СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на летние каникулы. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания на летние каникулы. 2 класс

Просмотр содержимого документа
«1. Уважаемые родители»

Уважаемые родители!

На протяжении всего учебного года мы плодотворно поработали. Много узнали нового и многому научились. Впереди долгожданные летние каникулы.

Думаю, каждый родитель стремится к тому, чтобы ребенок учился хорошо! А вот как организовать учебный процесс на летних каникулах, с чего начать и на что обратить внимание, у большинства родителей вызывает затруднение. Поэтому, для закрепления достигнутых результатов в помощь Вам, мои дорогие родители, предлагаю перечень заданий по русскому языку, математике и литературному чтению. Где мной подобраны задания максимально охватывающие курс обучения второго класса.

Дорогой ученик!

На летних каникулах, чтобы не забыть полученные знания, предлагаю выполнить следующие задания, для которых необходимо:

1. Завести одну тетрадь по русскому языку и тетрадь по математике. В этих тетрадях ты будешь выполнять задания по русскому языку и математике, а в начале учебного года за проделанную работу получишь первую оценку.

2. Правильно выполнить задания по русскому языку тебе помогут правила, которые мы учили во 2 классе. Кроме заданий по математике, постарайся выучить всю таблицу умножения, которая тебе пригодится в 3 классе.

3. Прочти книги (список книг прилагается). Чтобы не забыть, о чем книга, запиши её в читательском дневнике:

1. Укажи автора произведения

2. Укажи название произведения

3. Напиши о ком или, о чем это произведение и какова его главная мысль.



Надеюсь, все задания тебе будут интересными и увлекательными.

Просмотр содержимого документа
«2. Список литературы на лето»

Список литературы на лето

(Новейшая хрестоматия по литературе)

3 класс

1. Русские народные песни Тень-потетень (наизусть)

2. Русские народные сказки Василиса Прекрасная (пересказ А. Любарской)

3. Былины Илья Муромец и Калин-царь

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

4. Н. Гарин (Михайловский Николай Георгиевич)

Детство Тёмы (глава из книги) Поступление в гимназию

5. Крылов Иван Андреевич Волк и Журавль

6. Мамин-Сибиряк (Мамин) Дмитрий Наркисович Серая Шейка

7. Некрасов Николай Алексеевич Зелёный Шум (В сокращении)

8. Никитин Иван Саввич «Тихо ночь ложится...»

Утро на берегу озера (Отрывок)

9. Плещеев Алексей Николаевич Бабушка и внучек

10. Пушкин Александр Сергеевич Осень (Отрывок) наизусть

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

11. Суриков Иван Захарович Весна

12. Толстой Лев Николаевич Белка и волк. Басня

За ягодами

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

13. Бунин Иван Алексеевич Листопад (Отрывок)

Экзамены в гимназию (Отрывок из романа «Жизнь Арсеньева»)

14. Куприн Александр Иванович Чудесный доктор

15. Толстой Алексей Николаевич Детство Никиты (Глава из повести) Сугробы

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

16. Голявкин Виктор Владимирович Как я помогал маме мыть пол

Удивительная профессия

17. Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) В людях (Отрывок)

Детство (Отрывок)

18. Зощенко Михаил Михайлович Не надо врать

19. Паустовский Константин Георгиевич Корзина с еловыми шишками

Какие бывают дожди (Отрывок из повести «Золотая роза»)

Кишата (Из повести «Далёкие годы»)

20. Пермяк Евгений Андреевич Мама и мы

21. Скребицкий Георгий Алексеевич Белая шубка

22. Сладков Николай Иванович Апрельские шутки

Бегство цветов

Бежал ёжик по дорожке

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

23. Сказки народов мира Златовласка. Чешская сказка (обработка К. Паустовского)

24. Мифы Древней Греции (Н. Кун) Олимп

25. Андерсен Ганс Христиан Огниво (перевод А. Ганзен)

26. Братья Якоб и Вильгельм Гримм Госпожа Метелица (перевод Г. Петникова)

27. Редьярд Киплинг Рикки-Тикки-Тави (перевод К.Чуковского)


Просмотр содержимого документа
«3. Правила по русскому языку»

Правила по русскому языку за 2 класс

(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий )

1. Наша речь.

Речь, которую мы слышим и произносим, на­зывают устной. Слово устная образовано от сло­ва уста (губы).

Письменная речь это речь, написанная бук­вами и другими знаками. Письменная речь это такая речь, которую мы читаем и пишем.

Речь про себя это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.

2. Диалог и монолог.

Диалог - это речь (разговор) двух или не­скольких лиц.

Монолог - речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.


3. Текст.

Текст - это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предло­жения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу, текст можно озаглавить.


4. Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Тема текста - это то, о ком или о чём говорится в тексте.


5. Части текста.

Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Кон­цовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.


6. Предложение.

Предложение это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и вы­ражающих законченную мысль:

Жара.

Наступила ночь.

Если в предложении о чём-либо спокойно сообщается, то в конце такого предложения ставится точка:

Маша собрала гербарий.

Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце такого предложения ста­вится восклицательный знак;

Чудесная пора!

Если в предложении содержится вопрос, то в конце такого предложения ставится вопро­сительный знак:

Вы сделали уроки?


7. Члены предложения.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.


8. Второстепенные члены предложения.

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют глав­ные члены предложения, уточняют их.


9. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее в предложении подчёркиваете одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? сделал? что сделает? что сделают? и др. Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт.


10. Второстепенные члены предложения.

Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов, Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.


11. Лексическое значение слова.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

Однозначные слова - имеют одно лексическое значение: ландыш, береза.

Многозначные слова - имеют два и более лексических значений: звезда, язык, иглы.


12. Прямое значениепрямо указывает на предмет (признак, действие)

Золотая цепочка, тяжелая сумка, костер горит.

Переносное значениекак бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству.

Золотые руки, тяжёлое на­казание, заря горит.


13. Синонимы и антонимы.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.

Такие слова называются синонимами.


В языке есть слова, противоположные по значению: большой - маленький, плакать - смеяться, день - ночь.

Такие слова называются антонимами.


14. Что такое корень и однокоренные слова?

Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называ­ются однокоренными.

Корень слова - это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

К орень слова выделяется знаком

лес, лесок, лесной, лесник

Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.


15. Ударение. Ударный слог.

Ударение это выделение голосом одного из слогов в слове.

Слог, который произносится с большей си­лой, называется ударным. Остальные слоги безударные.

Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова: овощи, бумага, магазин.


16. Как переносить слова с одной строки на другую?

  • Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни-га, ста-кан, пе-нал.

  • Одну букву не оставляют на строке и не пере­носят на другую строку (шкаф, класс, ссора).

  • Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы (улей, змея).

  • Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ни­ми буквы (май-ка, конь-ки, вью-га, ру-чьи).

  • При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую пе­реносят (ван-на, кас-са, рус-ский).

17. Звуки и буквы.

На письме звуки обозначаются буквами.

