Просмотр содержимого документа
«Задания по функциональной грамотности (читательская грамотность)»
Федосеева Ольга Леонидовна
Формирование читательской грамотности младших школьников.
Текст был взят с адреса https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/04/19/teksty-dlya-proverki-tehniki-chteniya-v-4-klasse
(проверка техники чтения в 4 классе)
Как лошадь жабу пожалела.
Дело было летом, под вечер. Только что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце садилось, и заходящие лучи его играли в лужах. Мокрые листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на небо, словно любуясь им. Сидит жаба тихо и задумчиво. Никого не боится и сама никому зла не желает. Увидели жабу дети и засмеялись. Наломали мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они прутиком в бок и изранили жабу. Не смогла искалеченная жаба выкарабкаться из колеи и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее, чем наверху с людьми. Но мальчики следили за жабой. По дороге ехал мужик с возом. Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела лошадь жабу в колее, остановилась, вытянула шею и постаралась объехать это место.
- Пожалела… - тихонько сказал один мальчик. И всем мальчикам стало неловко и совестно.
Предметный результат: элементарные умения анализа и интерпретации текста
Тип деятельности: знание
Умение: находить информацию, изложенную в явном виде
Формулировка заданий:
Назови место, где сидела жаба после грозы.
Ответ: на краю лужи
Найди и выпиши, как стали вести себя мальчишки, увидев жабу.
Ответ: Наломали острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они прутиком в бок и изранили жабу.
Тип деятельности: применение
Умение: находить информацию, изложенную в неявном виде, делать вывод
Формулировка заданий:
Восстанови с помощью цифр последовательность действий мальчишек.
___следили
___наломали
___попали и изранили
___засмеялись
___увидели
___стали тыкать, колоть
Ответ:
_6__следили
_3__наломали
_5__попали и изранили
_2__засмеялись
_1__увидели
_4__стали тыкать, колоть
Раздели текст на четыре части. Озаглавь их.
Примерный ответ:
1. Хорошо после грозы.
2. Потеха детей.
3. Лошадь пожалела жабу.
4. Мальчикам стыдно.
Тип деятельности: рассуждение 1
Умение: интерпретировать и оценивать содержание и форму текста
Формулировка заданий:
Выпиши из текста слова-синонимы, которые имеют значение: «Углубление на дороге, выбитое колёсами».
Ответ: колея, рытвина
Какова главная мысль произведения?
Тип деятельности: рассуждение 2
Умение: понимать идею текста, создавать текст
Формулировка заданий:
Подумай, какой нравственный урок получилили мальчики?
Придумай продолжение этой истории.