СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на формирование читательской грамотности на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания на формирование читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Задания на формирование читательской грамотности на уроках литературы»

Я помню чудное мгновенье...

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

 

А. С. Пушкин

 

К. Б.

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло...

 

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, —


Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

 

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,

— И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

 

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

 

Ф. И. Тютчев

Задания для формирования читательской грамотности на уроках литературы

Выполнила Жужнева Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г.Сальска





Задания

1.Какая тема объединяет оба стихотворения?

__________________________________________________________________

2. К какому виду лирики можно отнести оба стихотворения?

_________________________________________________________________

3. Вставьте слова на месте пропусков.

Стихотворение А.С.Пушкина посвящено_______________, которую он впервые увидел в________________.

Стихотворение Ф.И.Тютчева посвящено _____________ , с которой поэт познакомился в__________________ .

4. Докажите, что оба стихотворения схожи по поэтическому сюжету.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Кто из поэтов обожествляет женщину? Докажите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Какая метафора в стихотворении А.С.Пушкина говорит о том, что душа лирического героя до появления возлюбленной спала? Выпишите эту метафору.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какая строчка в стихотворении Ф.И.Тютчева свидетельствует о том, что любовь в сердце лирического героя жила всегда? Выпишите эти слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какая метафора в стихотворении А.С.Пушкина говорит о том, что годы, проведенные «без божества», - это годы Михайловской ссылки? Выпишите эту метафору.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.В каком стихотворении настроение лирического героя меняется? Как?

__________________________________________________________________

10. В каком стихотворении вторая и третья строфы построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как называется этот прием? Что этот прием дает понять о лирическом герое?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11. Что такое любовь в понимании лирического героя одного и другого стихотворения?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ключи

1. Тема любви

2. Любовная лирика.

3. А.П.Керн, в Петербурге; Амалии Лерхенфельд, в Мюнхене.

4. Встреча с возлюбленной через несколько лет пробудила в лирических героях обоих стихотворений не только воспоминания, но и желание жить, заставила почувствовать полноту жизни.

5. А.С. Пушкин обожествляет героиню, наделяет ее «небесными чертами», называет «гением чистой красоты».

6. «Душе настало пробужденье» - душа спала.

7. И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне... Любовь всегда жила в душе лирического героя.

8. «…во мраке заточенья» Эта метафора отсылает к биографии А.С.Пушкина, годам Михайловской ссылки.


9. В стихотворении А.С. Пушкина настроение лирического героя меняется: сначала спокойное воспоминание о первой встрече, затем грустное настроение, тоскливое ( годы « без божества»), и наконец, приподнятое, радостное ( «душе настало пробужденье»).


10. В стихотворении Ф.И Тютчева вторая и третья строфы построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Прием сравнения. Дает понять, что осень –это осень жизни лирического героя, его зрелый возраст, когда особенно ценными кажутся мгновения счастья, любви.

11. Оба стихотворения наполнены глубоким чувством любви; для обоих лирических героев любовь — это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.