Гласный звук при произнесении не встречает преград, произносится только с голосом:

[а], [о], [и], [э], [ы], [у].

Согласный звук при произнесении встречает преграду, произносится с шумом:

[б], [г], [к], [м], [т], [ш].


В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.

Парные согласные

звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з]

глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]

Непарные согласные

звонкие: [л] [м] [н] [р] [й’]

глухие: [х ] [ц ] [ч’] [щ’]


В русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь).

Запомни!

[ж], [ш], [ц] всегда твёрдые!

[ч], [щ], [й] всегда мягкие!


18. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

С заглавной буквы пишутся:

  • имена, отчества и фамилии людей Александр Сергеевич Пушкин;

  • клички животных пёс Шарик, кошка Мурка;

  • названия городов, деревень, улиц, рек город Самара, деревня Горка, Цветочная ули­ца, река Нева.


19. Проверяемые гласные в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную в кор­не слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором безудар­ная гласная была бы под ударением:

рекареки, словесныйслово.

Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег снега снеговик снегурочка.

Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела, письмо.

Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коврик, стрелы, стрелка, письма.


20. Парные согласные на конце слова.

Чтобы проверить парную согласную на кон­це слова, надо изменить слово так, чтобы пос­ле согласной стояла гласная:

стрижстрижи, шалашшалаши.

Проверяемое словоэто слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное словоэто слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скри­почка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.


21. Слова с удвоенными согласными.

Удвоенные согласные в слове это ор­фограмма. Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Аппарат, суббота, телеграмма, хоккеист, кол­лекция.


22. Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествую­щего согласного звука:

день, пальто, васильки, радость


23. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, РЩ

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы.

Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик, сварщик.


24. Сочетания ЖИ—ШИ

В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки:

жимолость, жидкий, шина, шить.

В безударном слоге гласную букву после ж, ш надо проверять:

живойжизнь, шелестетьшелест.


25. Сочетания ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ

В сочетаниях ча, ща пишется буква а:

часть, часто, роща, стращать.

В сочетаниях чу, щу пишется буква у: чудо, чуть-чуть, щука, не пущу.


26. Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится звук [й]:

варенье, копьё, соловьи, пью, стулья.

Разделительный мягкий знак (ь), как и мяг­кий знакпоказатель мягкости согласно­го, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.


27. Части речи.

В русском языке слова объединяются в груп­пы, которые называются частями речи. Каж­дая часть речи что-либо называет (обознача­ет): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части ре­чи есть своё название: имя существитель­ное, имя прилагательное, глагол и др.


28. Имя существительное.

Имя существительноеэто часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц - это имена существительные.


29. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Вопрос кто? мы задаём к именам существи­тельным, которые обозначают людей, живот­ных: (кто?) ученик, петух.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.


Вопрос что? мы задаём к именам существи­тельным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.


30. Собственные и нарицательные имена существительные.

Имена, отчества, фамилии людей - это собственные имена существительные, на­пример: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.


Все остальные (несобственные) имена суще­ствительные - это нарицательные имена существительные. Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из мно­жества им подобных: город, петух, иней, доброта.

Нарицательные имена существительные пи­шутся со строчной (маленькой) буквы.


31. Единственное и множественное число имен существительных.

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько пред­метов: книги, ивы.


Имена существительные изменяются по чис­лам:

книга — книги, машина — машины, письмо - письма.

При изменении числа имени существительно­го изменяется его форма.


32. Глагол.

Глаголэто часть речи, которая обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать это глаголы.


33. Единственное и множественное число глаголов.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.

Глагол во множественном числе обознача­ет действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.

Глагол стоит в том же числе, что и имя су­ществительное, связанное с ним по смыслу:

ед. ч. ед. ч. мн. ч. мн. ч.

Самолёт летит. Самолёты летят.


Глаголы изменяются по числам: читает - читают, играет - играют.

При изменении числа глагола изменяется его форма.


34. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Слово НЕэто частица. Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.

35. Что такое текст – повествование?

Текст, в котором повествуется, рассказывает­ся о событиях, действиях, происходящих од­но за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?


36. Имя прилагательное.

Имя прилагательноеэто часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Слова легкий, весенний, добрыйэто имена прилагательные.


37. Единственное и множественное число имен прилагательных.

Имена прилагательные в единственном чис­ле обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопро­сов: какой? какая? какое?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?


38. Что такое текст – описание?

Текст (часть текста), в котором даётся опи­сание предмета или явления, называется текстом-описанием.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?


39. Что такое местоимение?

В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указы­вают.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они - это местоимения.

Местоимение - это часть речи.


40. Предлоги.

  • Предлогэто часть речи.

  • Предлог пишется отдельно от других слов.

  • Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

  • С глаголом предлога не бывает.

  • Предлог пишется раздельно с им. Сущ. и им. Прил.

  • Предлог служит для связи слов в предложении.


9


Просмотр содержимого документа
«4. Задания по русскому языку»

Задания по русскому языку

на летние каникулы

2 класс

Упражнение 1

Прочитай выразительно стихо­творение. Обрати внимание на знаки препинания в конце предложений. Сколько всего предложе­ний в стихотворении?

МАМИНА ПЕСНЯ.

Синий-синий василёк, ты любимый мой цветок!

У шумящей жёлтой ржи ты смеёшься у межи.

И букашки над тобой пляшут радостной гурьбой.

Кто синее василька?

Задремавшая река?

Глубь небесной бирюзы?

Или спинка стрекозы?

Нет, о нет же! Всех синей глазки девочки моей.

(Саша Чёрный)

Упражнение 2

Спиши. Поставь знаки препи­нания в конце предложений. Каждое предложе­ние начинай писать с большой буквы. Сколько всего предложений в тексте?

Наступила зима задули холодные ветры затре­щали морозы деревья в лесу нахлобучили пуши­стые снежные шапки землю тоже покрыл краси­вый белый ковёр зайцы переоделись в светлые зимние шубки белочки грызут орешки и бросают скорлупки на землю как замечательно в зимнем лесу


Упражнение 3

Составь из слов предложения и напиши их. В конце каждого предложения поставь необходимый знак препинания — точку, восклица­тельный знак или вопросительный знак.

  1. альбоме, Петя, в, рисовал

  2. появилась, на, радуга, небе

  3. душистая, лесу, поспела, в, земляника

  4. про, кто, рассказ, Филиппка, написал

  5. году, славная, в, осень, какая, этом


Упражнение 4

Раздели текст на предложения. Подчеркни в них грамматическую основу предложения.

Егор шёл по лесу вдруг он увидел зайца зверёк сидел на пеньке мальчик подошёл ближе заяц убежал.


Упражнение 5

Прочитай текст. Составь к нему 4 вопроса со словами какой? какая? какое? ка­кие? Напиши эти вопросы.

Теперь мы хорошо рассмотрели тигрёнка. Он был с полугодовалого щенка сенбернара. У него была большая, широкая голова с круглыми зелё­ными глазами, широкий лоб и короткие уши. Пе­редние лапы были тяжёлые и сильные, а задние — гораздо тоньше. Туловище было худощавое и щуплое, и хвост длинный, как змея.

