СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на формирование читательской грамотности по тексту «Стеклянная вода»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит задания, направленные  на формирование читательской грамотности по тексту «Стеклянная вода»

Просмотр содержимого документа
«Задания на формирование читательской грамотности по тексту «Стеклянная вода»»

Задания на формирование читательской грамотности по тексту «Стеклянная вода»

(по материалам конкурса «Почитай-ка»


Внимательно прочитай текст и ответь на вопросы.


Сжатие льда или быстрое снижение температуры воды могут сделать из обычной H2O необычное вещество, которое по своим характеристикам (хрупкости, прозрачности, твёрдости и блеску) напоминает стекло.

Стеклоподобная вода, в отличие ото льда, не обладает высокоорганизованной кристаллической структурой, а состоит из расположенных в хаотическом порядке молекул. Учёные уже много десятилетий занимаются изучением структуры «водяного стекла», но до сих пор не могут установить точную температуру перехода обычной воды в такое экзотическое стеклоподобное вещество. Проблема заключается в том, что в лабораторных условиях трудно сотворить чистую «стеклянную» воду.

Учёные из Института CNR-IPCF в Италии заявляют, что им удалось определить температуру, при которой у воды появляются стеклоподобные свойства. В отличие от своих предшественников, которые пытались напрямую определить, при какой температуре вода превращается в стекло, итальянские исследователи пошли иным путём. Они тщательно проанализировали динамику воды, её поведение в большом объёме, а также на наноуровне при различных температурах. Они изучили, как ведут себя молекулы Н2О в смеси с другими веществами.

Объединив полученные результаты с многолетними исследованиями своих коллег, итальянские учёные смогли определить нижнюю и верхнюю границы температуры, при которой вода превращается в стеклоподобное вещество. Также они смогли выяснить наиболее точную на данный момент температуру этого перехода, которая, по их уверению, составляет -137 градусов по шкале Цельсия.

Авторы обращают внимание на то, что их работа полностью соответствует традиционным взглядам на образование «стеклянной воды» и опровергает теорию о переходе воды в стекло при температуре выше -1130 C. Полученные ими данные могут быть применены в технологиях криоконсервации биологических материалов, при анализе воды на других планетах и в кометах.

СПРАВКА. Слово «Криоконсерва́ ция» происходит от греч. κρύος — холод и лат. conservo - сохраняю.


Вопрос 1. Какое название не употребляется в тексте для обозначения описываемого вещества? Обведи одну букву выбранного ответа.

А. Водяное стекло Б. Стеклоподобное вещество В. Стеклянная вода Г. Стеклоподобная вода

Д. Водостекло


Вопрос 2. Анализу воды каких небесных тел, согласно тексту, может поспособствовать

исследование итальянских учёных? Обведи одну букву выбранного ответа.


А. Планеты и астероиды Б. Астероиды и кометы В. Кометы и планеты

Г. Кометы и метеориты Д. Планеты и метеориты


Вопрос 3. Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставь напротив букву А, если утверждение неверное – поставь напротив букву Б.

Утверждение

«Да» - А, «нет» - Б

1) В тексте упоминается только одна шкала измерения температуры.


2) «Стеклянную воду», о которой говорится в этом тексте, можно легко получить в домашних условиях.


3) Уже сейчас эта «стеклянная вода» активно используется в качестве строительного материала (как обычное стекло)



Вопрос 4. Охарактеризуй работу учёных на основании данной статьи. Обведи одну букву выбранного ответа.

А. Авторы исследования полностью перевернули устоявшиеся представления и опровергли ряд фундаментальных положений.

Б. Авторы исследования не открыли ничего нового. Их работа оказалась бесполезной.

В. Авторы исследования дополнили и расширили существовавшие ранее представления, опровергли некоторые ошибочные гипотезы.

Г. Авторы исследования создали абсолютно новую научную концепцию.

Д. Авторы исследования провели неудачный эксперимент.


Вопрос 5. Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставь напротив букву А, если утверждение неверное – поставь напротив букву Б.

Утверждение

«Да» - А, «нет» - Б

1) Стеклоподобная вода является аморфным телом.


2) Исследования «стеклянной воды» начались позже 2010 года.


3) Изучение «стеклянной воды» может поспособствовать развитию технологии замораживания животных и людей, либо их отдельных тканей.


СПРАВКА. Твёрдые тела бывают двух видов. Первые – кристаллические – имеют упорядоченную

структуру расположения атомов и молекул – в виде кристаллической решётки. У вторых

расположение молекул неупорядоченное – такие тела называются аморфными.


Вопрос 6. Предположи, какова вероятность встретить «стеклянную воду» в естественных условиях на поверхности Земли. Обведи одну букву выбранного ответа.

А. Высокая Б. Пока не очень высокая, но скоро эта ситуация изменится

В. Средняя Г. Низкая, почти нулевая

Д. Зависит от географического положения: высока на Северном и Южном полюсах


СПРАВКА. Самая низкая температура на поверхности Земли была зафиксирована в Антарктиде

на высоте 3900 метров над уровнем моря. Она составила -93 градуса Цельсия. Среднемесячная же

температура в Антарктиде составляет -68 градусов Цельсия.