мысли, что чудо должно принадлежать тому месту, где сотворено природой. Не обязательно все свозить в города. Чудо на своем месте обязательно родит иное чудо. Ну, например, придет сюда мудрый человек, посмотрит на лазурит, и осенит его счастливое открытие.

Агей разгреб слой земли и глядел на синюю, словно бы в изморози, вершинку камня. Взглядывал на небо, на горы, на крошечный домишко станции и ждал, не шевельнется ли в душе какой‑нибудь корешочек какого‑то открытия?

Корешочек сидел тихо‑тихо, словно его и не было.

– Не время, – вздохнул Агей. Он был уверен: открытие за ним. Знать бы, какое? В биологии, в геологии или, может, это будут – стихи? Стихи, нужные всему миру и каждому человеку, любого открытия стоят.

Агей наклонился, прикоснулся рукой к лазуриту.

– Ладно, – сказал он точь‑в‑точь как дед. – Я к тебе приду потом. Думаешь, не понимаю, что учиться надо? Потому и уезжаю. Ты потерпи, вернусь – освобожу тебя. К тому времени люди наверняка поумнеют.
Агей забросал лазурит землей, привалил тонкое место камнем.

– Ты уж прости нас с дедушкой! – и вздохнул. Целый день вздыхалось.

(В.А. Бахревский «Агей»)

Задание 1. Учащихся какого класса (5 или 7) можно предложить текст 1? Текст 2? Обоснуйте свою точку зрения.

 Учащимся 5 класса можно предложить текст 1.

Текст 2 можно предложить учащимся 7 класса. Предложенный текст В.А. Бахревского содержит проблему отношения человечества к природе, наталкивает читателей к глубокому размышлению. Данный текст отличает информационная насыщенность материала

Задание 2. Побудьте в качестве разработчиков. К одному из текстов (на выбор) составьте задания на различные группы умений.

Задания к тексту 2.

Задания по тексту для школьников (в формате PISA)

Группа умений

(компетентностная область оценки)

 Задание 1. Перед вами природные камни. Какой из них, по вашему мнению, лазурит? Обоснуйте свою точку зрения.

1.

2.


 Использовать информацию из текста


 Задание 2. Гляциолог – это…

  1. Путешественник, увлечённый экстремальными видами передвижения.

  2. Специалист, занимающийся изучением всех видов льда, снега, водоемов.

  3. Писатель – фантаст.

 Осмыслять и оценивать содержание и форму текста


 Задание 3. Где происходят события в тексте В.А. Бахревского ? Обоснуйте свой ответ.







  1. На территории Таджикистана 









  1. В России



  1. В Антарктиде


 Интегрировать и интерпретировать информацию


Задание 4. Опираясь на текст, запишите, в чём укорял Виталий Михайлович человечество?

 Находить и извлекать информацию


 Задание 5. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит содержанию

- Агей решил уехать, так как ему необходимо было учиться.

- Агей был уверен: открытие за ним в биологии и в геологии.

- Агей считал, что стихи, нужные всему миру и каждому человеку, любого открытия стоят.


 Находить и извлекать информацию








3.