(О. Перовская)

Упражнение 6

Прочитай скороговорки. Выпиши главные члены предложений и подчеркни их.

1.Марина грибы мариновала.

Марина малину перебирала.

2. На осинке росинки засверкали утром перламутром.


Упражнение 7

Спиши предложения. Подчерк­ни в них подлежащее и сказуемое. Подчеркни имена существительные во множественном числе.

1. Наступили летние каникулы. 2. Ребята свер­нули на узкую тропинку. 3. На лесной опушке по­казался олень. 4. В воздухе кружились1 сухие осен­ние листья. 5. Малыш горько плачет.


Упражнение 8

Спиши предложения. Поставь вопросы к главным членам и подчеркни их. См. образец

Образец: (кто?) Оля (что делает?) готовит обед.

1.На цветок опустилась красивая бабочка. 2. По небу плывут лёгкие облака1. 3. На траве блестит роса. 4. Скоро в небе зажгутся ночные звёзды. 5. На лужайку выскочил длинноухий зайчишка.


Упражнение 9

Составь и напиши предложе­ние, в котором подлежащее — птицы, сказуемое — улетают.


Упражнение 10

Спиши предложения. Вставь в них недостающие главные члены: подлежащее или сказуемое. Подчеркни их. Используй слова для справки.

1. Маленькая девочка ... мелом на асфальте. 2.В лесу распустились первые весенние ... . 3. Громко …. кукушка. 4. На море … шторм. 5. Мой ... прочитал интересную книгу.

Слова для справки: кукует, цветы, друг, рисует, бушует.


Упражнение 11

Спиши. Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

Стоят, смотреть, ярмарка. Юпитер1, панцирь, ёлочный, узнать, боярин. Ермолай, совесть.


Упражнение 12

Спиши, заменив имя прилагательное антонимом.

Толстый - ..., частый - ... , ясный - ... , широкий - ... , сытый - ... , мокрый - ... горячий - ..., шершавый -..., трудный - ..., здоровый -…, близкий - ..., новый-…, жёсткий - ..., тесный - ..., щедрый - ..., толстый - ..., лёгкая - ..., аккуратный-….


Упражнение 13

Спиши, заменив имя прилагательное синонимом.

Прекрасный - ..., горячий - ..., ледяной - ..., дивный -, гигантский - ..., сияющий - ..., великолепный - ... фантастический - ..., независимый - ..., товарищеский - ..., неприятельский - ..., праздничный - ..., надёжный - ..., длинный- ..., молодой - ..., спокойный - ..., расстроенный - ... , детский - ..., напористый - ..., великий - ...


Упражнение 14

Спиши. Выдели корень.

Тайна, тайник, тайный, потайной. Весёлый, веселье, весельчак, развесе­лить. Стол, столик, столовая, настольный. Конь, конский, конный, конник. Барабанить, барабан, барабанчик, барабанщик. Ночь, ночной ночник ночёвка ночевать. Стена, настенный, стенка, стенной. Берёза, подберёзовик, берёзоньки, берёзовый. Север, северный, северянин. Кот, котёнок, котище, котик, котята.


Упражнение 15

Из каждой строчки выпиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Жало, жалить, жалкий.

Мёд1, сладкий, медовый.

Теплота, тёплый, жаркий.

Лёд, ледовый, плед.

Болтун, болтовня, болтик.

Лютик, лютиковый, лютый.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный1 и песок.

Родитель, водит, вода.


Упражнение 16

Спиши, раздели слова на слоги.

Стайка, стойкие, ответы, рукавички, Олеся, Оксана, Иван, Ольга, Катя, смеётся, шайба, ухватить, попадаю, встречаю, убегаю, опасаюсь, ожидаю, Эдуард, берега, соловьи, яркое, алый, слойка, воробей, развеять, январские, приехать, уезжать, уяснить, июньское, медуза, апрельские, хозяйка, настаивать, надеется, хороший.


Упражнение 17

Спиши, раздели слова для переноса.

Унылые, Анюта, опасная, ежата, известное, японские, интересная, Эмилия, ежиха, избегаю, острое, ядовитые, узенькие, выезжать, ясная, уезжаю, ужасны, осенние, усики, огорчаю, остров, огорчаюсь, уголочек, электрик, озёра, ожидаю, южные, Греция, океан, маяк, яркость, Алексей, Римма, Аркадий, юркая, пробор, ядро, актёр, поют, игрушка, орхидея, опушка, таинственная, Ялта, опята, Сочи.


Упражнение 18

Напиши в скобках количество сло­гов в каждом слове.

Закат ( ), корона ( ), грусть ( ), останов­ка ( ), якорь ( ), музей ( ), предложение( ), обед (), вечер ( ), грузовик ( ), свето­фор ( ), отметка ( ), цветок ( ), чтение ( ), отдых ( ).


Упражнение 19

Выпиши слова, которые перено­сить нельзя.

Закладка, помощь, стрелка, стая, огород, сне­говик, яхта, кольцо, овощ, запах, лапка, яма, страх, подоконник, гайка, грелка, струя, огонь, козлёнок, будка, журнал.


Упражнение 20

Спиши. Подчеркни согласные буквы синим карандашом.

Пчёлы1, бабочки, букашки

Их тревожат день-деньской.

Дарят щедро им ромашки

Сок-нектар чудесный свой.

В. Кремнёв

Спиши. Подчеркни гласные буквы красным карандашом.

Дождик на луже рисует картинку,

Светлую, лёгкую - как паутинку.

Если в неё заглянуть с высоты –

То на картине появишься ты.

А. Пинегин

Упражнение 21

Подчеркни слова, в которых


гласные обозначают

один звук


гласные обозначают два звука


все согласные обозначают твёрдые согласные звуки


все согласные обозначают мягкие согласные звуки


удивление

василёк1

ясень1

съёжился

обида

любопытный

мотылёк

ёмкость

мёд

лёд

хозяин

йод

енот

лён


яблоко1

фамилия1

урожай

юнга

льют

фиолетовые

фиалка

гиена

чайка

байка

дружина

работой

галчат

щенята


болото

цепочка

живот

мучной1

поцелуй

август

рай

тучка

перчатка

пустыня1

скучно

края

агроном

сушь1


водоём1

изюм

уксус

ужи

индекс

эскимо

местечко

известно

пилю

великий

пеньки

чиню

чаща

деньки


Выпиши слова с цифрой 1 и выполни фонетический разбор.


Упражнение 22

Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни заглавные буквы.

У (Т,т)ёти (С,с)аши есть (П,п)ёс (Б,б)обик. Он бегает по (Д,д)аче вместе с (К,к)отом (М,м)урзиком. Так же (Б,б)обик любит вместе с (П,п)ашей ку­паться в (П,п)руду. А (М,м)урзик ку­паться не любит. Он садится на (3,з)авалинку рядом с (Д,д)едушкой (В,в)асей и умывается. Иногда из (Г,г)о­рода привозят (0,о)вчарку (Г,г)ерду. (Б,б)обик очень рад её приезду.


