2015-2016 уч.г.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК). 5-7-е КЛАССЫ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Рекомендуемое время выполнения заданий 3 астрономических часа.
Комплект заданий состоит из 8 заданий пяти типов:
Задания первого типа – 2,
Задания второго типа – 2,
Задание третьего типа – 1,
Задания четвертого типа – 2,
Задание пятого типа – 1.
ЗАДАНИЕ 1.
а
) Назовите автора (если известен) и название литературного произведения, сюжет которого воплощен в других видах искусства.
б) Приведите 2-3 примера произведений других видов искусства (автор (если известен), название), созданных на сюжеты названного Вами литературного произведения.
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 1
1. Народная былина (славянская мифология) «САДКО» - 2 балла
2.Картина «Садко в подводном царстве», художник Илья Репин. Образ Садко в опере «Садко», музыка Н.А. Римского-Корсакова, 1897 год. «Садко» — фильм-сказка, режиссёр Александр Птушко, 1952 год.
ВАРИАНТ ОТВЕТА В ТАБЛИЦЕ
Название произведения | Вид искусства (жанр) | Автор | Время создания | Дополнительные сведения о герое |
Садко в подводном царстве | Живопись | И.Е. Репин | 1876 | Новгородский купец, сначала был бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах и т.п. Картина находится в Русском музее, С.-Пб. Репин писал картину, находясь в Париже. Выбор идеи был связан с приездом в Париж Виктора Васнецова. Репин уговорил его позировать для своей работы. |
Садко | Музыка (Опера) | Н.А. Римский-Корсаков | 1897 | В оперу «Садко» вошли темы из симфонической поэмы под одноимённым названием, написанной Римским-Корсаковым ещё в 1867 году. Либретто к опере написал русский поэт В.И. Бельский, в дальнейшем ставший близким другом композитора. Место первой постановки – Москва, Частная опера Солодовникова. Произведение представляет собой жанр эпической, сказочной оперы. Опера «Садко» состоит из семи картин. |
Садко | Киноискусство (Фильм-сказка) | А. Птушко | 1952 | Фильм поставлен кинокомпанией Мосфильм. Главные роли в фильме – Сергей Столяров, Алла Ларионова (первая большая роль студентки ВГИКа). Помимо музыки Римского-Корсакова, в фильме использована музыка композитора Виссариона Шебалина. В 1963 году картина была куплена для проката в США, где была написана английская версия «Волшебное путешествие Синдбада». Таким образом, русская былина стала американской сказкой, а фильм стал общественным достоянием. |
АНАЛИЗ ОТВЕТА. ОЦЕНКА
Участник определяет и указывает точное название произведения – 1 балл,
Указывает вид искусства (жанр) – 1 балл,
Указывает автора произведения – 1 балл,
Указывает время создания – 1 балл,
Приводит дополнительные сведения – 4 балла.
Максимальное количество баллов – 10.
ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведёнными в тексте:
Определите произведение по перечисленным приметам. – 2 балла
Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ. – 2 балла
Назовите автора произведения. – 2 балла
Укажите век, в какой было создано произведение. – 2 балла
Назовите 2 произведения со схожим сюжетом или названием, воплощённые в других видах искусства. – 2 балла
Максимальное количество баллов – 10.
Текст: …Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.
На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах…
ВАРИАНТ ОТВЕТА
Произведение | Вид искусства | Автор | Век | Схожие названия (сюжеты, жанры) |
Философская сказка «Маленький принц» | Литература | А. де Сент-Экзюпери | 20-й | 1)Одноимённая песня композитора М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова; 2)Одноимённый м/ф, жанр – фэнтези. Режиссер – М. Осборн (Америка); 3)Скульптуры: Скульптура-фонтан в Грузии (автор – И. Жвания, 1998 г.): в Днепропетровске (автор В. Наконечный, 2002 г.); в С.-Пб – скульптура «Размышление о Маленьком принце» (автор – А. Аветисян) |
Задание 1. Впиши нужную букву. Максимальное количество баллов – 10.
1.1. Вступление к опере или балету называется ____________
А) Ария; Б) Баллада; В) Увертюра; Г) Серенада.
1.2. Перечисли жанры, в которых соединились музыка и литература__________
А) Опера; Б) Симфония; В) Балет; Г) Песня.
1.3. Манера исполнения в опере, когда герой говорит нараспев________
А) Ария; Б) Ариэтта; В) Монолог; Г) Речитатив.
1.4. Произведение, предназначенное для пения без слов, называется_____________ А) Вокализ; Б) Романс; В) Хор.
1.5. Для какого инструмента написана «Токатта и фуга ре-минор» И.С.Баха.
А) Скрипка; Б) Орган; В) Флейта.
1.6. Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра______
А) Арфа; Б) Гитара; В) Контрабас; Г) Литавры
Сказочные мифические существа, которые своим божественно-красивым, завораживающим голосом убивали мореплавателей_____________.
А) Древнегреческие музы; Б) Сирены; В) Певцы-сказители.
1.8. Вокальная баллада это_____
А) Величественная песня о богатырях, их подвигах, повествующая о подвигах богатырей, выдающихся событиях народной жизни.
Б) Направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века,
В) Песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет её остро драматический, в нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
Г) Это вступление к какому-нибудь музыкальному произведению или небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа.
Задание 2. Найди цифру с правильным определением музыкального термина. Максимальное количество баллов – 4.
2.1. Либретто это…
Литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения, главным образом оперы, пересказ краткого содержания оперы или балета.
Музыкальная тема или часть её, характеризующее какой либо образ идею, явление, применяемое в крупных музыкальных формах – операх, балетах, симфониях.
Вокально-симфоническое произведение в нескольких частях. Обычно исполняется хором, солистами и оркестром, состоит из арий и речитативов с инструментальным сопровождением.
2.2. Что такое увертюра?
Музыкальное предисловие, оркестровая пьеса перед большим спектаклем (оперой или балетом) и вводящая в круг идей, настроений, предстоящего зрелища.
Произведение для оркестра, написанного в форме сонатного цикла.
Украшение вокальной мелодии виртуозными, технически трудными пассажами.
Задание 3. Распредели типы голосов по высоте звучания. Запиши в таблицу. Максимальное количество баллов – 6.
Высота | Типы женского голоса | Типы мужского голоса |
Высокий | | |
Средний | | |
Низкий | | |
Сопрано 1, сопрано 2, Альт Бас, баритон, тенор
Задание 4. Выбери слова из строчки и подставь их к нужному слову в столбце. Максимальное количество баллов – 8.
Лад, гусли, опера, зал, оркестр, барабан, гармошка, рожок.
Большой
Английский
Губная
Звончатые
Духовой
Комическая
Концертный
Мажорный
Задание 5. Установи правильную последовательность.
5.1. Проставь от 1 до 4 термины по возрастанию числа исполнителей – певцов:
квинтет | солист | хор | терцет |
5.2. Проставь от 1 до 5 термины по возрастанию числа исполнителей – инструменталистов:
квинтет струнных | оркестр симфонический | солист скрипач | оркестр камерный | трио духовых |
Максимальное количество баллов – 9.
Задание 6. Установи соответствие между музыкальным произведением и композитором:
1. Руслан и Людмила
2. Лунная соната
3. Александр Невский
4. Иван Сусанин (Жизнь за царя)
5. Князь Игорь
6. Ярославна
_________________________________________________________
а) Л–В. Бетховен
б) М.И. Глинка
в) А.П. Бородин
г) Б.И. Тищенко
д) Н.А. Римский - Корсаков
е) С.С. Прокофьев
Максимальное количество баллов – 6
Задание 7. Напиши, используя средства музыкальной выразительности, какую музыку ты слышишь, глядя на эту картину?
Б. Кустодиев «Масленица».

Максимальное количество баллов – 8 (если отмечены мелодия, интонация, лад, ритм, темп, тембр, регистр, динамика).
Задание 8. Творческое. Сочини музыкальную сказку, где главными действующими лицами будут являться ПЕСНЯ, ТАНЕЦ и МАРШ. Для описания используй музыкальные термины.
Максимальное количество баллов – 10.