СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для проведения школьной олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству в 5 - 7-ых классах.

Просмотр содержимого документа
«Задания для проведения школьной олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)»

2015-2016 уч.г.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК). 5-7-е КЛАССЫ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП


Рекомендуемое время выполнения заданий 3 астрономических часа.

Комплект заданий состоит из 8 заданий пяти типов:

Задания первого типа – 2,

Задания второго типа – 2,

Задание третьего типа – 1,

Задания четвертого типа – 2,

Задание пятого типа – 1.


ЗАДАНИЕ 1.

а) Назовите автора (если известен) и название литературного произведения, сюжет которого воплощен в других видах искусства.

б) Приведите 2-3 примера произведений других видов искусства (автор (если известен), название), созданных на сюжеты названного Вами литературного произведения.


ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 1

1. Народная былина (славянская мифология) «САДКО» - 2 балла

2.Картина «Садко в подводном царстве», художник Илья Репин. Образ Садко в опере «Садко», музыка Н.А. Римского-Корсакова, 1897 год. «Садко» — фильм-сказка, режиссёр Александр Птушко, 1952 год.


ВАРИАНТ ОТВЕТА В ТАБЛИЦЕ

Название произведения

Вид искусства (жанр)

Автор

Время создания

Дополнительные сведения о герое

Садко в подводном царстве

Живопись

И.Е. Репин

1876

Новгородский купец, сначала был бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах и т.п.

Картина находится в Русском музее, С.-Пб.

Репин писал картину, находясь в Париже. Выбор идеи был связан с приездом в Париж Виктора Васнецова. Репин уговорил его позировать для своей работы.

Садко

Музыка (Опера)

Н.А. Римский-Корсаков

1897

В оперу «Садко» вошли темы из симфонической поэмы под одноимённым названием, написанной Римским-Корсаковым ещё в 1867 году. Либретто к опере написал русский поэт В.И. Бельский, в дальнейшем ставший близким другом композитора. Место первой постановки – Москва, Частная опера Солодовникова. Произведение представляет собой жанр эпической, сказочной оперы. Опера «Садко» состоит из семи картин.

Садко

Киноискусство (Фильм-сказка)

А. Птушко

1952

Фильм поставлен кинокомпанией Мосфильм. Главные роли в фильме – Сергей Столяров, Алла Ларионова (первая большая роль студентки ВГИКа). Помимо музыки Римского-Корсакова, в фильме использована музыка композитора Виссариона Шебалина. В 1963 году картина была куплена для проката в США, где была написана английская версия «Волшебное путешествие Синдбада». Таким образом, русская былина стала американской сказкой, а фильм стал общественным достоянием.



АНАЛИЗ ОТВЕТА. ОЦЕНКА


Участник определяет и указывает точное название произведения – 1 балл,

Указывает вид искусства (жанр) – 1 балл,

Указывает автора произведения – 1 балл,

Указывает время создания – 1 балл,

Приводит дополнительные сведения – 4 балла.


Максимальное количество баллов – 10.


ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведёнными в тексте:

  1. Определите произведение по перечисленным приметам. – 2 балла

  2. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ. – 2 балла

  1. Назовите автора произведения. – 2 балла

  2. Укажите век, в какой было создано произведение. – 2 балла

  3. Назовите 2 произведения со схожим сюжетом или названием, воплощённые в других видах искусства. – 2 балла


Максимальное количество баллов – 10.


Текст: …Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.

На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах…


ВАРИАНТ ОТВЕТА


Произведение

Вид искусства

Автор

Век

Схожие названия (сюжеты, жанры)

Философская сказка «Маленький принц»

Литература

А. де Сент-Экзюпери

20-й

1)Одноимённая песня композитора М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова;

2)Одноимённый м/ф, жанр – фэнтези. Режиссер – М. Осборн (Америка); 3)Скульптуры: Скульптура-фонтан в Грузии (автор – И. Жвания, 1998 г.): в Днепропетровске (автор В. Наконечный, 2002 г.); в С.-Пб – скульптура «Размышление о Маленьком принце» (автор – А. Аветисян)







Задание 1. Впиши нужную букву. Максимальное количество баллов – 10.


