1. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Большое блюдо заполнили сочными грушами.
Щедрые лучи яркого солнца озарили луг.
Далеко видны яркие лучи береговых маяков.
Молодой скворец быстро научился летать.
Отважная лодка плывёт по морским волнам.
2.В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Хомячок прячет за толстые щёчки семечки.
Ветви деревьев согнулись из-за тяжёлых шишек.
В жаркий полдень солнце раскаляет песок.
На длинном столе лежат стопки газет.
Тишину сада потревожил щебет птиц.
Задание 9. Выпиши из предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Вскоре вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Изо всех следов, которые ему дед показывал, мальчик только эти запомнил.
Проба подтвердила: корешок богат каучуком!
Плохи были бы дела у дуба с его неуклюжими плодами.
Заботливый зверёк насадил листья на иголки.
Задание 10. Выпиши предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Я решил, что тихого зверька можно оставить дома, запер дверь и ушёл в дальний лес.
Пришлось как-то Никише с ребятами возвращаться со станции в село прямой дорогой через зимний лес.
Прослышав, что ботаник ищет сагы́з – растение с клейким соком, местные жители спешили помочь ему.
Так мудрая природа дала в компанию дубу эту замечательную птицу.
Удивительный ком быстро метнулся в густой малинник и застрял между веток.
Задание 11. Выпиши из предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
После еды бобрёнок все палочки и листики подгрёб под себя и уснул.
Ребята не знают, чьи это следы, а бегают по ним: вдруг да лисицу где-то увидят или дикого козлика.
Когда Родин прибыл в далёкое селение, оказалось, что корень нашли местные мальчишки.
Садится сойка на землю, выкапывает своим крепким клювом ямку и прячет туда жёлудь.
В испуге Лёшка шарахнулся назад − подумал, что перед ним змея, вот и испугался.
Задание 8
8. В предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Попрыгала она с воробьями по пустому столику и застучала острым клювом по стеклу.
Но Александр не желал привыкать к роскоши, он мечтал стать отважным воином.
Из неё сшили резиновые плащи, галоши.
О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошёл до ручки.
Тогда Шанго встал на холмик ногами и топтал его, пока не сровнял с землёй.
Текст 1
(1)Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава. (2)Бывало, идём куда-нибудь… (3)Он впереди, я его позову, он оглянется, а я дуну ему белым одуванчиком прямо в лицо. (4)Тогда брат начинает меня подкарауливать и тоже, как только я зазеваюсь, дунет. (5)Так мы эти созревшие цветки срывали лишь для забавы.
(6)Но раз я сделал открытие. (7)Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (8)Это было очень красиво! (9)Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг не золотой, а зелёный. (10)Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять стал золотым. (11)А к вечеру снова позеленел. (12)Тогда я пошёл, отыскал одуванчик. (13)Оказалось, что он сжал свои лепестки! (14)Вот как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулачок, мы закрыли бы жёлтое. (15)Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрывают свои ладони, и луг вновь становится золотым.
(16)С тех пор обычные одуванчики стали для нас необычными, интересными цветами, потому что засыпа́ли и вставали вместе с нами.
(По М.М. Пришвину)
3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ:
Одуванчики заинтересовали ребят тем, что вечером вместе с ними засыпали, а утром вместе с ними просыпались.
4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ:
1. Забава с одуванчиками.
2. Удивительное открытие.
3. Одуванчики стали для нас интересными цветами.
5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ:
Как братья забавлялись с одуванчиками?
Почему луг рано утром оказался не золотым, а зелёным?
Что происходило с одуванчиками по вечерам?
На что, по мнению мальчика, были похожи цветки одуванчиков?
Почему одуванчики стали для братьев интересными цветами?
Текст 2
(1)У растений есть невидимое, но грозное оружие, какого нет ни у человека, ни у животных: летучие вещества, которые убивают вредных бактерий.
(2)Тайну эту люди раскрыли с помощью простого опыта, который сто лет назад провёл русский учёный Борис Петрович Токин. (3)Он мелко натёр головку лука, поместил пахучую кашицу рядом с дрожжевыми грибками и накрыл стеклянным колпаком. (4)Через день проверил: грибки погибли.
(5)Значит, пахучие вещества, которые выделяет лук, поражают грибки на расстоянии! (6)Токин проделал ещё сотни опытов: брал натёртый чеснок, горчичный порошок, молотый перец, а вместо грибков – различные болезнетворные бактерии. (7)Результат всегда повторялся: пахучие вещества растений убивали грибки и вредные бактерии. (8)Борис Петрович назвал эти вещества фитонцидами: от греческого слова «фитон» − растение и латинского «цедо» − убиваю.
(9)В 1941 году началась Великая Отечественная война. (10)В госпиталях не хватало даже самых простых лекарств и медикаментов. (11)И врачи вспомнили про опыты Токина. (12)Поднесли к ране кашицу из лука, подержали 10 минут, взяли пробу: в ране почти не осталось микробов! (13)Стоило несколько раз «опарить» луковым лекарством гнойную рану, и она заживала. (14)Средство борьбы с тяжёлым недугом было найдено.
(По Н. Осипову)
3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ:
У растений есть грозное оружие против бактерий – летучие вещества.
4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ:
1. Невидимое, но грозное оружие растений.
