Задания олимпиады по литературе 8 класс
1.Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:
а) один из видов лиро-эпического жанра, основные 1) былина
черты – наличие развернутого сюжета и вместе с
тем – широкое развитие образа лирического героя;
б) жанр русского фольклора, героико-патриотическая 2) поэма
песня-сказание о богатырях и исторических событиях;
в) вид устных повествований с фантастическим 3) сказка
вымыслом, формы которого исторически складывались
в связи с мифологией.
2.Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
1) Очумелов.
2) Дефорж.
3) Наталья Саввишна.
3. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.
1.Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.
2.…Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…
4.Определите стихотворный размер:
а) В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
( А.С.Пушкин)
б) Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
(М.Ю. Лермонтов)
5.Какие средства художественной выразительности использовали авторы?
А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
(М.Ю.Лермонтов)
Б) Тропами потаёнными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими
Леса молчат – осенней ночи ждут.
(И.А. Бунин )
6. Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?
«Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя.
7.Героини каких произведений русской классики носят имя Мария? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.
8.Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. У какого произведения нет автора?
«Алые паруса», «Морозко», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Бирюк», «Дубровский».
9. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.
1) Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.
2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
4) Любишь кататься, люби и саночки возить.
5) Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.
10. Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
И.С. Тургенев
Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,
что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Опорные вопросы:
а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?
б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?
в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?
г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?
Ответы к олимпиаде по литературе
класс
1.а -2; б -1; в – 3
(За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)
2. 1) А.П. Чехов «Хамелеон».
2) А.С. Пушкин «Дубровский».
3) Л.Н. Толстой «Детство».
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)
3.
1) Андрий. 2) Остап (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»).
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 2 б.)
4.а) ямб, б) хорей.
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 2 б.)
5.А - сравнение; Б – метафора.
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 4 б.)
6. Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 2 б.)
7.0,5 балла за название произведения и 0,5 балла за указанного автора.
8.0,5 балла за правильный ответ.
9. 1) Былина. 2) Житие. 3) Басня. 4) Пословица. 5) Загадка.
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 5 б.)
10. Максимальный балл - 20