Темы сочинений 17.1
Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны понятия одиночества и поэтического вдохновения?
Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?
Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова?
Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Свой ответ аргументируйте.
Нашёл ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
В чём своеобразие звучания гражданской темы в лирике М.Ю. Лермонтова?
Почему картины природы играют значительную роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Какова роль пейзажа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Как в лирике М.Ю. Лермонтова отражён конфликт мечты и действительности?
В чём смысл финала поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Текст 1
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(М.Ю. Лермонтов, 1932 г.)
- Парус в стихотворении М.Ю. Лермонтова является предметным образом, несущим в себе многозначный смысл. Укажите название такого образа.
- Какое изобразительно-выразительное средство использует поэт, наделяя явления природы признаками живых существ («Играют волны — ветер свищет»)?
- Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».
- В стихотворении поэт задает вопросы, не требующие ответа:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Как они называются?
- Чтобы подчеркнуть особенности центрального образа стихотворения и усилить эмоциональное впечатление, поэт использует художественное средство, представляющее собой яркое, образное определение ("парус одинокой"; "а он, мятежный"). Назовите это художественное средство.
8. Как вы понимаете финальные строки стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»?
9. В творчестве каких русских поэтов XIX – XX вв. явлен романтический идеал и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус»?
Текст 2
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
(М.Ю. Лермонтов, 1839 г.)
- Какой прием использует автор в строке: «С души как бремя скатится…»?
- Назовите стилистический прием, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности: «Одну молитву чудную / Твержу я наизусть».
- Укажите термин, обозначающий повтор слова в начале смежных строк:
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
- Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».
- Как называется выразительное, эмоционально-оценочное определение, содержащее образную характеристику какого-либо лица, явления или предмета?
8. Каким предстает духовный мир героя в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва»?
9. Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чем они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения?
Текст 3
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! Видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моём воображенье
По лёгким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
(М.Ю. Лермонтов, 1841)
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) риторический вопрос
2) гротеск
3) эпитет
4) звукопись
5) сравнение
- Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, например: «голос отрадный», «локон своевольный». Как называется этот приём?
- К какому литературному направлению традиционно относят лирику М.Ю. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?
- Назовите стилистическую фигуру, использованную автором:
И создал я тогда в моём воображенье…
И с той поры бесплотное виденье…
И всё мне кажется: живые эти речи…
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи…
- Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова. (Дайте ответ без указания количества стоп.)
8. Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…» раскрывается традиционная для лирики М.Ю. Лермонтова тема одиночества?
9. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова?
Текст 4
...Господа! никто здесь его не защищает? Никто? Тем лучше! Хотите испытать его храбрость? Это нас позабавит...
– Хотим – только как?
– А вот слушайте: Грушницкий на него особенно сердит – ему первая роль!
Он придерётся к какой-нибудь глупости и вызовет Печорина на дуэль...
Погодите; вот в этом-то и штука... Вызовет на дуэль: хорошо! Всё это – вызов, приготовления, условия – будет как можно торжественнее и ужаснее, –
я за это берусь; я буду твоим секундантом, мой бедный друг! Хорошо! Только вот где закорючка: в пистолеты мы не положим пуль. Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит – на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! Согласны ли, господа?
– Славно придумано! согласны! почему же нет? – раздалось со всех сторон.
– А ты, Грушницкий?
Я с трепетом ждал ответ Грушницкого; холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков. Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею. Но после некоторого молчания он встал с своего места, протянул руку капитану и сказал очень важно: «Хорошо, я согласен».
Трудно описать восторг всей честной компании.
Я вернулся домой, волнуемый двумя различными чувствами. Первое было грусть. «За что они все меня ненавидят? – думал я. – За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?» И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу. «Берегись, господин Грушницкий! – говорил я, прохаживаясь взад и вперёд по комнате. – Со мной этак не шутят. Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка!..»
Я не спал всю ночь. К утру я был жёлт, как померанец.
Поутру я встретил княжну у колодца.
– Вы больны? – сказала она, пристально посмотрев на меня.
– Я не спал ночь.
