Зачет по теме: СССР в период перестройки.
1 часть.
1. Объясните значение следующих понятий: ускорение социально-экономического развития, «перестройка», гласность, новое политическое мышление, деидеологизация, приватизация, либерализация цен, деноминация, импичмент.
2. Можно ли сказать, что в середине 80-х гг. XX в. СССР охватил кризис? В каких сферах жизни государства и общества он проявился наиболее ярко? Какими объективными и субъективными причинами, внешними и внутренними факторами были обусловлены эти кризисные явления?
3. Можно ли сказать, что имел определенную программу действий, рассчитывал прийти к определенному результату предлагаемых преобразований? Какие причины обусловили первоначальные предложения Горбачева о преобразованиях в общественно-политической и экономической жизни СССР? На - сколько эти предложения были адекватны экономическим, политическим, социальным проблемам, стоявшим перед государством и обществом?
4. Насколько последователен был Горбачев в своих действиях и проводимых реформах? Как изменялись его предложения и действия по мере изменения обстановки в стране и в мире?
5. Какими причинными было вызвано выступление ГКЧП? Какие политические силы поддерживали этот орган? Мог ли ГКЧП удержать власть в своих руках? Как развивались бы события мировой и отечественной истории в этом случае?
6. Сопоставьте политические взгляды Горбачева и Ельцина, их политические биографии, отстаиваемые ими варианты развития страны. Что объединяло этих государственных деятелей?
7. Как изменялись политические взгляды Ельцина по мере изменения обстановки в стране? Можно ли сказать, что у Ельцина была определенная программа необходимых социально-экономических преобразований?
8. Насколько закономерным был распад Советского Союза? Насколько обоснованна точка зрения, согласно которой СССР перестал существовать в результате поражения в «холодной войне»? Могли ли исторические события сложиться иначе? Как развивалась бы, с вашей точки зрения, мировая и отечественная история в этом случае?
9. В какой мере на распад СССР повлияли проблемы, накопившиеся во взаимоотношениях народов этого многонационального государства? Отвечало ли, с вашей точки зрения, интересам какого либо их этих народов расформирование единого Советского Союза и создание независимых государств на месте прежних союзных республик?
10. Чем объясняется. По вашему мнению, резкое обострение межнациональных противоречий в СССР и на территории стран СНГ с конца 80-х годов прошлого века и по настоящее время?
11. Какие социально-психологические черты россиянина унаследованы им от советского человека? Что изменилось в психологии наших граждан за постсоветский период нашей истории?
2 часть.
Письменное тестирование по теме «Перестройка».
1) Персоналии:
-генеральный секретарь ЦК КПСС
- министр иностранных дел
- председатель Президиума Верховного Совета СССР)
- Председатель Совета Министров СССР
- состав ГКЧП
- разработчики экономических
2) Даты:
- введение института Президента
- возрождение многопартийности
- отмена 6 ст. Конституции
- августовский политический кризис
- беловежские соглашения
- политика « ускорения»
- первый этап экономических реформ
- принятие закона о гос. предприятии
- первый советский парламент
- «павловский»обмен денег
- XXVII съезд КПСС
- XIX Всесоюзная конференция
- прекращение существования СССР
3) Понятия:
- «ускорение»
- гласность
- советский парламентаризм
- «500 дней»
- антиалкогольная кампания
- концепция «перестройки»
- законы о кооперации и ИТД
- многопартийность, направления (реформаторско-демократическое, национально-патриотическое, традиционно-коммунистическое).
Домашнее задание:
Темы для сообщений: а) : исторический портрет на фоне эпохи; б) «шоковая терапия» и причины трудностей; в) Конституция 1993 г.: история разработки и принятия; г) Кризис власти в начале 90-х гг.