2. Опыты учёного Б.П. Токина.
3. Средство от тяжёлого недуга.
5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ:
Какое грозное оружие против бактерий есть у растений?
Какие опыты проводил учёный Б.П. Токин?
Какие растения могут вылечить гнойные раны?
Когда врачи вспомнили про опыты Токина?
Текст 3
(1)Наконец-то выдался настоящий весенний денёк! (2)В лесу тепло, светло, капель весело перезванивает, звери да птицы радуются. (3)Благодать!
(4)Лежит на опушке старый камень-валун и хвалится: (5)− Мне кланяйтесь, меня благодарите, это я весну делаю! (6)Вон какие у меня бока жаркие. (7)Вокруг меня снег тает, рядом со мной уже травка показалась, ко мне первые бабочки греться летят! (8)Если бы не я, не было бы весны.
(9)Услышал это голосистый ручеёк из густых зарослей кустарника и возмутился: (10)− Не хвались попусту! (11)Ты лежебока, за день ни разу не повернёшься, а я и снег растапливаю, и лёд просверливаю, и деревья живой водицей напою. (12)Какая без меня весна?
(13)Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе: (14)− Вот выдумщики! (15)Это я весну делаю! (16)Как начну лить горючие слёзы, стучать капельками по насту на весь лес – вот вам и весна…
(17)Но вдруг сосулька умолкла. (18)А почему? (19)А потому, что солнце за лес закатилось. (20)Спряталось оно, и вот – камень-валун похолодел, ручей затянуло ледяной корочкой, сосулька застыла. (21)Это солнышко весну делает! (22)Молча…
(По Э. Шиму)
3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ:
Камень, ручей и сосулька хвалились, а солнышко скромно делало важное дело – приводило в лес весну.
4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ:
1. Весенний денёк в лесу.
2. Хвастовство камня, ручья и сосульки.
3. Это солнышко весну делает!
5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ:
Каким был настоящий весенний денёк в лесу?
Чем хвалился камень-валун?
Почему ручей не соглашался с камнем-валуном?
Почему сосулька считала, что она делает весну?
Текст 4
(1)В 18 веке Россия начала строить флот на Чёрном море. (2)Чтобы работа шла быстрее, строительство кораблей отдали под начало их будущим командирам. (3)Одним из них стал Фёдор Фёдорович Ушаков, будущий великий русский адмирал.
(4)Чем заняться на берегу матросам корабля, который ещё даже не построен? (5)Ушаков придумал для своей команды занятие, которое очень удивило морское начальство. (6)Он заставил своих моряков… качаться! (7)На берегу построили десяток больших качелей, и целыми днями матросы раскачивались на них, да так высоко, что дух захватывало. (8)Только вот качались они не просто так. (9)На качелях были установлены небольшие пушки, а у матросов в руках находились зажжённые фитили. (10)На воде стояли на якоре плоты с мишенями, и матросы Ушакова учились стрелять в цель с раскачивающихся во весь мах качелей. (11)Ведь во время морского сражения корабль никогда не стоит ровно на тихой воде. (12)Вот прицелятся матросы, а корабль поднимет на высокой волне – и все ядра пролетят мимо врага.
(13)Благодаря таким тренировкам в первом же сражении Ушаков одержал блестящую победу над врагами, не потеряв из своей команды ни одного человека!
(По А. Ткаченко)
3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ:
Благодаря своей смекалке и упорным тренировкам команды Ушаков одержал блестящую победу и сохранил жизнь матросам.
4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ:
1. Строительство Черноморского флота.
2. Хитрость с качелями.
3. Блестящая победа.
5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ:
Когда начали создавать флот на Чёрном море?
Для чего строительство кораблей отдали под начало их будущим командирам?
Зачем Ушаков заставлял своих матросов качаться на качелях?
Чего смог достичь Ушаков благодаря тренировкам команды на качелях?
Текст 5
(1)Есть такое растение – высокое, с красными цветками, собранными в большие стоячие кисти. (2)Называется оно кипрей. (3)Ещё недавно его считали сорной травой. (4)Лесники безжалостно вырывали кипрей рядом с молодыми сосенками, потому что считали, будто кипрей заглушает слабые побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
(5)Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, не могут бороться с холодом. (6)От первых же утренних морозов в начале осени они погибают. (7)Учёные начали искать причину этого и наконец нашли. (8)Оказалось, что кипрей очень тёплый цветок. (9)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет, потому что вокруг цветка стоит тёплый воздух. (10)Он выделяет из себя теплоту, причём обогревает не только воздух, но и почву. (11)И в этой теплоте растут без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их глубоким снегом.
(12)Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами: это их сторож, их защитник, их нянька. (13)Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (14)Вот такой самоотверженный цветок!
(По К.Г. Паустовскому)
3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ:
Кипрей – самоотверженный цветок, который обогревает другие растения своим теплом.
4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ:
1. Ошибочное мнение о кипрее. / Кипрей – «сорная» трава.
2. Кипрей согревает соседей. / Кипрей дышит теплотой.
3. Самоотверженный цветок.
5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ:
Как выглядит растение кипрей?
Почему ещё недавно кипрей безжалостно вырывали?
Как кипрей согревает растения, которые растут рядом с ним?
Рядом с какими деревьями разрастается кипрей?