– И я также... я вас обвиняла... может быть, напрасно? Но объяснитесь: я могу вам простить всё...
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
- Укажите род литературы, к которому относится роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Укажите название главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эпизод из которой приведён выше.
- Печорина принято относить к литературному типу героев, склонных к рефлексии, неприятию пошлости жизни и при этом неспособных к полезной деятельности. Назовите этот литературный тип.
- Установите соответствие между тремя персонажами романа и их характеристиками, данными Печориным: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) | Вернер | Б) | Вулич | В) | Грушницкий | | | 1) | «Он скептик и матерьалист, как почти все медики, а вместе с тем поэт… на деле и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов». | 2) | «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы… которые важно драпируются в необыкновенные чувства и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…» | 3) | «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн, вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками… никогда не волочился… Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре…» | 4) | «Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мной неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица... Долго я глядел на него… как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его… и произвела на меня самое неприятное впечатление…» | |
- Реакция Печорина на происходящее передаёт его внутреннее состояние. Как называется изображение писателем внутренних переживаний своих героев («Я с трепетом ждал ответ Грушницкого»)?
- В размышлениях Печорина встречаются вопросы, не требующие ответа: «За что они все меня ненавидят?.. За что? Обидел ли я кого-нибудь?..» Как называются подобные вопросы?
- Разговор Печорина и княжны представляет собой обмен репликами. Каким термином он обозначается?
8. Чем объясняется неизбежность конфликта Печорина с Грушницким?
9. В каких произведениях русской литературы изображены герои, вступившие в непримиримый конфликт с обществом, и в чём они могут быть сопоставлены с главным героем романа М.Ю. Лермонтова?
Текст 5
Конец формы
Начало формы
ПОЭТ Когда Рафáэль вдохновенный Пречистой Девы лик священный Живою кистью окончал, – Своим искусством восхищенный Он пред картиною упал! Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой, И, утомлённый и немой, Он забывал огонь небесный. Таков поэт: чуть мысль блеснёт, Как он пером своим прольёт Всю душу; звуком громкой лиры Чарует свет и в тишине Поёт, забывшись в райском сне, Вас, вас! души его кумиры! И вдруг хладеет жар ланит, Его сердечные волненья Все тише, и призрáк бежит! Но долго, долго он хранит Первоначальны впечатленья. (М.Ю. Лермонтов, 1828) - Стихотворение М.Ю. Лермонтова состоит из двух частей. Как называется связь и взаиморасположение частей в художественном произведении? | |
Конец формы
Начало формы
- Как называется троп, основанный на переносе признаков и свойств одного явления на другое («…он пером своим прольёт / Всю душу»)? |
Конец формы
Начало формы
- Каким термином обозначается созвучие концов стихотворных строк (чудесный – небесный; младой – немой и т.п.)? |
Конец формы
Начало формы
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | эпитет | | 2) | инверсия | | 3) | гротеск | | 4) | неологизм | | 5) | риторическое восклицание | |
Конец формы
Начало формы
- Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» (без указания количества стоп). |
Конец формы
Начало формы
8. Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая части стихотворения «Поэт»? |
Конец формы
Начало формы
9. В каких произведениях русской поэзии звучит тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением М.Ю. Лермонтова? |
Конец формы
Текст 6
Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.
– Что до меня касается, то я убеждён только в одном... – сказал доктор.
– В чём это? – спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.
– В том, – отвечал он, – что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.
– Я богаче вас, сказал я, – у меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.
Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.
Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, – и мы оба замолчали.
– Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово – для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.
Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
- Установите соответствие между персонажами и их характеристиками.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) | Печорин | Б) | Грушницкий | В) | Вернер | | | 1) | «…он один из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы… важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». | 2) | «…он скептик и матерьялист… а вместе с этим поэт… хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу…» | 3) | «…он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн… Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре». | 4) | «…он был такой тоненький, беленький… Славный был малый… только немножко странен… в дождик, в холод, целый день на охоте… А в другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился…» | |
- Укажите название главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эпизод из которой приведён выше.
