Муниципальная (районная, городская) олимпиада
младших школьников
по русскому языку
Работа
ученика (-цы) __________ класса
_________________________________________
_________________________________________
(полное название учебного заведения)
_________________________________________
_________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
2021 год
Баллы: __________ Шифр: __________________
Задания
Задание 1. Оля сказала, что в слове пол…скать пропущена безударная гласнуя а, Петя выбрал безударную гласную о. Катя же утверждала, что в данном слове возможно написать безударную гласную о и а. Кто из ребят прав? Ответ аргументируй.
Задание 2. Подчеркни буквы, которые обозначают:
а) звук [ш]
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот дружка хороший, кто для дела гожий.
б) мягкие звуки
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
в) сочетание двух букв, дающее 1 звук:
Счастье улыбается всякому, а отдается трудолюбивому да закаленному.
Задание 3. Ученик изучает тему «Состав слова». Помоги ему в каждом ряду найти «третье лишнее». Свой ответ аргументируй.
1) бес-, раз-, -знь
__________________________________________________________________
2) -ск-, -щик, -енн-
__________________________________________________________________
3) о, е, ы
__________________________________________________________________
4) пре, на, у
__________________________________________________________________
5) приставка, суффикс, окончание
__________________________________________________________________
Задание 4. Назови одним словом.
множество пчел, летящих вместе – __________________________________
множество коров, пасущихся на лугу – _______________________________
множество волков, проживающих совместно – ________________________
множество диких лошадей – ________________________________________
множество овец на выпасе – ________________________________________
множество рыб, отправляющихся на нерест – ________________________
множество футболистов под управлением тренера – ___________________
множество одинаковых чашек и блюдец – ____________________________
множество музыкантов, играющих на инструментах – _________________
множество кораблей, выполняющих боевую задачу – __________________
Задание 5. Фразеологизм из левого столбика, соедини с подходящей по смыслу пословицей из правого столбика.
бить баклуши | Кто рано встаёт, тому Бог подает. |
воды в рот набрать | Печаль не уморит, а с ног собьет. |
ни свет ни заря | Ленивый сидя спит, лежа работает. |
зарубить на носу | Слово – серебро, молчание – золото. |
грызть гранит науки | Не будь тороплив, будь памятлив. |
повесить нос | Ученье и труд рядом живут. |
Задание 6. Указанные ниже слова поставь в начальную форму.
друзей – __________________________________________________________
легка – ___________________________________________________________
ушёл – ____________________________________________________________
молочу – __________________________________________________________
мной – ____________________________________________________________
третьему – ________________________________________________________
четырьмя – _______________________________________________________
лото – ____________________________________________________________
Задание 7. В ряду слов подчеркни предлоги.
среди, же, эх, из-за, будто, ради, и, при, не, возле, ай
Задание 8. Прочитай текст. Расставь знаки препинания.
Пришла зима похолодало. Звери и птицы утепляются. Они обустраивают свои жилища запасаются кормом. А тем кто не справится с холодом и голодом помогут люди.
Выполни задания:
1. Переработай текст, соблюдая указанные ниже условия:
а) каждое предложение должно быть распространенным;
б) в тексте должны присутствовать все виды предложений по цели высказывания.
2. Запиши получившийся новый вариант текста.
Задание 9. Отредактируй предложения.
Ляжь в постель. ___________________________________________________
Бежите скорее к врачу. _____________________________________________
Сейчас же вылазь из воды! ________________________________________
Не ложи локти на стол. _____________________________________________
Едь летом на юг. _________________________________________________
Задание 10. Прочитай текст.
Я всегда любил порыбачить на лесном озере, у каменистого берега. Дорога к нему ведет через густой ельник и каждый раз таит в себе новое.
Помню, лес уже приготовился к предзимью. Снялись последние журавли, лишь раз махнули крылом и улетели. Вдруг – треск, хруст! Оказалось, что это мой старинный друг, медведь, следы путает, готовится к зимней спячке.
А однажды, в пору крепких январских морозов, шел я по протоптанной рыбаками тропинке и услышал: гневается мишка, рычит что было мочи. Это охотники разбудили его, голодного, злого. Думал, что не увижу больше своего доброго знакомого. Убьют ведь бедолагу!
Отшумели вьюги. Вновь меня потянуло к воде, к озеру. И мишка мой тут как тут! Пробирается сквозь валежник к берегу воды напиться.
Прошло время, и вот я вновь на рыбалке. Глядь, а мой приятель грибами да ягодами завтракает. Про то, что мишки не прочь полакомиться сочными ягодами, я знал давно из школьных учебников. А вот то, что медведи – настоящие мастера собирать грибы, узнал сегодня впервые.
Вот какие неожиданные открытия преподносит нам порой природа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполни задания:
1. В первом абзаце текста перестрой выделенные словосочетания так, чтобы они соответствовали структуре: сущ. + сущ.
__________________________________________________________________
2. Объясни значение данных слов, использованных в тексте.
Ельник – _________________________________________________________
Предзимье – ______________________________________________________
Снялись – ________________________________________________________
Валежник – _______________________________________________________
3. Выпиши слова, с помощью которых автор передает свое отношение к медведю.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажи, какой частью речи являются подчеркнутые в тексте слова.
5. Прочитай предложение. Укажи, на какой вопрос отвечает каждый его член.
Пробирается сквозь валежник к берегу воды напиться.
6. Заверши текст, добавив к нему предложение, соответствующее характеристике:
простое, побудительное, восклицательное, распространенное, осложнено обращением.
7. Выбери заголовок, который наиболее точно отражает содержание текста.
| Рыбалка. |
| Однажды летом. |
| Подсказки природы. |
| Уроки природы. |
| Старинный друг. |