Задания для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку в 7-8 классах в 2017-2018 учебного года.
Задание № 1.
Определите количество букв и звуков в словах.
Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.
Задание № 2.
Мы говорим: Дом сгорел дотла.
Что такое тло?
Задание № 3. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.
Задание № 4. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь?
Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, иносказание.
Задание № 5.
Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Задание № 6.
Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
1. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
2. У меня сегодня праздное настроение.
3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
4. Открывая окно, в класс влетел воробей.
Задание № 7.
Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
1) птицы одинакового оперения держатся вместе –
2) у него еще за ушами не просохло –
3) не стоит пороха и дроби –
4) птичка в руке стоит двух в кустах –
5) просто, как пирог –
6) возить уголь в Ньюкасл –
7) хранить в вате –
8) не стоит и пуговицы –
9) по самые локти –
10) убить двух птиц одним камнем –
Задание № 8.
Расположите предложенные слова в том порядке, в каком они следуют
друг за другом в словарях (например, в орфографическом), затем
пронумеруйте слова.
Шхуна, футбол, чучело, хрящик, цифра, чья, тщедушный, ухаб, щучий, хурма, шушукаться, шушуканье.
Задание № 9.
Распределите имена существительные по группам: а) существительные мужского рода; б) существительные женского рода; в) существительные среднего рода; г) существительные общего рода; д) существительные, не имеющие категории рода.
Мозоль, детвора, манго, штаб-квартира, чернила, зубрила, профессор, племя, старейшина, подмастерье, домишко, бюллетень, кашне, скульптор, ножницы, вуаль, кенгуру, рантье, Сочи, монисто, мочало, атташе, тюль.
Задание № 10.
Прочитайте приведенные ниже рекламные тексты. Употребление каких прилагательных показалось вам необычным? Укажите разряд этих прилагательных в языке и в данных текстах. Какие признаки помогают определить разряд прилагательных в этих текстах?
Порассуждай, с какой целью рекламодатели нестандартно употребляют прилагательные?
1) Кефир «Данон» - очень вкусный, очень полезный… и очень фруктовый!
2) Руль круглый-круглый, а колеса резиновые-резиновые (реклама автомобиля).
3) Самая туристическая компания в мире!