Упражнение 23

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д…ска, тр..ва, м…зюкать, б…роздка, с…тритель, р…димый, р…синка, п…ровая, н…рмальный, з…йчатина, р…скошный, разбр…сать, в…дитель,

с…ва, ш…рфы, т …йник, х…лмы, зап… х, б…лизна, л…сёнок, к…тёнок, н…беса, ол…нёнок, б…дняга, гл…нцевать, л…сичка, с…дло, с…стрёнка , р…биновый, см…льчак, с…мволика.


Упражнение 24

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Найди и подчеркни в тексте одушевленные имена существительные.

На тр..ве р..са. Оля и Дима по тр..пе идут к речке. Вот и речка. В..да в реч­ке чиста. Кувшинки лежат на в..де. В речке много ..куньков и другой рыбы. Вот пл..тина. Её построили б..бры. Хорошо на реке!


Упражнение 25

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Найди и подчеркни в тексте неодушевленные имена существительные.

Часто идут д..жди. Плохо без з..нта и пл..ща. На дв..ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с. .дов гр. .чи и др. .зды. Вче­ра ..ни долго кружились над п..лями, с..дами и х..лмами. Весной птицы вер­нутся д..мой.

Упражнение 26

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Желтеет л...ства на р. .бине перед м. .им ..кном. З..мля1 покрылась цв..тным к..вром. По н..чам бывают х..л..да. Часто идут д..жди. Под н..гами лужи и грязь. Скоро з..ма. На деревьях в с..ду в..сят к..рмушки. Птички1 мо­гут не бояться гол..да.


Упражнение 27

Спиши. Вставь в слова пропущенные парные согласные.

Скри…ка, оши…ка, сугро…, небоскре…, шта…, ря …чик, шуру…чик, хлеборо…, су…чик, шля…ка, хле…цы, прище…ка, рыболо…, гото…ка, була…ка, дро…а, ко…та, ход…ба, ве…ка, незабу…ка, коро..кий, блю…це, ре…ька, гла…кость, ко…ти, ре…кий, желе…ка, про…ба, перепи…ка, пейза…, бара…ки.


Упражнение 28

Спиши. Вставь в слова пропущенные парные согласные.

Шу...ка, ша...ка, сугро..., гри...ки, стол... ястре..., ро...кий, ду..., тулу... клу...ки, ду...ки, гу...ка, ря...чик озно..., оши...ка, ре...ка, сер..., зу...ки, Гле..., прору...ь, ще...ка хле..., улы...ка, пуго...ка, тра...ка, сли...ки, коро...ка, була...ка, ло.-.кий, здоро..., ла...ка, шка...., гото..., морко...ка, голо...ка, жира..., ко ..та.


Упражнение 29

Спиши. Вставь в слова пропущенные парные согласные.

Но...ки, ло..ки, ча...ка, доро...ка, теле...ка, пейза..., поду...ка, пиро...ки, сне...ки, пры...ки, фла...ки, ланды…, мы...ка, варе...ка, подру...ка, клю...ка, окро...ка, мор..., сапо...ки, оре...ки, пта...ка, игру...ки, поварё...ки, промока...ка, брати…ка, маку...ка, избу...ка, дети...ки, ре…кий, ни...кий, моро..., парово..., берё...ки, слё...ки, пово...ка, у…кий, вку..., арбу..., гру..., ска...ка.


Упражнение 30

Спиши сначала слова, где Ь указывает на мягкость согласного, а затем слова, в ко­торых пишется разделительный Ь.

Осенью, пеньки, шалунья, рыбьи, платье, вьюга, смелостью, печенье, жильё, спальня, колосья, ольха, здоровье, здоровье, оладьи, львёнок, бурьян, петелька, мальчик, бурьян, зверьки, муравьи, льёт, жильё, уменье, польза, соловьи, деньки, Дарья, печальный, мыльница, перьевая.


Упражнение 31

Спиши. Вставь, где нужно, Ь

Стрелоч...ка, смотрет..., мел..., прачеч...ная, смел...чак, Олеч...ка, поползен..., спич...ка, снегир..., салфеточ...ка, реч...ка, солнеч...ный, фазан...чик, поч...ка, л...дина, руч...ка, зеленет..., стакан...чик, птич...ка, синич...ка, медвед..., журавл..., горчич...ный, штуч... ка, дол...ка, соч...ный, шуточ...ка, веч...ный, стал... ной, минуточ...ка, свеч... ка, веч...ный.

Упражнение 32

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить. Перепиши слова с удвоенными согласными и подчеркни их.

Утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Геннадий, Инна, теннис, колонна, масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, профессор, ссора, режиссер, прогресс, процесс, миссия, русский, классик, Россия, территория, терраса, суббота.


Упражнение 33

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить. Перепиши слова с удвоенными согласными и подчеркни их.

Группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, хоккей, аккуратный, аккорд, дрожжи, вожжи, жужжать, аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, тонна, аннотация, ванна.


Упражнение 34

Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни удвоенные согласные.

Скоростное шо(сс,с)е, автомобильная коло(нн,н)а, ру(сс,с)кий язык, ко(нн,н)ый спорт, дружный кла(сс,с), творожная ма(сс,с)а, театральная ка(сс,с)а, новый тро(лл,л)ейбус, су(мм,м)а чисел, ко(лл,л)екция бабочек, дро(жж,ж)и для выпечки, телегра(мм,м)а от бабушки, играть в во(лл,л)ейбол, заболеть гри(пп,п)ом.


Упражнение 35

Спиши словарные слова, поставь ударение и подчеркни безударную гласную, которую нужно запомнить.

Мороз, урожай, суббота, декабрь, мебель, коньки, здравствуйте, тарелка, товарищ, щавель, метель, морковь, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна, месяц, январь, февраль, картина, отец, фамилия. Россия, город, улица, топор, обед, магазин, метро, платок, потому что, так как, апрель, шёл.


Упражнение 36

Спиши словарные слова, поставь ударение и подчеркни безударную гласную, которую нужно запомнить.

Прощай, сентябрь, родина, скоро, быстро, ветер, ветерок, рисунок, рисовать, подлежащее, сказуемое, яблоня, синонимы, яблоко, береза, лопата, ягода, дорога, осина, антонимы, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда, октябрь, алфавит, ноябрь, одежда, земляника, малина, молоток.


Упражнение 37

Выпиши слова, в которых буква и после ж, ш ударная.

Машина, широкий, жить, крошить, положи, животное, жижа, зашивать, поджигать, вершина, жираф, жидкость, жилет, шипеть, шимпанзе, шишка, скажи, стрижи.


Упражнение 38

Спиши. Обозначь орфограмму «Правописание сочетаний чк, чн». В каждом предложении найди имя существительное и укажи над ним число.

