СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания исследовательского характера по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания исследовательского характера по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого.»

Задания исследовательского характера по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого.


Задание № 1.

В 60-е годы ХIХ века в русской литературе герой из дворянской среды изображался преимущественно как «лишний» человек, как личность, не способная на активную жизненную позицию.

Центральные герои романа — Пьер Безухов и Андрей Болконский — дворяне. Можно ли их считать «лишними» людьми? Почему Толстой изобразил героя из дворянской среды, ищущим свое место в жизни?


Задание № 2.

Л. Толстой говорил, что в романе «Война и мир» он любил «мысль народную вследствие войны 1812 года». Раскройте содержание понятия «мысль народная». Почему Толстой связывал его с войной 1812 года?


Задание № 3.

Как решает тему войны 1812 года Лермонтов в стихотворении «Бородино» и как она решена в романе «Война и мир»? Какие идеи стихотворения «Бородино» получили развитие у Толстого?


Задание № 4.

Раскройте смысл названия романа «Война и мир». В старой дореволюционной орфографии слово «мир» писалось по-разному, в соответствии с разными значениями: «миръ» (не война) и «мiръ» (общество). При жизни Толстого второе слово в названии романа печаталось только как миръ. Насколько полно это? Отвечало ли это содержанию произведения?


Задание № 5.

Литературовед А. В. Чичерин пишет, что Бородинский бой — это композиционный центр романа, поскольку это важнейший этап в духовном развитии главных героев и изображение жизни народа получает здесь наиболее полное и ясное выражение.

Докажите справедливость этого мнения.


Задание № 6.

Правильно ли считать, что Толстой в романе «Война и мир» выступает принципиально против любых войн? Сопоставьте изображение Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений.


Задание № 7.

Под влиянием событий, происходивших в занятой французами Москве, Пьер потерял веру в жизнь, в добро, в справедливость. В таком состоянии встречается он с Платоном Каратаевым?

Объясните, как помог Каратаев восстановить Пьеру душевное равновесие, вернуться к жизни. Как менялось отношение Пьера к Каратаеву? Чем объясняется эта перемена?


Задание № 8.

Нередко в образе Платона Каратаева видят предвестие поздних идей Толстого: непротивления злу, религиозность. Иначе об этом образе высказался философ и литературовед Л. Гулыга, оценивший его как воплощение лучших народных черт добра, трудолюбия, человечности.

Как вы оцениваете образ Платона Каратаева?


Задание № 9.

Что думает Пьер, возвратившись в Можайск после Бородинского сражения? Какой нравственный процесс совершается в его душе? Как отразилась в раздумьях Пьера «мысль народная» романа?


Задание № 10.

Лингвист В. В. Виноградов считал, что «французский язык в романе прежде всего представляется Толстому языком красивой фразы и искусственной позы».

Согласны ли вы с этим утверждением? В каких случаях Толстой использует французский язык? Кто из героев романа чаще всего обращается к французской речи? Высказывает ли писатель свое отношение к использованию французского языка героями романа?


Задание № 11.

Исследователь В. Ф. Соколова утверждает, что «необычность Наташи обусловлена, в частности, влиянием на ее развитие народной среды».

В чем вы заметили «необычность» Наташи в сравнении с другими героинями романа? Можете ли вы согласиться с тем, что на ее развитие (графини-дворянки) влияет народная среда? Аргументируйте свой ответ.


Задание № 12.

М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что в изображении Толстого «Багратион и Кутузов — кукольные генералы».

Как вы понимаете определение «кукольный»? Подходит ли такое определение Багратиону и Кутузову в том, как они изображены Толстым? Аргументируйте свой ответ.


Задание № 13.

М. Е. Салтыков-Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены одна ложь и суета».

Можете ли вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы увидели «ложь и суету» батальных сцен? Что интереснее читать в романе Толстого: сцены мира или сцены войны? Почему?


Задание № 14.

«Черты индивидуализма наполеоновского склада ясно выступают в стремлениях князя Андрея, в его отношении к подвигу» (М. Б. Храпченко).

Можете ли вы согласиться с мыслью исследователя? Если да, то в чем и как проявляется «индивидуализм наполеоновского склада» Андрея Болконского? Нет ли в отношении Андрея Болконского к подвигу других черт?


Задание № 15.

Возмущенный искажениями исторической правды относительно Бородинского сражения Толстой писал в одном из начальных вариантов романа: «... Книги, написанные в этом тоне, все истории... Я бы сжег и казнил авторов».

Осталась ли эта мысль в окончательном тексте романа? Может быть, она не высказана прямо, а присутствует в самом повествовании, действиях героев? Как вы считаете, какой главный мыслью проникнуто описание Бородинского сражения в романе Толстого?


Задание № 16.

В черновых заметках к «Войне и миру» Лев Толстой сообщает: «... Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни... Людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…»

Толстому было принципиально важно изображать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежества и независимых»?