Задания олимпиады (текст для участников)
Уважаемый участник олимпиады! Приступая к выполнению заданий, прочти их внимательно и до конца. Отвечай только на вопросы, предложенные в заданиях, всё остальное просто не оценивается комиссией. Выполнять задания можешь в удобном для тебя порядке, только не забывай указывать их номера. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это невозможно, ведь олимпиады рассчитаны на максимальный уровень сложности и требуют расширенных знаний по предмету. Даже если ты можешь дать ответ только на часть задания, не стесняйся – пиши его, ведь оценивается каждый элемент ответа независимо от других элементов. Работа рассчитана на 90 минут (2 академических часа). Удачи тебе!
9 класс
Задание 1. Специальный сосуд по очереди заполняли газами (н.у.) и взвешивали. Масса сосуда, заполненного азотом, углекислым газом и неизвестным газом А, составляла 45,6 г, 48,8 г, 48 г соответственно. Определите молярную массу неизвестного газа А.
Задание 2. В склянках без этикеток находятся следующие вещества: сухие нитрат серебра, сульфид натрия, хлорид кальция; порошки серебра и алюминия, а также соляная и концентрированная азотная кислоты. В вашем распоряжении имеются вода, горелка и любое количество пробирок.
Составьте уравнения реакций и укажите признаки, по которым можно определить каждое из указанных веществ.
Задание 3. Причиной образования смога – опасного для здоровья тумана – считают большое количество выхлопных газов автомобилей при высокой влажности воздуха. В смоге присутствует ядовитый диоксид, в состав которого входит элемент Х. Диоксид получается по реакции монооксида элемента Х с атомарным кислородом, источником которого являются молекулы вещества Y.
Определите элемент Х и формулы монооксида и диоксида элемента Х, вещество Y.
Каким образом образуется атомарный кислород? Под действием чего в атмосфере образуются радикалы?
3) Напишите два уравнения реакций образования диоксида Х из монооксида.
4) Рассчитайте скорость реакции образования диоксида Х, если через 5 минут после ее начала концентрация диоксида Х стала равна 0,05 моль/л, а через 20 минут – 0,08 моль/л.
Задание 4. Минерал пирит (FeS2) может гореть без доступа воздуха, если его смешать с нитратом калия (KNO3). Напишите уравнение реакции горения, если известно, что смесь прореагировала полностью, а продукты сгорания: сульфит калия, сернистый газ, оксид железа (III) и азот. Сколько % по массе пирита содержит стехиометрическая смесь?
Задание 5. Серебристо-белое легкое простое вещество «А», обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, бурно реагирует с темно-фиолетовым простым веществом «В».
После растворения продукта в избытке щелочи и пропускания через образовавшийся раствор газа «С» выпадает белый осадок, растворимый как в кислотах, так и щелочах.
1) Назовите вещества «А», «В» и «С».
2) Напишите уравнения перечисленных реакций.
Задание 6. Минерал флюорит (плавиковый шпат) удивителен по своим свойствам. Он имеет широкую палитру цвета – лиловый, фиолетовый, розовый, желтый, зеленый. Под действием ультрафиолетового излучения или нагревания минерал начинает светиться в темноте.
В 1670 г. Шванхард - художник из Нюрнберга заметил, что из флюоритового сосуда, содержащего серную кислоту, выделяются пузырьки газа. Позднее немецкий химик Маргграф растворил этот газ в воде и получил кислоту. Свойства этой кислоты были не менее удивительными. Она растворяла стекло.
1) Как называется эта кислота? Какова ее формула?
2) Какова формула флюорита, если известно, что один из элементов, входящих в состав этого минерала является составной частью костей млекопитающих и человека?
3) Напишите уравнение реакции флюорита с концентрированной серной кислотой.
4) Напишите уравнение реакции полученного газа с оксидом кремния SiO2 .