- Каким термином обозначаются выразительные подробности, придающие описанию особую выразительность (например, светло-жёлтые перчатки и чёрный галстук Вернера)?
- Размышления Печорина («…мы ко всему довольно равнодушны…») почти буквально напоминают слова одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова, в котором поэт осмысливает место своего поколения в истории: «К добру и злу постыдно равнодушны…». Как называется это стихотворение?
- Фрагмент начинается описанием внешности доктора Вернера. Как называется такое средство характеристики персонажа?
- Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («беспокойные глаза», «жилистые руки»)?
- Как называется форма общения между персонажами (разговор между Печориным и Вернером), основанная на обмене репликами?
8. В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
9. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
Текст 7
Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка.
Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи.
Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придется первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу, спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.
Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать!.. Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала: кто не заключал таких условий с своею совестью?
– Бросьте жребий, доктор! – сказал капитан.
Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял ее кверху.
– Решетка! – закричал Грушницкий поспешно, как человек, которого вдруг разбудил дружеский толчок.
– Орел! – сказал я.
Монета взвилась и упала звеня; все бросились к ней.
– Вы счастливы, – сказал я Грушницкому, – вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня не убьете, то я не промахнусь – даю вам честное слово.
Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?.. Ему оставалось одно средство – выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух! Одно могло этому помешать: мысль, что я потребую вторичного поединка.
– Пора! – шепнул мне доктор, дергая за рукав, – если вы теперь не скажете, что мы знаем их намерения, то все пропало… Посмотрите, он уж заряжает... если вы ничего не скажете, то я сам...
– Ни за что на свете, доктор! – отвечал я, удерживая его за руку, – вы все испортите; вы мне дали слово не мешать... Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит...
Он посмотрел на меня с удивлением.
– О! это другое!.. только на меня на том свете не жалуйтесь...
Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, с улыбкою шепнув ему что-то; другой мне.
Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного вперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад. Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб. Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей. Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
– Не могу, – сказал он глухим голосом.
– Трус! – отвечал капитан.
Выстрел раздался…
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
- Укажите название сюжетно-композиционного элемента художественного произведения, представляющего собой описание состояния природы («Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо…»).
- Укажите название художественного приёма, основанного на противопоставлении различных явлений («в золотом тумане утра теснились вершины гор», «Эльборус вставал белою громадой» – «я посмотрел вниз… там внизу казалось темно и холодно»).
- Назовите средство художественной изобразительности, использованное в приведённом фрагменте («белая громада», «льдистые вершины» и т.д.).
- Укажите название формы развёрнутого высказывания героя, обращённого к самому себе («Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его…»).
- Укажите средство художественной изобразительности, основанное на переносе свойств одних предметов на другие («мшистые зубцы скал ожидали своей добычи»).
8. Какие качества характера Печорина раскрываются в сцене дуэли?
9. Герои каких произведений русской классики проходят испытание дуэлью?
Текст 8
ТРИ ПАЛЬМЫ
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети.
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
(М.Ю. Лермонтов, 1839)
- Каким настроением пронизано восточное сказание М.Ю. Лермонтова?
- Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («Одежду их сорвали малые дети, // Изрублены были тела их потом»).
- Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков («Но только что сумрак на землю упал,// По корням упругим топор застучал, //И пали без жизни питомцы столетий! //Одежду их сорвали малые дети, //Изрублены были тела их потом, //И медленно жгли их до утра огнем»)?
- Назовите художественный прием, использованный в строках: «И шел, колыхаясь, как в море челнок, // Верблюд за верблюдом, взрывая песок».
- Каким термином обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале каждой строки («И конь на дыбы подымался порой, // И прыгал, как барс, пораженный стрелой; // И белой одежды красивые складки …»)?
- Как называется прием очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к которому прибегает М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении («И стали три пальмы на Бога роптать… И только замолкли»)?
8. В чем смысл истории, рассказанной в лермонтовском стихотворении «Три пальмы»?
9. В произведениях каких русских поэтов проявилась отличительная черта лермонтовского творчества – психологизм – и чем эти произведения созвучны стихотворению «Три пальмы»?
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы