СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по развитию речи "Стили речи". Используется в 5 классе гимназии на сильных учениках

Просмотр содержимого документа
«урок "Стили речи"»

ТЕМА УРОКА: Что значит слово «стиль»?

Почему языковеды выделяют понятие «функциональный стиль речи»?

Разговорный стиль речи

(5-ый класс 11-летней школы)

Цель урока: 1. Сформировать представление о понятии «стиль речи» на основе :

а) анализа значения слова «стиль»;

б) выяснения функций языка и речи и выделения функции (задачи речи) каждого стиля (общение, сообщение, воздействия);

в) соотношения понятий «сфера общения» и «стиль речи»;

г) распределения речи, а значит и стилей речи, на две основные разновидности: разговорная и книжная.

2. Сформировать представление о стилеобразующих характеристиках (факторах).

3. Познакомить с особенностями разговорного стиля речи.

 

Ход урока

 

I. Начало урока. Выявление «состояния» класса для установления контакта; организация к деятельности; подготовка к восприятию:

-         приветствие;

-         «разведывательные вопросы» о настроении и т.п.

-         проблемный вопрос: Вам приходилось слышать высказывание «стильная девочка/мальчик»? Как вы думаете, почему о них так говорят? (Пример из телерекламы.)

(Переход к изучению I части темы.)                                                                                              1-2 мин.

I I. Изучение нового материала.

1.   Сообщение I части темы и запись ее на доске и в тетрадях: Что значит слово «стиль»? Работа со словарной статьей «Стиль».

Вопрос-переход: Что мы делаем, когда встречаемся с незнакомым словом или со словом в значении которого мы не уверены? – Ответ-инструкция: обращаемся к толковому словарю.

(Анализируется статья в словаре или записанная из словаря на доске. Методика анализа следующая: прочитывается отдельное значение, выясняются ключевые семы, учащимся предлагается подобрать примеры, учитель предлагает свои, в тетрадях записываются сочетания-примеры, иллюстрирующие разные значения слова.)

Статья:

Стиль, -я, м. 1. Совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-л., отличающих что-л. (в искусстве). Здание готического стиля (архитектура). Стиль барокко в литературе.

Попутно проводится работа со словами готика, барокко, предложенными для работы в учебнике (в словарики записывается их значение):

Готика – архитектурный стиль позднего средневековья, выражающийся в строительстве легких, остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатейшим убранством в виде витражей, статуй и т.п. (Иллюстрация – открытки с готическими сооружениями.)

Барокко – художественный стиль 16-18вв., который отличался декоративной пышностью деталей и живописностью (Иллюстрация – открытки с сооружениями в стиле барокко, фрагмент текста.)

2.Совокупность приемов использования средств языка, характерная для литературного произведения или писателя. Былинный стиль. Стиль Пушкина.

3. (Данное значение пока закрыто). Функциональная разновидность литературного языка, которая выражается в построении речи и словоупотреблении, в манере словесного выражения. Разговорный стиль. Публицистический стиль. Возвышенный стиль. Говорит в телеграфном стиле.

4. Способ осуществления чего-л., отличающийся совокупностью своеобразных приемов. Плавать стилем «брасс». Спартанский стиль воспитания.

5. Манера вести себя, одеваться и т.п. Спортивный стиль одежды.

 

Итоги работы: Что объединяет все значения слова «стиль»? (Совокупность характерных признаков и назначение, функция для определенного вида деятельности.)

Переход к изучению 2-й части темы урока: А можно ли говорить о стиле языка, о стиле речи? Почему? Докажите.

(Ответы позволяют выяснить степень понимания основных особенностей стиля).         10 мин.

2. Анализ 3-го значения слова «стиль». Запись темы: Почему языковеды выделяют понятие «функциональный стиль речи»?

1) разъясняется понятие функциональный: функция – назначение, роль;

2) работа с фрагментом теоретической статьи в учебнике. Задание: Давайте прочитаем, как отвечают на данный вопрос авторы учебника. Читаем последний абзац текста на с. 68 (Вслух читает учитель, делая нужные логические ударения).

Вопросы после прочтения: А как вы ответите на наш вопрос? (Обратить внимание: «выделенный на основе ведущих функций языка»). Какие функциональные стили названы в статье? Почему именно такие стили речи выделяют ученые? (Обратить внимание на взаимосвязь: сфера общения –стиль речи);

3) работа с определением на с. 69:

а) зачитывается определение и обращается внимание на следующие характеристики понятия: «устойчивые разновидности» (совокупность признаков, которые не изменяются); «для каждой сферы общения» (перечень стилей и перечень сфер); «с учетом речевой ситуации» (обращение к параметрам РС, изученным в §5).

б) работа со схемой. Вопросы: Какие два вида речи представлены на схеме? Как вы думаете, какой стиль соответствует разговорной речи? Какие стили представляют книжную речь? Какую сферу общения обслуживает научный стиль речи? Публицистический? и т.д.                          10 мин.

Переход к следующему этапу: Изучая каждый стиль речи, мы узнаем в деталях, какие устойчивые признаки и какие типичные ситуации свойственны каждому стилю.

I I I . Первичное закрепление изученного: речь разговорный и книжный стили. Знакомство со стилеобразующими характеристиками (моделью стиля). Работа с определением стиля на уровне интуиции.

1. Работа с упр. 89. Задание: Наша задача – определить, какие из предложенных текстов относятся к той или иной разновидности речи. Чтобы справиться с задачей, давайте запишем план наших действий для решения поставленной задачи.

План анализа стиля текста (запись в тетрадях и на доске)

1.                   Какова задача речи?

2.                   Кто адресант и адресат речи?

3.                   Каков характер общения?

4.                   Какие языковые средства указывают на это?

Инструкция по организации деятельности

-         работаем в группах (называются 5 групп);

-         каждый читает текст самостоятельно;

-         пытаемся ответить коллективно на каждый вопрос плана;

-         самый правильный ответ записываем на листочке;

-         выбираем, кто доложит классу о результатах деятельности;

-         время выполнения - 10 мин.                                                                               

Проверка - обсуждение результатов. (Предлагаемые тексты представляют следующие стили: 1- …).                                                                                                                                                   15 мин.

IV. Итоги урока. Переход и работа с обобщающей и систематизирующей таблицей стилей, составление ее учащимися в виде опорной таблицы.  Введение понятия «разговорный стиль речи». (Иллюстрирование и примеры языковых средств извлекаются из текста, анализировавшегося в упр. 89: 3) – личное письмо).

Стили речи

 

Стиль, сфера общения

Задачи речи

Отличительные (стилевые) черты

Языковые средства

Разговорный(в повседневном общении)

Общение (делиться мыслями, впечатлениями, организовывать работу, игру)

Непринужден-ность, эмоциональ-ность

Разговорные слова и выражения (ровные-преровные, все-все); эмоционально-оценочные слова (вскрикнул, так красиво); слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, неполного качества; обращения, восклицательные и вопросительные предложения

                                                                              

V. Домашнее задание. Прочитайте §7, упр. 87 и составьте его план. Найдите ответы на вопросы Деда Языковеда (с.69). Упр. 90.1: Запишите анализ в виде ответов на пункты плана (как это делали при выполнении упр 89; если успели записать в таблице характеристику разговорного стиля, порекомендовать обратиться к ней).