Задания олимпиады (текст для участников)
Уважаемый участник олимпиады! Приступая к выполнению заданий, прочти их внимательно и до конца. Отвечай только на вопросы, предложенные в заданиях, всё остальное просто не оценивается комиссией. Выполнять задания можешь в удобном для тебя порядке, только не забывай указывать их номера. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это невозможно, ведь олимпиады рассчитаны на максимальный уровень сложности и требуют расширенных знаний по предмету. Даже если ты можешь дать ответ только на часть задания, не стесняйся – пиши его, ведь оценивается каждый элемент ответа независимо от других элементов. Работа рассчитана на 90 минут (2 академических часа). Удачи тебе!
10 класс
Задание 1. На чашках весов уравновешены химические стаканы с 0,1 г металлического алюминия в каждом. Как изменится равновесие весов, если в один стакан прилить 5%-ный раствор соляной кислоты массой 10 г, в другой – 5%-ный раствор гидроксида натрия массой 10 г.
Задание 2. Хлорофилл является важным пигментом, обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются только следующие четыре вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки; 64,8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков; 5,6 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом легкого широко используемого металла, составляющего приблизительно 2,3 % земной коры.
1) О каких веществах идет речь?
2) Рассчитайте формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула
содержит только один атом металла.
3) Напишите уравнение реакции горения хлорофилла.
4) Содержит ли хлорофилл хлор? Откуда взялось название
«хлорофилл»?
5) Приведите пример природного вещества, содержащего фрагмент
структуры сходного строения.
Задание 3. Химик получил образцы трех металлов серебристо-белого цвета и нашел способ как их быстро различить. Для этого он подверг образцы действию кислот и раствора гидроксида натрия. Результаты его исследования представлены ниже.
Реактив Металл | HCl (конц.) | HNO3(конц.) | NaOH водный раствор |
Металл I | — | + | — |
Металл II | + | — | + |
Металл III | + | + | + |
Условные обозначения : «+» — реакция идет, «–» — металл не реагирует.
Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.
Задание 4. Простое вещество, образованное химическим элементом A, сгорает в кислороде с образованием вещества Б черного цвета, получившего название «… окалина». При растворении вещества Б в соляной кислоте, образуются два соединения В и Г, содержащие элемент A, причем раствор одного из них способен растворять металлическую медь. При взаимодействии растворов веществ В и Г со щелочью выпадают отличающиеся по цвету осадки Д и Е, но при контакте с воздухом осадок Д быстро превращается в Е. При прокаливании Д на воздухе образуется вещество Ж рыжего цвета. То же самое вещество образуется и при прокаливании Е, причем даже без доступа воздуха. При нагревании смеси вещества Ж с алюминиевым порошком протекает экзотермическая реакция, в ходе которой образуется вещество A.
Определите вещества, о которых идет речь и напишите уравнения 9 описанных реакций. Как называется последний процесс, который был использован для получения вещества А?
Задание 5. В 1928 году американскому химику корпорации «Дженерал Моторс»
(«General Motors Research») Томасу Мидглей младшему удалось синтезировать и
выделить в своей лаборатории химическое соединение, состоявшее на 23,53% из углерода,
1,96% водорода и 74,51% фтора. Полученный газ был в 3,52 раза тяжелее воздуха и не
горел. Выведите формулу соединения, напишите структурные формулы органических
веществ, соответствующих полученной молекулярной формуле, дайте им названия по
номенклатуре ИЮПАК. Где применяются в наше время подобные соединения?
Задание 6 .Определите формулу вещества А и дайте ему название. Восстановите пропуски в уравнениях реакций, не изменяя приведенных коэффициентов:
А
…+ 5СО
А + Н2SO4(раствор) = FeSO4 + … + 5 CO
4A + 13 O2
2Fe2O3 + 20 …
2A + 13 CI2
2… + 10 COCI2
Назовите области применения вещества А.