1. В люстре перегорела лампочка. 2. На небе зажглись золотые звёздочки1. 3. Моя мама ра­ботает в цветочном магазине. 4. Мальчик ку­пил ручки и карандаши. 5. Мой брат собирает игрушечные машинки. 6. В японском ресторане принято есть палочками.


Упражнение 39

Выпиши парами имена существи­тельные-синонимы.

Образец: запах — аромат.

Мороз, ученик, кружка, парк, труд, закон, работа, дорожка, жара, блюдо, машина, зной,

тарелка, лентяй, автомобиль, сквер, холод, чашка, школьник, правило, аллея, бездельник.


Упражнение 40

Распредели глаголы в два стол­бика: 1) слова, которые отвечают на вопрос что де­лал? 2) слова, которые отвечают на вопрос что сде­лал?

Звонил, поговорил, нарисовал, склеил, решал, свистел, прошептал, объяснял, заметил, посмот­рел, красил, чистил, повесил, пролил, слушал, пел, печатал, нашёл, складывал.


Упражнение 41

Выпиши имена прилагательные, которые обозначают вкус предмета. Составь и напи­ши предложения с данными словами.

Скользкий, горький, великий, зелёный, стек­лянный, сладкий, бумажный, огромный, кис­лый, ужасный, прекрасный, солёный, смешной, цветной, липкий, кисловатый.


Упражнение 42

Подбери к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. Используй слова для справки.

Лает . Воет___________________________

Греет . Цветёт_________________________

Плывёт . Лечит

Летит ____ . Мяукает

Едет . Звонит_____________ ..

Слова для справки: ветер, сирень, собака, птица, машина, солнце, лодка, врач, котёнок, теле­фон.


Упражнение 43

Распредели слова по трём столбикам: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.

Газета, лежать, белый, активный, учиться, школьник, Виктор, любимый, доброта, мчаться, страна, шёлковый, поливать, болтливый, отдохнуть, математика, перелётный.


Упражнение 44

Составь текст, используя данные глаголы. Озаглавь его и напиши.

Праздновать, пригласить, выбрать, купить, приготовить, испечь, приехать, прийти, пода­рить, смеяться, веселиться, радоваться, шутить, танцевать, играть, желать.

Упражнение 45

Образуй однокоренные одушевлённые имена существительные (например: писать-писатель).

Читать, водить, жить, спасать, мечтать, править, грабить.


Упражнение 46

Выпиши имена существительные с предлогами.

1.Сегодня по телевизору покажут новый фильм. 2. Около школы находится стадион.

3.По дороге домой я купил продукты. 4. Мама испекла торт к празднику. 5. В воскресенье мы ездили за город. 6. По вторникам я хожу в бассейн. 7. Мы любим играть в хоккей.


Упражнение 47

Перепиши предложения, раскрывая скобки.

1. (В)комнату (в)бежал взволнованный мальчик. 2. (На)доске (на)писаны примеры. 3. (К)киоску (подо)шли женщины. 4. Бабушка поставила вазу (в)сервант. 5. (До)начала концерта осталось пять минут. 6. Летом я (по)еду (к)другу (в)Ялту. 7. Я (про)читал книгу (за)две недели.


Упражнение 48

Спиши. Подчеркни в предложениях подлежащее и сказуемое. Одной чертой подчеркни имена существительные в единственном числе, двумя чертами во множественном числе.

1. К концу осени мы переедем в новую квартиру. 2. Рабочие закончат строительство дома в мае. 3. Эта книга рассказывает о приключениях отважных мореплавателей. 4. Экскурсия по Эрмитажу продолжалась два часа. 5. Тёмные тучи заволокли небо. 6. На уроке труда мы лепили из пластилина домашних животных.7. Кошка выскочила в открытое окно.


Упражнение 49

1. Спиши текст, разделив его на предложения. Подчеркни одушевлённые имена существительные.

Наш улов

Вышла река из берегов она залила весь наш луг только кончики кустов были видны из воды дед Илья с внуком Андреем поплыли на лодке к кустам там они поставили сеть в сеть за­плыл жирный карп хорош был улов.


2. Спиши текст. В первом предложении расставь ударения и подчеркни главные члены. Подчеркни неодушевленные имена существительные.

В тени деревьев растёт цветок. Между дву­мя широкими листьями - ножка. На ней - бе­лые душистые колокольчики. Это ландыш. Мы любим ландыши за красоту и нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это крас­ные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарства.

Упражнение 50

Спиши. В пятом предложении подчеркни грамматиче­скую основу. Подчеркни в тексте имена собственные, напи­ши ещё два-три примера на это правило. Во втором предложении подчеркни слоги, со­держащие мягкие согласные звуки.

Гроза

Дарья и Андрей играли на лугу. У Андрюши был бумажный змей. Небо потемнело. Ударил гром. Полил сильный дождь. Дети бросились к дому. Но вот тучка ушла. С веток деревьев и кустов падали капли дождя. Ребята вышли в сад.


Упражнение 51

Спиши. Подчеркни изученные орфограммы. Над каждым словом укажи часть речи. Выпиши в первый столбик одушевленные имена существительные, во второй неодушевленные. Выпиши прилагательные в единственном числе.

На пенёчке сидит зайка с длинными ушка­ми и маленьким хвостиком. У зайки серая шёрстка. Он сидит столбиком на одном мес­те. Он занят осмотром местности. Зайке важно избежать встречи с волком, лисонь­кой и медведем. Он помнит об опасности и держит ушки на макушке. Для жизни в лес­ной чаще нужно много хитрости и осторож­ности. В окрестности достаточно хищников. В дни поздней осени шёрстка зайки станет белой. Он будет сливаться со снегом.


Упражнение 52

Спиши. Подчеркни изученные орфограммы. Над каждым словом укажи часть речи. Выпиши в первый столбик одушевленные имена существительные, во второй неодушевленные. Выпиши прилагательные во множественном числе.

Вокруг полянки1 стояли молодые ели. Около одной ёлки была мышиная норка. Из норки часто выбегали робкие мышки. У мыши тонкий скользкий хвостик и гладкая шёрстка. Цвет шёрстки обычно сероватый. Я часто садился около норки в тенёк1 от ветки и наблюдал. Жизнь мышки зависит от скорости её пробежки. Маленький зверёк несётся, как стрела. Если на пути стоит ствол ели, мышь взбегает на него на метровую высоту. Потом она падает вниз и без остановки бежит дальше.


Упражнение 53

Спиши. Подчеркни изученные орфограммы.

Дни ранней осени в России очень красивы. Утренней порой туман стелется над доли­ной. Масса ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, аллеи, шоссе. Миллионы листьев ещё остались на ветках. В лучах сол­нца осенняя листва, как чудесная иллюми­нация. Юннаты на территории школы ак­куратно убирают листву. На площадке дети играют в теннис. Зимой они будут играть в хоккей.


Упражнение 54

Спиши. Подчеркни изученные орфограммы.

