Проанализируйте стихотворение, ответьте на вопросы. ФИ___________________________
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, –
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество! (А.А. Блок, 5 февраля 1914 г.)
1. К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока? __________________________ |
2. Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)? _______________
3. Укажите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале строк и дважды употребленный поэтом («Пусть душит жизни сон тяжелый, // Пусть задыхаюсь в этом сне…»; «Он весь – дитя добра и света, // Он весь свободы – торжество!»). _____________________________________________
4. Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)? ________________________________________________________
5. Каким размером написано стихотворение А.А. Блока? ___________________________
6. Как вы понимаете смысл первой строки стихотворения А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…»? ___________________________________________________________________
7. В творчестве каких русских поэтов звучат исповедальные мотивы и как их произведения можно соотнести со стихотворением А.А. Блока?
** По поэме «Двенадцать» ФИ______________________________________
…Вдаль идут державным шагом…
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади…
– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!
…Скалит зубы – волк голодный –
Хвост поджал – не отстает –
Пес холодный – пес безродный…
– Эй, откликнись, кто идет?
– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
– Все равно тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трах–тах–тах! – И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
Трах–тах–тах!
Трах–тах–тах!..
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
(А.А. Блок, «Двенадцать».)
1. Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)? __________________________________________
2. Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)? ________
3. Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»). _________________
4. В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Исус Христос»). Как называется такое противопоставление? _____________________________
Приведите ещё примеры этого средства в поэме.
5. Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»? ___________________________
6. Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать». _________________
Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художест-венного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)? ____________
Перечислите символы поэмы:
7. Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»? Что «услышал» Блок?
8. Почему поэма называется «Двенадцать»?
9. Почему в финале появляется образ Христа. (Назовите разные точки зрения. Какая интерпретация Вам ближе. Почему?)
10. Составьте синквейн.
1-я: 1 сущ. БЛОК
2-я: 2 прилагательных ____________________________________________________
3-я: 3 глагола ___________________________________________________________
4-я: фраза. ________________________________________________________________
5-я: перифраза 1-ой ______________________________________________________________
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
(А.А. Блок, 1908 г.)
1. Назовите поэтическое течение начала XX века, которое характеризуется такими признаками, как мистичность, недосказанность, и к которому относится творчество А. Блока. |
2. Какой эпитет использует Блок в третьей строфе, рисуя красоту и мятежность России?
3. Укажите термин, которым в литературоведении обозначается повтор слова в начале стихотворных строк:
Когда блеснёт в дали дорожной
Когда звенит тоской острожной
4. Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе стихотворения:
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слёзы первые любви!
5. Укажите размер, которым написано стихотворение А. Блока «Россия» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).
6. В чём заключается противоречивость отношения поэта к России?
7. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте.)
Проанализируйте стихотворение, ответьте на вопросы. ФИ___________________________
ФАБРИКА
В соседнем доме окна желты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
(А.А. Блок, 1902 – 1904)
1. Укажите модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого был А.А. Блок. _______________________________________ |
2.Как называется созвучие концов стихотворных строк (вершины – спины; зовёт – народ)? ______________________________________
3. Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении прямой последовательности слов в предложении (например, «подходят люди к воротам»).
_______________________________________
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. 1) гипербола 2) повтор 3) олицетворение 4) неологизм 5) эпитет Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания _______________ |
5. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Фабрика» (без указания количества стоп). ___________________________
6. В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
7. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?
Проанализируйте стихотворение, ответьте на вопросы. ФИ___________________________
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая Ты.
(А.А. Блок, 1902)
1. Черты какого поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А.А. Блока? ____________________________________ |
2. Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк или строф: _______________________________________________
О, я привык к этим ризам …...
О, Святая, как ласковы свечи, …...
3. Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)? ______________________________
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.
1) эпитет 2) риторическое восклицание 3) сравнение 4) гипербола 5) инверсия
Выпишите соответствующие номера в любой последовательности ________________ |
5. Как называется созвучие концов стихотворных строк (храмы Дамы; обряд лампад и т.п.)? _________________________
6. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?
7. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?
Проанализируйте стихотворение, ответьте на вопросы. ФИ___________________________
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А.А. Блок, 1912)
1. Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока. _____________________________________________ |
2. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу. _____________________________________________
3. Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк (сначала канала; встарь фонарь). __________________________________________________
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) риторический вопрос 2) звукопись 3) эпитет 4) гротеск 5) сравнение
Выпишите соответствующие номера в любой последовательности -__________ |
5. Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп). __________________________________________
6. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
7. В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
РУСЬ
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
(А.А. Блок)
1. Стихотворение А.А. Блока «Русь» начинается и заканчивается строфами сходного содержания. Назовите данный тип композиции. _____________________________ |
2. Назовите средство художественной изобразительности, которым пользуется поэт в воссоздании образа Руси («тропа печальная», «ночные хороводы» и т.п.). ____________
3. С каким стихотворением А.С. Пушкина перекликаются строки «И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах»? ________________________________
4. Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорных традиций («И вихрь, свистящий в голых прутьях, / Поет преданье старины»). __________
5.Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Русь». ____________
6.Какое художественное средство, представляющее собой перенос свойств одного предмета или явления на другое, использует поэт в строке «живой клюкой измождены»?
____________________________________
ФИ_______________________
Один из последующих за «Стихами о Прекрасной Даме» сборников - «Сытые» по одноимённому стихотворению. Это один их первых шагов блоковской «трилогии вочеловечивания».
СЫТЫЕ.
Они давно меня томили:
в разгаре девственной мечты
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.
И вот — в столовых и гостиных,
Над грудой рюмок, дам, старух,
Над скукой их обедов чинных
Свет электрический потух.
К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах — жёлтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
Так — негодует всё, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещён,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамён!
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям неприлично
Их старой скуке подражать.
10 ноября 1905
Ответьте на вопросы и выполните задания:
1. Выпишите эпитеты, характеризующие «сытых»:_____________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Судя по ним, определите авторское отношение к «сытым». Кого имеет в виду Блок под этим образом-символом?
3. Кто (или что?) противопоставлен(-ы) «сытым»?___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Какую символику несут в этом стихотворении цвета? Выпишите и определите значение:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. С каким(-и) стихотворениями Х1Х века созвучно это стихотворение и в чём?
-2-
Прочитайте, проанализируйте и выучите
НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг.
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю, истина в вине.
(А.А. Блок, 1906)
«In vino veritas!» – «Истина в вине!» (лат.)
1. Как называется модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого является А.А. Блок и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»? ___________________________________________ 2. а) Образ Незнакомки резко отличается от окружающего мира, на фоне которого он возникает перед лирическим героем. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений? _____________________ б) Можно ли выявить связь данного стихотворения со стихотворением «Сытые»? В чём?
б) Какова композиция стихотворения? (Сколько частей вы выделите в нём) __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 3. а) Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («Дыша духами и туманами// Она садится у окна»). _____________________________________ б) Проанализируйте наличие согласных звуков во 2-ой и 8-ой строфах (как называется этот приём? ____________________________________) Попробуйте определить роль этого приёма. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Какой художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения (« И очи синие бездонные// Цветут на дальнем берегу»)? __________________________________ 5. Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов, многократно используется в стихотворении («воздух дик и глух», «влагой терпкой и таинственной», «странной близостью» и т.д.)? _________________________________ 6. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?
7. Какую истину открывает для себя лирический герой в финале стихотворения (заключительная строфа) _______________________________________________ Что это даёт для понимания идеи стихотворения? Предложите разные версии, исходя из всего анализа стихотворения:
8. В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?
|