Задания олимпиады (текст для участников)
Уважаемый участник олимпиады! Приступая к выполнению заданий, прочти их внимательно и до конца. Отвечай только на вопросы, предложенные в заданиях, всё остальное просто не оценивается комиссией. Выполнять задания можешь в удобном для тебя порядке, только не забывай указывать их номера. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это невозможно, ведь олимпиады рассчитаны на максимальный уровень сложности и требуют расширенных знаний по предмету. Даже если ты можешь дать ответ только на часть задания, не стесняйся – пиши его, ведь оценивается каждый элемент ответа независимо от других элементов. Работа рассчитана на 90 минут (2 академических часа). Удачи тебе!
11 класс
Задание1. Простое вещество А представляет собой серебристо-серый металл, хранить который приходится под слоем минерального масла. При его взаимодействии с водой образуется насыщенный раствор вещества Б, которое частично выпадает в виде белого осадка. Хотя вещество Б малорастворимо, его раствор меняет окраску фенолфталеина на ярко-малиновую. При пропускании в этот раствор углекислого газа, сначала выпадает осадок вещества В, затем осадок растворяется и образуется раствор вещества Г. Однако если нагреть этот раствор, из него снова выпадает осадок В. Если образец вещества В массой 8 г нагреть до достаточно высокой температуры, то образуется вещество 4,48 г вещества Д.
а) Определите неизвестные вещества, напишите уравнения описанных реакций.
б) Подтвердите свои выводы расчетом.
в) Объясните, почему металл А нужно хранить под слоем минерального масла.
Задание 2. Органическое вещество A при нагревании в присутствии концентрированной серной кислоты отщепляет воду с образованием вещества B. Вещество B при подходящих условиях способно вступать в обратную реакцию, присоединяя воду, но основным продуктом этой реакции является вещество C, которое является изомером вещества A. При исследовании вещества A оказалось, что относительная плотность его паров по кислороду равна 1,875, а при сгорании образца массой 2,1 г образуется 2,52 г воды.
а) Определите молекулярную формулу вещества A;
б) Предложите возможное строение веществ A, B и C, учтя описанные в условии химические свойства. Напишите уравнения прямой и обратной реакции, используя структурные формулы веществ.
в) Объясните, почему в ходе обратной реакции образуется не вещество A, а его изомер.
Задание 3. В пробирках имеются концентрированные растворы следующих кислот: щавелевой, серной, иодоводородной, фосфористой, азотной, муравьиной.
1. Как, не привлекая никаких других реактивов установить содержимое каждой пробирки?
2. Напишите уравнения реакций.
3. Укажите признаки реакций.
Задание 4. Восстановите левую часть приведенных уравнений химических реакций:
…………….
4NO2 + O2 + 2H2O
……………. → 5S↓ + 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O
……………. → NO + FeCl3 + NaCl + H2O
……………. → Co(OH)2↓ + 2Al(OH)3↓ + 2KCl
……………. → CuS↓ + BaSO4↓ + 4NH3↑
……………. → CaHPO4↓ + BaHPO4↓ + 2H2O
……………. → BaSO3↓ + Na2SO3 + 2H2O
……………. → Ag2S↓ + NaNO3 + HNO3
Задание 5. Установите строение и назовите по систематической номенклатуре непредельный углеводород, который при гидрировании дает 3-метилпентан, а в результате бромирования превращается в 2,3-дибром-3-метилпентан. Сколько литров кислорода потребуется для полного сгорания навески этого соединения массой 37,8 г?
Задание 6. Приведите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (превращение 2 осуществляется в две стадии):
Ca3(PO4)2
P4
PH3
PH4I
.?.
H3PO4
K3PO4
.?.
Критерии оценивания (для комиссии)
класс | Максимальное количество баллов по заданиям | всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | 2 | 10 | 10 | 5 | 10 | 7 | 44 |
10 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 55 |
11 | 7 | 10 | 20 | 8 | 6 | 10 | 61 |
9 класс
Задание 1.