Наступил рассвет. Юннаты Филипп, Инна и Элла выходят на утреннюю прогулку. Они хотят собрать коллекцию красивых осенних листьев. Юннаты идут по длинной аллее. Школьники бегут здесь утренний кросс. Миллионы листочков укрыли троп­ки. Ранний ветерок шуршит листьями. Юннаты аккуратно собирают красивые ли­стья. Дети дошли до шоссе. Пора возвра­щаться.

9



Просмотр содержимого документа
«5. Задания по математике»



Задания по математике

на летние каникулы

2 класс

Задание 1

ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА. ДВУЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА

Однозначным называется такое число, в записи которого участвует одна цифра.

Двузначным называется такое число, в записи которого участвуют две цифры.

  1. и 2 — однозначные числа.

12 и 34 — двузначные числа.

1. Напиши сначала однозначные числа, а затем — двузначные числа:

16, 42, 5, 80, 3, 14, 2, 79, 4, 65.

2. Распредели примеры на две группы, напиши в два столбика и реши их.

4+2, 6 + 4, 3 + 4, 3 + 6, 9 + 7, 6 + 8, 1 + 5,

3. Расположи числа 18, 16, 2, 4, 15, 10, 7, 3, 13 в порядке возрастания.

4. Расположи числа 20, 0, 12, 13, 10, 9, 6, 19, 5 в порядке убывания.

5 Измени вопрос так, чтобы задача решалась вычи­танием. Реши её.

В первой корзине 9 яблок, а во второй — 6 яб­лок. Сколько яблок в двух корзинах?


Задание 2

ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

Десятки считают так же, как единицы. Запомни, как называют и записывают числа, которые получаются при счёте десятками.

1 десяток (1 дес.) — десять: 10

2 дес. — двадцать: 20

3 дес. — тридцать: 30

4 дес. — сорок: 40

5 дес. — пятьдесят: 50

6 дес. — шестьдесят: 60

7 дес. — семьдесят: 70

8 дес. — восемьдесят: 80

9 дес. — девяносто: 90

10 дес. — сто: 100

1. Реши примеры.

2. Реши задачи.

  1. У Ани было 4 десятка конфет, 20 конфет она отдала маме. Сколько конфет осталось у Ани?

  2. Маме 40 лет, а дочке 10 лет. На сколько лет мама старше дочки?

3. Напиши числа: 2 дес. 1 ед., 2 дес. 3 ед., 3 дес. 4 ед., 4 дес. 5 ед., 5 дес. 7 ед., 6 дес. 8 ед., 7 дес. 2 ед., 8 дес. 8 ед., 9 дес. 6 ед.

4. Сравни числа

Задание 3

1. Реши примеры

2. Сумма длин всех сторон треугольника — 9 см. Длина одной стороны — 4 см. Найди длины двух других сторон, если одна из них на 1 см короче другой.

3. Начерти первый отрезок длиной 1 дм. Начерти второй отрезок короче первого на 30 мм. Вырази длину отрезков в сантиметрах.

Задание 4

1. Вставь пропущенные числа.

2. Начерти 2 прямоугольника. В первом проведи линию так, чтобы получилось 2 треугольника, а во втором — 2 линии, образующие 4 треугольника. Измерь длины сторон одного треугольника в первом прямоугольнике и найди их сумму (вырази все измерения в миллиметрах).

3. Реши задачи.

1) Краски стоят 24 рубля, альбом — 29 рублей, кисточка — 9 рублей. Сколько стоит вся покупка?

2) В магазин привезли 57 кг черешни и 36 кг вишни. За день продали 65 кг ягод. Сколько килограммов ягод осталось в магазине?


Задание 5

ВСПОМНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

В задачах 2 и 3 известно то, о чём спрашивается в задаче 1, а надо узнать то, что в задаче 1 известно. Такие задачи называют обратными первой.

1. Реши задачи.

1). Аня купила ручку за 30 рублей и карандаш за 8 рублей. Сколько рублей стоили ручка и карандаш вместе?

2) На 38 рублей Аня купила ручку и карандаш. Ручка стоила 30 рублей. Сколько стоил карандаш?

3) На 38 рублей Аня купила ручку и карандаш. Карандаш стоил 8 рублей. Сколько стоила ручка?

4) Егор собирал грибы. Он нашёл 5 белых грибов и 8 сыроежек. Сколько всего грибов нашёл Егор?

Составь две задачи, обратные данной, и реши их.


Задание 6

1. Реши задачи

1) Когда булочник продал 15 буханок хлеба, у него осталось 5 буханок. Сколько буханок хлеба было у булочника первоначально?

2) По кратким записям составь задачи и реши их.

Было —?

Уехало — 12 чел.

Осталось — 7 чел.


Было — 19 чел.

Уехало —?

Осталось — 7 чел.

3) В парке посадили 13 дубков, а берёзок — на 7 деревьев меньше. Сколько всего деревьев посадили в парке?

Задание 7

1) По кратким записям составь задачи и реши и

Было — 20 кг

Продали —?

Осталось — 7 кг.


Было —?

Продали — 12 ящ.

Осталось — 5 ящ.

2) . Реши задачу.

У Пятачка было 45 синих шариков, а зелёных - 14 шариков. На сколько зелёных шариков меньше, чем синих?

3) Вычисли.

10 — 3 80 + 7 71 —43

45 + 23 29 + 19 54 -47

61 + 25 85 -37 93 – 68


Задание 8

1). Сравни и поставь знаки «» или «=».

а) 14 см ... 1 дм 5 см;

б) 20 см ... 2 дм;

в) 8 см ... 1 дм 8 см.

2) Вставь пропущенные числа.

а) □ - 9 = 0; в) 0 + □ = 0;

б) 6 — □ = 0; г) □ + 3 = 3.

3) . Начерти ломаную из трёх звеньев, длина которой равна 13 см


Задание 9

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ. СКОБКИ

ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

Из числа 12 вычесть сумму чисел 4 и 2: 12 – (4 + 2) =6 12- (4 + 2) = 6

К числу 7 прибавить разность чисел 6 и 1: 7 +(6 – 1) = 12 7+ (6 - 1) = 12

Действия, записанные в скобках, выполняют первыми.

1) Реши примеры

2) Расставь скобки так, чтобы равенства были верными.

3) Напиши примеры и реши их.

  • К числу 8 прибавить разность чисел 12 и 5.

  • Из числа 19 вычесть сумму чисел 5 и 3.

  • К числу 11 прибавить разность двух равных чисел.


Задание 10

1). Используя числа 20, 7, 3, знаки +, - и скобки, составь различные числовые выражения и найди их значения.

2). Составь по задаче числовое выражение. Найди его значение.

К обеду мама испекла 26 пирожков, а к ужину — на 4 пирожка больше. Сколько всего пирожков испекла мама?

3) Реши уравнения.

Х – 67 = 92

Х – 13 = 70


Задание 11

Периметр многоугольника — это сумма длин всех его сторон.

