СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ЕГЭ по стихотворениям А.Блока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по анализу стихотворений, скомпанованные на основе банка открытых заданий ЕГЭ-2015.  ("О, я хочу юезумно жить...", "Россия", "Фабрика", "Вхожу я в тёмные храмы...", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "Русь",  "Сытые", "Незнакомка", отрывки из поэмы "Двенадцать")

Просмотр содержимого документа
«Задания ЕГЭ по стихотворениям А.Блока.»

Проанализируйте стихотворение, ответьте на вопросы. ФИ___________________________



О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество! (А.А. Блок, 5 февраля 1914 г.)

 



1. К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока? __________________________

2. Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)? _______________


3. Укажите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале строк и дважды употребленный поэтом («Пусть душит жизни сон тяжелый, // Пусть задыхаюсь в этом сне…»; «Он весь – дитя добра и света, // Он весь свободы – торжество!»). _____________________________________________

4. Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)? ________________________________________________________

5. Каким размером написано стихотворение А.А. Блока? ___________________________

6. Как вы понимаете смысл первой строки стихотворения А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…»? ___________________________________________________________________



7. В творчестве каких русских поэтов звучат исповедальные мотивы и как их произведения можно соотнести со стихотворением А.А. Блока?








** По поэме «Двенадцать» ФИ______________________________________


…Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

 

Впереди – сугроб холодный,

– Кто в сугробе – выходи!..

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади…

 

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу!

 

…Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

 

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

 

– Все равно тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

– Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

 

Трах–тах–тах! – И только эхо

Откликается в домах…

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

 

       Трах–тах–тах!

       Трах–тах–тах!..

 

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

       И за вьюгой невидим,

       И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

       В белом венчике из роз –

       Впереди – Исус Христос.

(А.А. Блок, «Двенадцать».)

1. Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)? __________________________________________
2.
Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)? ________

3. Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»). _________________

4. В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Исус Христос»). Как называется такое противопоставление? _____________________________

Приведите ещё примеры этого средства в поэме.






5. Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»? ___________________________

6. Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать». _________________

Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художест-венного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)? ____________

Перечислите символы поэмы:









7. Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»? Что «услышал» Блок?








8. Почему поэма называется «Двенадцать»?










9. Почему в финале появляется образ Христа. (Назовите разные точки зрения. Какая интерпретация Вам ближе. Почему?)














10. Составьте синквейн.
1-я: 1 сущ. БЛОК

2-я: 2 прилагательных ____________________________________________________

3-я: 3 глагола ___________________________________________________________

4-я: фраза. ________________________________________________________________

5-я: перифраза 1-ой ______________________________________________________________


   РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...



Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слёзы первые любви!



Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!



Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...



Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...



И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..


                         (А.А. Блок, 1908 г.)

1. Назовите поэтическое течение начала XX века, которое характеризуется такими признаками, как мистичность, недосказанность, и к которому относится творчество А. Блока.

2. Какой эпитет использует Блок в третьей строфе, рисуя красоту и мятежность России?


3. Укажите термин, которым в литературоведении обозначается повтор слова в начале стихотворных строк:

Когда блеснёт в дали дорожной

Когда звенит тоской острожной

4. Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе стихотворения:

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слёзы первые любви!


5. Укажите размер, которым написано стихотворение А. Блока «Россия» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).


6. В чём заключается противоречивость отношения поэта к России?


7. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте.)

Проанализируйте стихотворение, ответьте на вопросы. ФИ___________________________

ФАБРИКА

 

В соседнем доме окна желты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

 (А.А. Блок, 1902 – 1904)

1. Укажите модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого был А.А. Блок. _______________________________________

2.Как называется созвучие концов стихотворных строк (вершины – спины; зовёт – народ)? ______________________________________


3. Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении прямой последовательности слов в предложении (например, «подходят люди к воротам»).

_______________________________________


4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

1) гипербола 2) повтор 3) олицетворение 4) неологизм 5) эпитет

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания _______________


5. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Фабрика» (без указания количества стоп). ___________________________


6. В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?

____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


7. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?



Проанализируйте стихотворение, ответьте на вопросы. ФИ___________________________


Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая  Ты.

(А.А. Блок, 1902)

1. Черты какого поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А.А. Блока? ____________________________________

2. Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк или строф: _______________________________________________

  О, я привык к этим ризам …...

О, Святая, как ласковы свечи, …...

3. Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)? ______________________________


4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

1) эпитет 2) риторическое восклицание 3) сравнение 4) гипербола 5) инверсия

Выпишите соответствующие номера в любой последовательности ________________


5. Как называется созвучие концов стихотворных строк (храмы  Дамы; обряд  лампад и т.п.)? _________________________

6. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?








7. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?



Проанализируйте стихотворение, ответьте на вопросы. ФИ___________________________


Ночь, улица, фонарь, аптека,

                                                Бессмысленный и тусклый свет.

                                                Живи ещё хоть четверть века – 

                                                Всё будет так. Исхода нет.

 

                                                Умрёшь – начнёшь опять сначала,

                                                И повторится всё, как встарь:

                                                Ночь, ледяная рябь канала,

                                                Аптека, улица, фонарь.

(А.А. Блок, 1912)

1. Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока. _____________________________________________

2. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу. _____________________________________________


3. Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк (сначала  канала; встарь  фонарь). __________________________________________________


4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) риторический вопрос 2) звукопись 3) эпитет 4) гротеск 5) сравнение

Выпишите соответствующие номера в любой последовательности -__________

5. Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп). __________________________________________


6. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?






7. В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?


РУСЬ  

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

(А.А. Блок)

1. Стихотворение А.А. Блока «Русь» начинается и заканчивается строфами сходного содержания. Назовите данный тип композиции. _____________________________

2. Назовите средство художественной изобразительности, которым пользуется поэт в воссоздании образа Руси («тропа печальная», «ночные хороводы» и т.п.). ____________


3. С каким стихотворением А.С. Пушкина перекликаются строки «И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах»? ________________________________


4. Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорных традиций («И вихрь, свистящий в голых прутьях, / Поет преданье старины»). __________

5.Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Русь». ____________


6.Какое художественное средство, представляющее собой перенос свойств одного предмета или явления на другое, использует поэт в строке «живой клюкой измождены»?

____________________________________


ФИ_______________________

Один из последующих за «Стихами о Прекрасной Даме» сборников - «Сытые» по одноимённому стихотворению. Это один их первых шагов блоковской «трилогии вочеловечивания».
СЫТЫЕ.

Они давно меня томили:
в разгаре девственной мечты
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.


И вот — в столовых и гостиных,
Над грудой рюмок, дам, старух,
Над скукой их обедов чинных
Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах — жёлтые круги,

Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.

Так — негодует всё, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещён,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамён!

Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям неприлично
Их старой скуке подражать.


10 ноября 1905

Ответьте на вопросы и выполните задания:
1. Выпишите эпитеты, характеризующие «сытых»:_____________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Судя по ним, определите авторское отношение к «сытым». Кого имеет в виду Блок под этим образом-символом?






3. Кто (или что?) противопоставлен(-ы) «сытым»?___________________________________
________________________________________________________________________________________

4. Какую символику несут в этом стихотворении цвета? Выпишите и определите значение:
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________


5. С каким(-и) стихотворениями Х1Х века созвучно это стихотворение и в чём?

-2-

Прочитайте, проанализируйте и выучите


НЕЗНАКОМКА


По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.



Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной

И раздается детский плач.



И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.



Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг.

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.



И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.



А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.



И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.



И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.



И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.



И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.



Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.



И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.



В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю, истина в вине.

                                                   (А.А. Блок, 1906)

«In vino veritas!» – «Истина в вине!» (лат.)

1. Как называется модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого является А.А. Блок и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»? ___________________________________________

2. а) Образ Незнакомки резко отличается от окружающего мира, на фоне которого он возникает перед лирическим героем. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений? _____________________
б) Можно ли выявить связь данного стихотворения со стихотворением «Сытые»? В чём?


б) Какова композиция стихотворения? (Сколько частей вы выделите в нём)
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

3. а) Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («Дыша духами и туманами// Она садится у окна»). _____________________________________

б) Проанализируйте наличие согласных звуков во 2-ой и 8-ой строфах (как называется этот приём? ____________________________________) Попробуйте определить роль этого приёма.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

4. Какой художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения (« И очи синие бездонные// Цветут на дальнем берегу»)? __________________________________

5. Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов, многократно используется в стихотворении («воздух  дик и глух», «влагой терпкой и таинственной», «странной близостью» и т.д.)? _________________________________

6. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?





7. Какую истину открывает для себя лирический герой в финале стихотворения (заключительная строфа) _______________________________________________
Что это даёт для понимания идеи стихотворения? Предложите разные версии, исходя из всего анализа стихотворения:







8. В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?