№ | Элемент ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
1 | Примем систему обозначений: х –масса сосуда, у – количество газа. Тогда m(N2)= 28y,m(CO2)= 44y Масса сосуда, заполненного газом, равна соответственно Х+44у=48,8 Х+28у=45,6 Решим систему уравнений Х=40,у=0,2 | 1 |
2 | Вычислим массу неизвестного газа 48-40=8г Вычислим его молярную массу 8/0,2=40г/моль | 1 |
| Всего | 2 |
Задание 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3 белый | 1 |
2) CaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ca(NO3)2 белый | 1 |
3)Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S↑ запах тухлых яиц | 1 |
4) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑ бесцветный, без запаха | 1 |
5) Ag + 2HNO3 = AgNO3 + NO2↑ + H2O бурый, с резким запахом | 3 |
6) Na2S + 4HNO3 = 2NaNO3 + S↓ + 2NO2↑ + 2H2O желтый | 3 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) Элемент Х – азот, диоксид – NO2 , монооксид - NO, вещество Y – О3(озон). | 4 |
2) Уравнение реакции образования атомарного кислорода: О3 = О2 + О Радикалы образуются под действием ультрафиолетового излучения. | 0,5 0,5 |
3) Уравнения реакций образования диоксида: NO + О = NO2 (1) NO + О3 = NO2 + О2 (2) | 2 |
4) Расчет скорости реакции образования диоксида Х: скорость ν = ∆C /∆τ; скорость ν = (0,05 – 0,08) : (5 – 20) = 0,002 : 60 = 3,3 · 10-5(моль/л·сек). | 1 2 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 4.
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1 | 10 FeS2 + 22 KNO3 = 11 K2SO3 + 11 N2 + 5 Fe2O3 + 9 SO2 | 3 |
2 | 10х120 + 22х101 = 1200+2222 = 3422 (г) | 1 |
3 | % пирита: 100%(1200/3422) = 35,07% | 1 |
| Всего | 5 |
Задание 5. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Вещества: «А» - алюминий, «В» - йод, «С» - СО2 | 3 |
2Al + 3I2 = 2AlI3 ____________________________________________________________________ AlI3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaI AlI3 + 4NaOH(изб.) = Na[Al(OH)4] + 3NaI ____________________________________________________________________ Na[Al(OH)4] + CO2 = NaHCO3 + Al(OH)3↓ или 2Na[Al(OH)4] + CO2 = Na2CO3 + 2Al(OH)3↓ +Н2О | 1 ________ 2 ______ 2 |
Al(OH)3 + 3HCl = 2AlCl3 + 3H2O | 1 |
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 6
Решение | Число баллов |
Плавиковая или фтороводородная кислота – HF CaF2 CaF2 + H2SO4 = CaSO4 + 2 HF↑ 4HF + SiO2 = SiF4 + 2H2O | 1 1 2 3 |
Максимальный балл | 7 |
10 класс
Задание 1.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Металлический алюминий реагирует с соляной кислотой и гидроксидом натрия согласно уравнениям: 2Al + 6 HCl ® 2 AlCl3 + 3 H2 2Al + 2 NaOH + 6 H2O ® 2 Na[Al(OH)4] + 3 H2 | 1 балл |
При одной и той же массе прореагировавшего алюминия в обоих случаях выделяется одинаковое количество водорода. Следовательно, если алюминий растворится полностью, то равновесие весов не изменится. В случае неполного растворения алюминия перевесит та чашка весов, где меньшая доля алюминия вступит в реакцию. | 1 балл |
Определены массы соляной кислоты и гидроксида натрия, содержащиеся в соответствующих растворах: 10 х 0,05=0,5 г | 1 балл |
По уравнениям 1 и 2 определены массы соляной кислоты и гидроксида натрия, необходимые для растворения 0,1 г алюминия х=0,406 г HCl y=0,148 NaOH | 1 балл |
Оба вещества HCl и NaOH взяты в избытке, поэтому в обоих стаканах произойдет полное растворение алюминия и равновесие весов не нарушится. | 1 балл |
Максимальный балл | 5 баллов |
Задание 2.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Напитки газируют углекислым газом, сами напитки состоят большей частью из воды, самый распространенный газ в земной атмосфере – азот, а порошок является оксидом магния | 1 |
Рассчитаны соотношение элементов в молекуле: n(CO2) = 242/44 = 5,5 ммоль, m (C)= 5,5× 12 = 66 мг n(H2O)= 64,8/18 = 3,6 ммоль, m(H) = 3,6× 2=7,2 мг n(N2) = 5,60/28 = 0,2 ммоль n(MgO) = 40/4,00 = 0,1 ммоль , m(Mg) = 0,1× 24=2,4 мг m(O2) = 89,2 – 66 – 7,2 – 5,6 – 2,4 = 8 мг , n(O) = 8/16 = 0,5 ммоль. | 5 б |
Соотношение С:Н:N:О:Mg = 5,5:7,2:0,4:0,5:0,1 =55:72:4:5:1, откуда формула хлорофилла: C55H72N4O5Mg | 0,5 0,5 |
Составлено уравнение горения хлорофилла C55H72N4O5Mg + 71 O2 = 55 CO2 + 36 H2O + 2 N2 + MgO | 1 |
Греческое слово «хлорос» означает «зеленый». Отсюда название и хлора и хлорофилла. | 1 |
Самые известные – краситель крови гем (гемоглобин) и производные гема и хлорофилла. | 1 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 3.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
По совокупности свойств, т.е. по поведению в реакциях с кислотами и гидроксидом натрия заключаем: I металл — серебро,(медь не подходит по цвету), металл II — алюминий, металл III — цинк.
| 1 |
Уравнения реакций: 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 | 1 |
Zn + 2HCl = ZnCl2 + 2H2 | 1 |
Ag + 2HNO3 (конц.) = AgNO3 + NO2 + H2O | 1 |
Al + HNO3 (конц.) Нет реакции | 1 |
Zn + 4HNO3 (конц.) + Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O | 1 |
Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2 | 2 |
2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2 | 2 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 4.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3 белый | 1 |
2) CaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ca(NO3)2 белый | 1 |
3)Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S↑ запах тухлых яиц | 1 |
4) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑ бесцветный, без запаха | 1 |
5) Ag + 2HNO3 = AgNO3 + NO2↑ + H2O бурый, с резким запахом | 3 |
6) Na2S + 4HNO3 = 2NaNO3 + S↓ + 2NO2↑ + 2H2O желтый | 3 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 5.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
Формула вещества CxHyFz Относительная молекулярная масса 29*3,52=102 | 1 |
x : y : z = 23,53/12 : 1,96/1 : 74,51/19 C : Н : F = 1 : 1 : 2 Простейшая формула СНF2 | 2 |
Мr= 51 Отсюда истинная формула С2Н2F4 1 балл Это фреон. | 1 |
Области применения: в качестве рабочего вещества — хладагента в холодильной технике; раньше применялись в парфюмерии и медицине для создания аэрозолей; в пожаротушении на опасных объектах (например, электростанции, корабли и т. д.); как вспенивающий реагент при производстве полиуретановой продукции. | 2 |
Возможны 2 структурных изомера: 1,1,2,2-тетрафторэтан И 1,1,1,2-тетрафторэтан - каждая структурная формула и название по 1 баллу | 4 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 6
Решение | Число баллов |