1) Измерь стороны многоугольников и найди периметр каждого из них в сантиметрах.

2). Найди периметр прямоугольника со сторонами 3см и 6 см. Начерти его.

3) Начерти квадрат со стороной 4 см. Найди его периметр.

4) Реши уравнения.

Х+ 17 = 64

Х + 46 = 89

Х + 32 = 100


Задание 12

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

1. От перестановки слагаемых сумма не меняется.

(7 + 4) + 1 = 11 + 1 = 12 7 + (4 + 1) = 7 + 5 =12

2. Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой.

Используя оба свойства сложения, можно складывать числа в любом порядке.

12 + 3 + 8 + 7 = (12 + 8) + (3 + 7)

3. Напиши примеры и реши их.

  • К числу 70 прибавить сумму чисел 16 и 4.

  • К числу 49 прибавить сумму чисел 10 и 1.

  • К числу 80 прибавить сумму чисел 2 и 10.

  • К числу 24 прибавить сумму чисел 6 и 10.

4) По краткой записи составь задачу и реши её.

Испекли — 8 п. и 2 п.

Съели — 6 п.

Осталось —?

5) В кружке «Умелые руки» занимались 10 мальчиков, а девочек — на 3 меньше. Сколько всего детей занималось в кружке?


Задание 13

БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

В математике пропуски могут быть заполнены латинскими буквами.

Например, буква х читается «икс», буква а читается «а», буква b читается «бэ», буква у читается «игрек».

Выражение 7 + b читают так: сумма чисел 7 и b.

Выражение а - 4 читают так: разность чисел а и 4.

1) Прочитай выражения t + 5 и т-5 и найди их значения, если т = 10, т = 13, т = 20, т - 32.

2) Запиши сумму и разность чисел d и 9 и найди значения выражений, если d=11, d = 21, d = 35, d = 47

3)Реши буквенные выражения.

а - 15, где а = 100 а = 30

а = 50 а = 40

а = 60 а = 70

59 + с, где с = 8 с = 3

с =7 с = 5

с = 9 с = 6

4) Реши задачу

У наседки 18 жёлтых и 35 чёрных цыплят. На сколько черных цыплят больше, чем жёлтых?


Задание 14

Реши задачи

  1. До школы Миша 17 мин идёт по парку и 9 мин по шоссе. Сколько времени Миша тратит на дорогу до школы?

  2. Кате нужно выучить стихотворение из 12 строчек. 6 строчек она уже выучила. Сколько строчек осталось выучить Кате?

  3. У Марины на первой странице альбома 25 наклеек, а на второй — на 27 наклеек больше. Сколько наклеек на двух страницах альбома?


Задание 15

УРАВНЕНИЕ

ВСПОМНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

Уравнение — это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

Неизвестное число обозначают маленькими латинскими буквами, например: с «цэ».

Решить уравнение — значит найти такое значение с, при котором равенство будет верным.

с + 7 = 13 — это уравнение,

с = 13 - 7

с = 6

6 + 7 = 13

13 = 13

1.) Из чисел 8, 5, 3, 2 и неизвестного числа k составь разные уравнения и реши их.

2) Реши уравнения

а+ 36 = 56 25 + а = 89

а + 37 = 39 69 + а = 98

57 + а = 78 а + 46 = 82

3) Реши задачи

  1. В маршрутном такси ехало 15 пассажиров. На первой остановке вышло 5 пассажиров, а на второй ещё 3. Сколько пассажиров осталось в такси?

  2. Влада за 20 мин решила задачу и за 10 мин решила 5 примеров. Сколько времени Влада выполняла задание по математике?

  3. У Дениса 28 пехотинцев и 15 всадников. На сколько всадников меньше, чем пехотинцев у Дениса?

  4. Мама испекла 18 пирожков. Петя и Саша съели б пирожков и 4 пирожка съел папа. Сколько пирожков осталось?


Задание 16

ПРОВЕРКА СЛОЖЕНИЯ

ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

Если из суммы двух слагаемых вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое.

Сложение можно проверить вычитанием:

23 + 4 = 27

Для проверки из суммы вычитают одно из слагаемых:

27 - 4 = 23

Если получится второе слагаемое, значит вычисление выполнено верно.

1)

Слагаемое

5

9


4


30


8


42

Слагаемое

3


10


3


5


6


Сумма

8

26

43

12

9

32

47

19

11

50

2) Андрюша прочитал 14 страниц книги утром и ещё 16 страниц вечером. Сколько всего страниц прочитал Андрюша?

Составь две задачи, обратные данной, и реши их.

3) Реши примеры, записывая их столбиком. Выполни проверку.

37 + 40 18 + 26

29 + 28 32 + 49

41 + 29 53 + 47

22 + 58 43 + 30


Задание 17

ПРОВЕРКА ВЫЧИТАНИЯ

ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.

Вычитание можно проверить сложением:

43 - 30 = 13

Для проверки к разности прибавляют вычитаемое:

13 + 30 = 43

Если получится уменьшаемое, значит, вычисление выполнено верно.

1) Реши примеры, записывая их столбиком. Выполни проверку.

53 – 34 89 - 58

37 – 15 75 - 37

60 – 29 62 - 38

58 - 50 50 - 25

2) На крыше 11 белых голубей, что на 7 голубей меньше, чем серых. Сколько всего голубей на крыше?

3) У Мити в коллекции 25 марок, а у Вани — на 12 марок больше. Сколько марок у Вани?

4) В шкафу 12 глубоких и 16 мелких тарелок. Сколько всего тарелок в шкафу?

5) После того как с полки взяли 18 книг, там осталась 21 книга. Сколько книг было на полке первоначально?


Задание 18

1) Реши задачи.

  1. Во дворе 20 гусей, уток — на 15 больше, чем гусей, а кур столько же, сколько уток и гусей вместе. Сколько кур во дворе?

  2. Мама испекла 22 пирожка с мясом, а с яблоками — на 5 пирожков больше. Сколько всего пирожков испекла мама?

2) Реши примеры, записывая их столбиком.

  1. + 66 37 + 42 45 + 34 72 + 17

17 + 51 25 + 63 84 + 15 26 + 31



Задание 19

1) Реши примеры, записывая их столбиком.

66 -25 47 – 32 68 - 34 77 - 12

57 - 11 65 – 24 85 - 23 32 – 21

2) Вставь пропущенные цифры

3) В двух домах 87 квартир. Сколько квартир во втором доме, если в первом — 42 квартиры?

4) На клумбе 27 тюльпанов и 14 нарциссов. На сколько тюльпанов больше, чем нарциссов?

5) В саду 27 кустов малины, а смородины — на 6 кустов меньше. Сколько всего кустов в саду?



Задание 20

1) Мама испекла 35 блинчиков с творогом, что на 12 блинчиков больше, чем с капустой. Сколько всего блинчиков испекла мама?

2) В коробке 24 карандаша. Когда взяли несколько карандашей, в коробке осталось 13 карандашей. Сколько карандашей взяли?

3) Реши примеры, записывая их столбиком.

