ТЕМА УРОКА: Что значит слово «стиль»?
Почему языковеды выделяют понятие «функциональный стиль речи»?
Разговорный стиль речи
(5-ый класс 11-летней школы)
Цель урока: 1. Сформировать представление о понятии «стиль речи» на основе :
а) анализа значения слова «стиль»;
б) выяснения функций языка и речи и выделения функции (задачи речи) каждого стиля (общение, сообщение, воздействия);
в) соотношения понятий «сфера общения» и «стиль речи»;
г) распределения речи, а значит и стилей речи, на две основные разновидности: разговорная и книжная.
2. Сформировать представление о стилеобразующих характеристиках (факторах).
3. Познакомить с особенностями разговорного стиля речи.
Ход урока
I. Начало урока. Выявление «состояния» класса для установления контакта; организация к деятельности; подготовка к восприятию:
- приветствие;
- «разведывательные вопросы» о настроении и т.п.
- проблемный вопрос: Вам приходилось слышать высказывание «стильная девочка/мальчик»? Как вы думаете, почему о них так говорят? (Пример из телерекламы.)
(Переход к изучению I части темы.) 1-2 мин.
I I. Изучение нового материала.
1. Сообщение I части темы и запись ее на доске и в тетрадях: Что значит слово «стиль»? Работа со словарной статьей «Стиль».
Вопрос-переход: Что мы делаем, когда встречаемся с незнакомым словом или со словом в значении которого мы не уверены? – Ответ-инструкция: обращаемся к толковому словарю.
(Анализируется статья в словаре или записанная из словаря на доске. Методика анализа следующая: прочитывается отдельное значение, выясняются ключевые семы, учащимся предлагается подобрать примеры, учитель предлагает свои, в тетрадях записываются сочетания-примеры, иллюстрирующие разные значения слова.)
Статья:
Стиль, -я, м. 1. Совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-л., отличающих что-л. (в искусстве). Здание готического стиля (архитектура). Стиль барокко в литературе.
Попутно проводится работа со словами готика, барокко, предложенными для работы в учебнике (в словарики записывается их значение):
Готика – архитектурный стиль позднего средневековья, выражающийся в строительстве легких, остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатейшим убранством в виде витражей, статуй и т.п. (Иллюстрация – открытки с готическими сооружениями.)
Барокко – художественный стиль 16-18вв., который отличался декоративной пышностью деталей и живописностью (Иллюстрация – открытки с сооружениями в стиле барокко, фрагмент текста.)
2.Совокупность приемов использования средств языка, характерная для литературного произведения или писателя. Былинный стиль. Стиль Пушкина.
3. (Данное значение пока закрыто). Функциональная разновидность литературного языка, которая выражается в построении речи и словоупотреблении, в манере словесного выражения. Разговорный стиль. Публицистический стиль. Возвышенный стиль. Говорит в телеграфном стиле.
4. Способ осуществления чего-л., отличающийся совокупностью своеобразных приемов. Плавать стилем «брасс». Спартанский стиль воспитания.
5. Манера вести себя, одеваться и т.п. Спортивный стиль одежды.
Итоги работы: Что объединяет все значения слова «стиль»? (Совокупность характерных признаков и назначение, функция для определенного вида деятельности.)
Переход к изучению 2-й части темы урока: А можно ли говорить о стиле языка, о стиле речи? Почему? Докажите.
(Ответы позволяют выяснить степень понимания основных особенностей стиля). 10 мин.
2. Анализ 3-го значения слова «стиль». Запись темы: Почему языковеды выделяют понятие «функциональный стиль речи»?
1) разъясняется понятие функциональный: функция – назначение, роль;
2) работа с фрагментом теоретической статьи в учебнике. Задание: Давайте прочитаем, как отвечают на данный вопрос авторы учебника. Читаем последний абзац текста на с. 68 (Вслух читает учитель, делая нужные логические ударения).
Вопросы после прочтения: А как вы ответите на наш вопрос? (Обратить внимание: «выделенный на основе ведущих функций языка»). Какие функциональные стили названы в статье? Почему именно такие стили речи выделяют ученые? (Обратить внимание на взаимосвязь: сфера общения –стиль речи);
3) работа с определением на с. 69:
а) зачитывается определение и обращается внимание на следующие характеристики понятия: «устойчивые разновидности» (совокупность признаков, которые не изменяются); «для каждой сферы общения» (перечень стилей и перечень сфер); «с учетом речевой ситуации» (обращение к параметрам РС, изученным в §5).
б) работа со схемой. Вопросы: Какие два вида речи представлены на схеме? Как вы думаете, какой стиль соответствует разговорной речи? Какие стили представляют книжную речь? Какую сферу общения обслуживает научный стиль речи? Публицистический? и т.д. 10 мин.
Переход к следующему этапу: Изучая каждый стиль речи, мы узнаем в деталях, какие устойчивые признаки и какие типичные ситуации свойственны каждому стилю.
I I I . Первичное закрепление изученного: речь разговорный и книжный стили. Знакомство со стилеобразующими характеристиками (моделью стиля). Работа с определением стиля на уровне интуиции.
1. Работа с упр. 89. Задание: Наша задача – определить, какие из предложенных текстов относятся к той или иной разновидности речи. Чтобы справиться с задачей, давайте запишем план наших действий для решения поставленной задачи.
План анализа стиля текста (запись в тетрадях и на доске)
1. Какова задача речи?
2. Кто адресант и адресат речи?
3. Каков характер общения?
4. Какие языковые средства указывают на это?
Инструкция по организации деятельности
- работаем в группах (называются 5 групп);
- каждый читает текст самостоятельно;
- пытаемся ответить коллективно на каждый вопрос плана;
- самый правильный ответ записываем на листочке;
- выбираем, кто доложит классу о результатах деятельности;
- время выполнения - 10 мин.
Проверка - обсуждение результатов. (Предлагаемые тексты представляют следующие стили: 1- …). 15 мин.
IV. Итоги урока. Переход и работа с обобщающей и систематизирующей таблицей стилей, составление ее учащимися в виде опорной таблицы. Введение понятия «разговорный стиль речи». (Иллюстрирование и примеры языковых средств извлекаются из текста, анализировавшегося в упр. 89: 3) – личное письмо).
Стили речи
Стиль, сфера общения | Задачи речи | Отличительные (стилевые) черты | Языковые средства |
Разговорный(в повседневном общении) | Общение (делиться мыслями, впечатлениями, организовывать работу, игру) | Непринужден-ность, эмоциональ-ность | Разговорные слова и выражения (ровные-преровные, все-все); эмоционально-оценочные слова (вскрикнул, так красиво); слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, неполного качества; обращения, восклицательные и вопросительные предложения |
V. Домашнее задание. Прочитайте §7, упр. 87 и составьте его план. Найдите ответы на вопросы Деда Языковеда (с.69). Упр. 90.1: Запишите анализ в виде ответов на пункты плана (как это делали при выполнении упр 89; если успели записать в таблице характеристику разговорного стиля, порекомендовать обратиться к ней).