[Fe(CO)5] = Fe + 5 CO [Fe(CO)5] + H2SO4 = FeSO4 + H2 + 5 CO 4 [Fe(CO)5] + 13O2 = 2 Fe2O3 +20 CO2 2 [Fe(CO)5] +13 CI2 = 2 FeCI3 + 10 COCI2 Дано название вещества – пентакарбонилжелезо Названа одна или несколько областей применения вещества: получение чистого железа, нанесение металлических покрытий, магнитных пленок, железоорганических соединений и т.д. | 2 2 2 2 1 1 |
Максимальный балл | 10 |
11 класс
Задание 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
По совокупности описанных физических и химических свойств можно предположить, что вещество А - кальций | 1 |
Ca+2H2O= Ca(OH)2 +H2 | 1 |
Ca(OH)2 + CO2=CaCO3+ H2O | 1 |
CaCO3 + h2O | 1 2 1 |
| 2 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 7 |
Задание 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| 1 2 2 |
| 1 2 2 |
| 1 2 1 |
| 1 2 1 |
| 2 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание3.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Концентрированная серная кислота как сильный окислитель будет взаимодействовать с иодоводородной кислотой, проявляющей восстановительные свойства: 8HI + H2SO4 = 4I2 + H2S + 4H2O Выпадает коричневый осадок йода и выделяется сероводород с неприятным запахом тухлых яиц. | 1 2 2 |
Специфическим свойством муравьиной кислоты является ее способность разлагаться на оксид углерода (II) и воду под действием концентрированной серной кислоты, проявляющей водоотнимающие свойства: H2SO4(к) НСООН = CO + H2O выделяется бесцветный газ с неприятным запахом | 1 2 2 |
Концентрированная серная кислота при нагревании отнимает от щавелевой кислоты воду: t0, H2SO4(к) Н2С2О4 = СО2 + CO + H2O выделяются бесцветные газы | 1 2 1 |
Фосфористая кислота как восстановитель может реагировать с азотной кислотой, являющейся сильным окислителем: H3PO3 + 2HNO3 = H3PO4 + 2NO2 + H2O выделяется бурый газ | 1 2 1 |
Азотная и серная кислоты, являющиеся сильными окислителями друг с другом не реагируют | 2 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 20 |
Задание 4.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
4HNO3 4NO2 + O2 + 2H2O 5H2S + 2KMnO4 + 2H2SO4 → 5S↓ + 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O FeCl2 + NaNO2 + 2HCl → NO + FeCl3 + NaCl + H2O 2K[Al(OH)4] + CoCl2 → Co(OH)2↓ + 2Al(OH)3↓ + 2KCl [Cu(NH3)4]SO4 + BaS → CuS↓ + BaSO4↓ + 4NH3↑ Ba(H2PO4)2 + Ca(OH)2 → CaHPO4↓ + BaHPO4↓ + 2H2O Ba(HSO3)2 + 2 NaOH → BaSO3↓ + Na2SO3 + 2H2O NaHS + 2 AgNO3 → Ag2S↓ + NaNO3 + HNO3 | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 8 |
Задание 5
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
+ H2 CH3―CH=C(CH3)―CH2―CH3——→CH3―CH2―CH(CH3)―CH2―CH3 + Br2 CH3―CH=C(CH3)―CH2―CH3——→ CH3―CHBr―CBr (CH3)―CH―CH3 Название вещества: 3-метилпентен-2 С6Н12 + 9О2 = 6СО2 + 6 H2O ν(С6Н12)=37,8/84=0,45 моль V(СО2)=0,45 • 9 • 22,4=90,72л | 1 1 1 1 1 1 |
Максимальный балл | 6 |
Задание 6
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ca3(PO4)2 + 5C + 3SiO2 P2 (газ) + 5CO + 3CaSiO3 ; P2 (газ) P4 (бел.) P4 + 6Ca 2Ca3P2 Ca3P2 + 6HCl = 3CaCl2 + 2PH3 3) PH3 + HI = PH4I 4) PH4I + KOHр-р = PH3 + KI + H2O 5) PH3 + 2º2 H3PO4 6) H3PO4 + 3KOH = K3PO4 + 3H2O 7) 2K3PO4 + 2Al + 8H2O 2K2HPO4 + 2K[Al(OH)4] + 3H2 Последнее уравнение реакции представляет собой сумму двух уравнений: гидролиза K3PO4 и растворения алюминия в продуктах гидролиза. K3PO4 + H2O = K2HPO4 + KOH ( x2) 2KOH + 2Al + 6H2O = 3H2 + 2K[Al(OH)4] 2Al + 2K3PO4 + 8H2O 3H2 + 2K[Al(OH)4] + 2K2HPO4 | 1 2 1 1 1 1 1 1 2 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |