Темы сочинений 17.3
В чем противоречивость отношения А.А. Блока к революции? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать».)
Какое развитие в поэме А.А. Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?
В чём особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока?
Против чего протестует герой ранней лирики В.В. Маяковского?
Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?
В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике А.А. Блока и С.А. Есенина?
Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?
Текст 1
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А.А. Блок, 1912)
- Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп).
- Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока.
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) риторический вопрос
2) звукопись
3) эпитет
4) гротеск
5) сравнение
- Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.
- Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк (сначала – канала; встарь – фонарь).
9. В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
8. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
Текст 2
РУСЬ
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
Начало формы
(А.А. Блок) - Стихотворение А.А. Блока «Русь» начинается и заканчивается строфами сходного содержания. Назовите данный тип композиции. | |
Конец формы
Начало формы
- Назовите средство художественной изобразительности, которым пользуется поэт в воссоздании образа Руси («тропа печальная», «ночные хороводы» и т.п.). |
Конец формы
Начало формы
- С каким стихотворением А.С. Пушкина перекликаются строки «И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах»? |
Конец формы
Начало формы
- Какое художественное средство, представляющее собой перенос свойств одного предмета или явления на другое, использует поэт в строке «живой клюкой измождены»? |
Конец формы
Начало формы
- Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорных традиций («И вихрь, свистящий в голых прутьях, / Поет преданье старины»). |
Конец формы
Начало формы
- Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Русь». |
Конец формы
Текст 3
Начало формы
НЕЗНАКОМКА По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг. А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю, истина в вине. (А.А. Блок, 1906) __________________________ «In vino veritas!» – «Истина в вине!» (лат.) - Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»? | |
Конец формы
Начало формы
- Как называется модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого является А.А. Блок и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»? |
Конец формы
Начало формы
- Какой художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения (« И очи синие бездонные// Цветут надальнем берегу»)? |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
- Образ Незнакомки резко отличается от окружающего мира, на фоне которого он возникает перед лирическим героем. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений? |
Конец формы
Начало формы
- Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов, многократно используется в стихотворении («воздух дик и глух», «влагой терпкой и таинственной», «странной близостью» и т.д.)? |
Конец формы
Начало формы
- Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («Дыша духами и туманами// Она садится у окна»). |
Конец формы
Начало формы
8. Какую истину открывает для себя лирический герой в финале стихотворения (заключительная строфа)? |
9. В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»? |
Конец формы
Текст 4
* * *
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, –
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
(А.А. Блок, 5 февраля 1914 г.)
- Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)?
- Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)?
- Каким размером написано стихотворение А.А. Блока?
- Укажите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале строк и дважды употребленный поэтом («Пусть душит жизни сон тяжелый, // Пусть задыхаюсь в этом сне…»; «Он весь – дитя добра и света, // Он весь свободы – торжество!»).
- К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока?
8. Как вы понимаете смысл первой строки стихотворения А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…»?
9. В творчестве каких русских поэтов звучат исповедальные мотивы и как их произведения можно соотнести со стихотворением А.А. Блока?
Текст 5
…Вдаль идут державным шагом…
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади…
– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!
…Скалит зубы – волк голодный –
Хвост поджал – не отстает –
Пес холодный – пес безродный…
– Эй, откликнись, кто идет?
– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
– Все равно тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трах–тах–тах! – И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
Трах–тах–тах!
Трах–тах–тах!..
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
(А.А. Блок, «Двенадцать».)
Начало формы
Конец формы
Начало формы
- В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Исус Христос»). Как называется такое противопоставление? |
Конец формы
Начало формы
- Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать». |
Конец формы
Начало формы
- Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)? |
Конец формы
Начало формы
- Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»? |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
- Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»). |
Конец формы
Начало формы
- Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)? |
Конец формы
Начало формы
- Как называеются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)? |
8. Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»? 9. В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.) |
Конец формы
Текст 6
Начало формы
РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, – Как слёзы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, – Не пропадёшь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле – Одной слезой река шумней А ты всё та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. (А.А. Блок, 1908 г.) - Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе стихотворения: Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слёзы первые любви! | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
- Какой эпитет использует Блок в третьей строфе, рисуя красоту и мятежность России? |
Конец формы
Начало формы
- Укажите термин, которым в литературоведении обозначается повтор слова в начале стихотворных строк: Когда блеснёт в дали дорожной Когда звенит тоской острожной – |
Конец формы
Начало формы
- Назовите поэтическое течение начала XX века, которое характеризуется такими признаками, как мистичность, недосказанность, и к которому относится творчество А. Блока. |
Конец формы
Начало формы
- Укажите размер, которым написано стихотворение А. Блока «Россия» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп). |
Конец формы
Начало формы
8. В чём заключается противоречивость отношения поэта к России? | 9. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте.) |
Текст 7
Конец формы
Начало формы
* * * Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. (А.А. Блок, 1902) - Как называется созвучие концов стихотворных строк (храмы – Дамы; обряд – лампад и т.п.)? | |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
- Черты какого поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А.А. Блока? |
Конец формы
Начало формы
- Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)? |
Конец формы
Начало формы
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. |
| 1) | эпитет | | 2) | риторическое восклицание | | 3) | сравнение | | 4) | гипербола | | 5) | инверсия | |
Конец формы
Начало формы
- Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк или строф: О, я привык к этим ризам ……………………………. О, Святая, как ласковы свечи, ……………………………. |
Конец формы
8. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму? |
Конец формы
Начало формы
9. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы? |
Текст 8
ФАБРИКА
В соседнем доме окна желты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
(А.А. Блок, 1902 – 1904)
- Как называется созвучие концов стихотворных строк (вершины – спины; зовёт – народ)?
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.
1) гипербола
2) повтор
3) олицетворение
4) неологизм
5) эпитет
- Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Фабрика» (без указания количества стоп).
- Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении прямой последовательности слов в предложении (например, «подходят люди к воротам»).Начало формы
8. В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?
- Укажите модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого был А.А. Блок.
9. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?