64 + 36 54 + 38 63 + 19 48 + 25

24 + 29 23 + 68 74 + 16 35 + 26

4) Вставь пропущенные цифры.

Задание 21

1) В одном мешке 35 кг муки, а в другом — на 7 кг больше. Сколько килограммов муки в двух мешках?

2) Начерти ломаную из пяти звеньев, длины которых 2 см, 3 см, 1 см, 3 см, 2 см.

Найди длину этой ломаной и начерти отрезок, длина которого равна длине ломаной.

3) Когда со стоянки 35 машин уехало, 17 машин осталось. Сколько машин было на стоянке первоначально?

4) В вагоне было 40 пассажиров. На остановке вышли 8 человек. Сколько пассажиров осталось в вагоне?


Задание 22

1.Реши задачу.

В бидоне было 30 л молока. Когда из него взяли несколько литров, то 9 л осталось. Сколько литров молока взяли из бидона?

2. Вычисли


Задание 23

Реши задачи.

  • Бабушка приготовила 28 вареников с вишней и 32 вареника с творогом. За обедом съели 45 вареников. Сколько вареников осталось?

  • В бочку помещается 50 л воды, а в ведро — 13 л. На сколько литров воды больше в бочке, чем в ведре?

  • В трёх корзинах 65 кг яблок. В первой корзине 23 кг, во второй — столько же. Сколько килограммов яблок в третьей корзине?

  • Два велосипедиста ехали навстречу друг другу из двух посёлков. Первый проехал 19 км, а второй — на 3 км больше. Какое расстояние между посёлками?

  • В дом принесли 36 писем, журналов — на 8 штук меньше, чем писем, а газет — на 25 штук больше, чем журналов. Сколько газет принесли?

  • С одной яблони собрали 18 кг яблок, с другой — 22 кг яблок. Из 25 кг мама сварила повидло. Сколько килограммов яблок осталось?

  • В магазин привезли 48 кг чёрного хлеба и 44 кг белого хлеба. До обеда продали 50 кг хлеба. Сколько килограммов хлеба осталось продать?

Задание 24

1. Сколько времени показывают часы? Запиши от­вет.


2. Запиши, сколько времени показывали часы: 1 ч на­зад, 30 мин назад, 2 ч 10 мин назад.


3. Реши уравнения

38 + а = 60

53 – а = 17


Задание 25

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ

- ВСПОМНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ! -


В каждой связке по 2 шарика. Сколько шариков в пяти связках?

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10

Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.

2 • 5 = 10

Реши задачи

1. У одного стула 4 ножки. Сколько ножек у трёх стульев? (сделай рисунок)

2. Сколько литров сока в шести двухлитровых пакетах? (сделай рисунок)

3. На каждом конверте по 3 марки. Сколько марок на пяти конвертах? (сделай рисунок)


Задание 26

1. Вычисли суммы и замени сложение умножением.

4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4

5+5+5+5+5

2+2+2+2+2+2+2+2+2

9+9+9+9+9+9+9+9

5+5+5+5+5+5+5+5

7+7+7+7+7+7+7

4+4+4+4+4+4+4+4+4+4

2. Вычисли произведения, заменяя умно­жение сложением одинаковых слагаемых.

8•6 9•7 8•3

2•0 6•4 6•5

73 7•3 4•8

4•2 7•5 8•6

0•4 6•5 8•3


3. Начерти прямоугольник со сторонами 4 см и 2см. Найди его периметр, используя разные формулы.

Задание 27

1. Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Найди его периметр, используя разные формулы.

2. Начерти квадрат со стороной 3 см и найди его периметр.

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

При умножении 1 на любое число получается само число.


При умножении 0 на любое число получается 0.

От перестановки множителей произведение не изменяется.

3.Реши задачи

  • Лена разложила 8 ирисок в 2 кармана поровну. Сколько ирисок в каждом кармане?

  • Витя разложил 6 машинок в коробки по 2 машинки в каждую. Сколько коробок было у Вити?


Задание 28

  • Девочки разделили 15 пряников. Каждая получила по 3 пряника. Сколько было девочек?

  • 18 л молока разлили в 6 бидонов поровну. Сколько литров молока в каждом бидоне?

  • 10 конфет раздали двум братьям поровну. Сколько конфет у каждого брата?

  • 16 яблок раздали детям по 2 яблока каждому. Сколько детей получили яблоки?

  • В баскетбол играли 2 команды. На площадке было 16 игроков. Сколько человек в каждой команде?

Задание 29

1. Реши примеры. Подчеркни делитель одной чертой, частное - двумя чертами, делимое обведи в кружок.

20 : 2 12 : 3 16 : 8

16 : 4 18 : 3 12 : 4

20 : 4 10 : 5 15 : 3

21:7 21:3 6 :3

4:2 18 : 9 15 : 5

14:7 8:2 12:6

2. Реши задачи.

  • На конверты наклеили 20 марок по 4 штуки на каждый. Сколько было конвертов?

  • У Вани 32 рубля. Сколько ручек по 8 рублей он может купить?


Задание 30

ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.

  • 18 кг муки развесили в пакеты по 2 кг. Сколько пакетов понадобилось?

  • 14 кг мёда разложили в 7 банок поровну. Сколько килограммов мёда в каждой банке?

  • 20 луковиц нарциссов посадили в саду по 10 штук на клумбу. Сколько клумб было в саду?

  • 21 м ситца пошло на 7 сарафанов. Сколько метров ситца пошло на каждый сарафан?

  • В наборе 3 ручки. Сколько ручек в пяти наборах?

  • В восьми одинаковых банках 24 л сока. Сколько литров сока в каждой банке?

  • В трёх одинаковых коробках 21 кг печенья. Сколько килограммов печенья в каждой коробке?

  • На 10 домов установили по 3 антенны. Сколько всего антенн установили?


Задание 31

  1. Реши задачу.

Сколько всего посадили деревьев в парке, если до обеда было посажено 45 деревьев, а после обеда - на 27 деревьев меньше?

  1. Сравни выражения. Поставь знаки «» или «=».

а) 60 - 40 ... 20 + 10; д) 18 : б ... 12 : 4;

б) 35 - 5 ... 47 - 7; е) 18 : 3 ... 16 : 2;

в) 39 + 14 ... 82 - 29; ж) 3 • 8 ... 2 • 9;

г) 60 - 37 ... 46 - 23; з) 1 • 15 ... 3 • 5.

  1. Вычисли.

а) 9 см — 45 мм; в) 1 ч — 45 мин;

б) 1 м — 20 см; г) 3 дм 4 см + 2 дм 8 см.

  1. Реши уравнения.

а) х — 56 = 36; б) 70 — х = 43; в) 76 + х = 76.

  1. Начерти ломаную со звеньями 4 см, 5 см, 2 см, 2 см. Най­ди её длину, вырази в дециметрах и сантиметрах.

6*. На сколько увеличится длина начерченной ломаной, если каждое звено увеличить на 3 см?


12