1.1. Вступление к опере или балету называется ____________

А) Ария; Б) Баллада; В) Увертюра; Г) Серенада.


1.2. Перечисли жанры, в которых соединились музыка и литература__________

А) Опера; Б) Симфония; В) Балет; Г) Песня.


1.3. Манера исполнения в опере, когда герой говорит нараспев________

А) Ария; Б) Ариэтта; В) Монолог; Г) Речитатив.


1.4. Произведение, предназначенное для пения без слов, называется_____________ А) Вокализ; Б) Романс; В) Хор.


1.5. Для какого инструмента написана «Токатта и фуга ре-минор» И.С.Баха.

А) Скрипка; Б) Орган; В) Флейта.


1.6. Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра______

А) Арфа; Б) Гитара; В) Контрабас; Г) Литавры


    1. Сказочные мифические существа, которые своим божественно-красивым, завораживающим голосом убивали мореплавателей_____________.

А) Древнегреческие музы; Б) Сирены; В) Певцы-сказители.


1.8. Вокальная баллада это_____

А) Величественная песня о богатырях, их подвигах, повествующая о подвигах богатырей, выдающихся событиях народной жизни.

Б) Направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века,

В) Песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет её остро драматический, в нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Г) Это вступление к какому-нибудь музыкальному произведению или небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа.



Задание 2. Найди цифру с правильным определением музыкального термина. Максимальное количество баллов – 4.


2.1. Либретто это…

  1. Литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения, главным образом оперы, пересказ краткого содержания оперы или балета.

  2. Музыкальная тема или часть её, характеризующее какой либо образ идею, явление, применяемое в крупных музыкальных формах – операх, балетах, симфониях.

  3. Вокально-симфоническое произведение в нескольких частях. Обычно исполняется хором, солистами и оркестром, состоит из арий и речитативов с инструментальным сопровождением.



2.2. Что такое увертюра?

  1. Музыкальное предисловие, оркестровая пьеса перед большим спектаклем (оперой или балетом) и вводящая в круг идей, настроений, предстоящего зрелища.

  2. Произведение для оркестра, написанного в форме сонатного цикла.

  3. Украшение вокальной мелодии виртуозными, технически трудными пассажами.


Задание 3. Распредели типы голосов по высоте звучания. Запиши в таблицу. Максимальное количество баллов – 6.


Высота

Типы женского голоса

Типы мужского голоса

Высокий



Средний



Низкий



Сопрано 1, сопрано 2, Альт Бас, баритон, тенор


Задание 4. Выбери слова из строчки и подставь их к нужному слову в столбце. Максимальное количество баллов – 8.

Лад, гусли, опера, зал, оркестр, барабан, гармошка, рожок.



Большой

Английский

Губная

Звончатые

Духовой

Комическая

Концертный

Мажорный


Задание 5. Установи правильную последовательность.


5.1. Проставь от 1 до 4 термины по возрастанию числа исполнителей – певцов:

квинтет

солист

хор

терцет



5.2. Проставь от 1 до 5 термины по возрастанию числа исполнителей – инструменталистов:

квинтет

струнных

оркестр

симфонический

солист

скрипач

оркестр

камерный

трио

духовых


Максимальное количество баллов – 9.


Задание 6. Установи соответствие между музыкальным произведением и композитором:

1. Руслан и Людмила

2. Лунная соната

3. Александр Невский

4. Иван Сусанин (Жизнь за царя)

5. Князь Игорь

6. Ярославна

_________________________________________________________

а) Л–В. Бетховен

б) М.И. Глинка

в) А.П. Бородин

г) Б.И. Тищенко

д) Н.А. Римский - Корсаков

е) С.С. Прокофьев



Максимальное количество баллов – 6


Задание 7. Напиши, используя средства музыкальной выразительности, какую музыку ты слышишь, глядя на эту картину?



Б. Кустодиев «Масленица».

Максимальное количество баллов – 8 (если отмечены мелодия, интонация, лад, ритм, темп, тембр, регистр, динамика).



Задание 8. Творческое. Сочини музыкальную сказку, где главными действующими лицами будут являться ПЕСНЯ, ТАНЕЦ и МАРШ. Для описания используй музыкальные термины.

Максимальное количество баллов – 10.