СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ЕГЭ по литературе по поэзии А.А.Блока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по поэзии А.А.Блока

Просмотр содержимого документа
«Задания ЕГЭ по литературе по поэзии А.А.Блока»

Темы сочинений 17.3

В чем противоречивость отношения А.А. Блока к революции? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать».)

Какое развитие в поэме А.А. Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?

В чём особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока?

Против чего протестует герой ранней лирики В.В. Маяковского?

Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?

В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике А.А. Блока и С.А. Есенина?

Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?


Текст 1


Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.


Умрёшь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.


(А.А. Блок, 1912)


- Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп).

- Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока.

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

1) риторический вопрос

2) звукопись

3) эпитет

4) гротеск

5) сравнение


- Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.

- Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк (сначала – канала; встарь – фонарь).

9. В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

8. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?








Текст 2


РУСЬ  

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.



Начало формы

(А.А. Блок)

- Стихотворение А.А. Блока «Русь» начинается и заканчивается строфами сходного содержания. Назовите данный тип композиции.


Конец формы

Начало формы

- Назовите средство художественной изобразительности, которым пользуется поэт в воссоздании образа Руси («тропа печальная», «ночные хороводы» и т.п.).

Конец формы

Начало формы

- С каким стихотворением А.С. Пушкина перекликаются строки «И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах»?

Конец формы

Начало формы

- Какое художественное средство, представляющее собой перенос свойств одного предмета или явления на другое, использует поэт в строке «живой клюкой измождены»?

Конец формы

Начало формы

- Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорных традиций («И вихрь, свистящий в голых прутьях, / Поет преданье старины»).

Конец формы

Начало формы

- Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Русь».

Конец формы











Текст 3


Начало формы

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг.

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю, истина в вине.

                                                   (А.А. Блок, 1906)

__________________________

«In vino veritas!» – «Истина в вине!» (лат.)


- Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?


Конец формы

Начало формы

- Как называется модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого является А.А. Блок и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»?

Конец формы

Начало формы

- Какой художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения (« И очи синие бездонные// Цветут надальнем берегу»)?

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

- Образ Незнакомки резко отличается от окружающего мира, на фоне которого он возникает перед лирическим героем. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений?

Конец формы

Начало формы

- Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов, многократно используется в стихотворении («воздух  дик и глух», «влагой терпкой и таинственной», «странной близостью» и т.д.)?

Конец формы

Начало формы

- Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («Дыша духами и туманами// Она садится у окна»).

Конец формы

Начало формы

8. Какую истину открывает для себя лирический герой в финале стихотворения (заключительная строфа)?

9. В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?

Конец формы



Текст 4


* * *

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!


(А.А. Блок, 5 февраля 1914 г.)


- Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)?

- Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)?

- Каким размером написано стихотворение А.А. Блока?

- Укажите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале строк и дважды употребленный поэтом («Пусть душит жизни сон тяжелый, // Пусть задыхаюсь в этом сне…»; «Он весь – дитя добра и света, // Он весь свободы – торжество!»).

- К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока?

8. Как вы понимаете смысл первой строки стихотворения А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…»?

9. В творчестве каких русских поэтов звучат исповедальные мотивы и как их произведения можно соотнести со стихотворением А.А. Блока?



Текст 5


…Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

 

Впереди – сугроб холодный,

– Кто в сугробе – выходи!..

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади…

 

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу!

 

…Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

 

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

 

– Все равно тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

– Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

 

Трах–тах–тах! – И только эхо

Откликается в домах…

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

 

       Трах–тах–тах!

       Трах–тах–тах!..

 

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

       И за вьюгой невидим,

       И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

       В белом венчике из роз –

       Впереди – Исус Христос.

 

(А.А. Блок, «Двенадцать».)

Начало формы




Конец формы

Начало формы

- В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Исус Христос»). Как называется такое противопоставление?

Конец формы

Начало формы

- Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».

Конец формы

Начало формы

- Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?

Конец формы

Начало формы

- Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»?

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

- Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).

Конец формы

Начало формы

- Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?

Конец формы

Начало формы

- Как называеются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?

8. Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»?

9. В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

Конец формы




Текст 6


Начало формы

 РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, – 
Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, – 
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одной заботой боле – 
Одной слезой река шумней
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
                         (А.А. Блок, 1908 г.)

- Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе стихотворения:

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!


Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

- Какой эпитет использует Блок в третьей строфе, рисуя красоту и мятежность России?

Конец формы

Начало формы

- Укажите термин, которым в литературоведении обозначается повтор слова в начале стихотворных строк:

Когда блеснёт в дали дорожной

Когда звенит тоской острожной –

Конец формы

Начало формы

- Назовите поэтическое течение начала XX века, которое характеризуется такими признаками, как мистичность, недосказанность, и к которому относится творчество А. Блока.

Конец формы

Начало формы

- Укажите размер, которым написано стихотворение А. Блока «Россия» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

Конец формы

Начало формы

8. В чём заключается противоречивость отношения поэта к России?

9. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте.)



Текст 7

Конец формы


Начало формы

* * *

Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

(А.А. Блок, 1902)

 

- Как называется созвучие концов стихотворных строк (храмы – Дамы; обряд – лампад и т.п.)?


Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

- Черты какого поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А.А. Блока?

Конец формы

Начало формы

- Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)?

Конец формы

Начало формы

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

  

 1) 

эпитет

  

 2) 

риторическое восклицание

  

 3) 

сравнение

  

 4) 

гипербола

  

 5) 

инверсия


Конец формы

Начало формы

- Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк или строф:

 О, я привык к этим ризам

…………………………….

О, Святая, как ласковы свечи,

…………………………….

Конец формы


8. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?

Конец формы

Начало формы

9. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?


Текст 8


ФАБРИКА

В соседнем доме окна желты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.


И глухо заперты ворота,

А на стене – а на стене

Недвижный кто-то, чёрный кто-то

Людей считает в тишине.


Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовёт

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.


Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

(А.А. Блок, 1902 – 1904)

- Как называется созвучие концов стихотворных строк (вершины – спины; зовёт – народ)?

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

1) гипербола

2) повтор

3) олицетворение

4) неологизм

5) эпитет


- Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Фабрика» (без указания количества стоп).

- Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении прямой последовательности слов в предложении (например, «подходят люди к воротам»).Начало формы


8. В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?

- Укажите модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого был А.А. Блок.

9. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?