СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по русскому языку для студентов профессиональных образовательных организаций

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по русскому языку для студентов профессиональных образовательных организаций»

Задания по русскому языку

для студентов профессиональных образовательных организаций


Задание I. Знание основ фонетики и орфоэпии

1. Выпишите номера слов с ударением на первом слоге: 1) задолго, 2) сливовый, 3) черпать,

4) столяр, 5) кедровый, 6) досуг, 7) приданое, 8) загодя, 9) (несколько) лекторов, 10) яслей, 11) сироты, 12) оптовый, 13) завидно, 14) кралась, 15) сорит, 16) загнутый, 17) шарфы, 18) творог (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 4 б.)

Ответ:_______________________________________________________________________________

2. В слове «всплеск» на один гласный приходится шесть согласных. Подберите ещё несколько подобных слов с 5 – 6 согласными на один гласный (за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б., макс. – 3 б.)

Ответ:_______________________________________________________________________________

3.  Какие согласные звуки повторяются в приведенном тексте А.А.Фета? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился.
(Критерии: за правильный ответ с пояснением - 2 б.).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание II. Знание основ лексики и грамматики

1. Найдите грамматические ошибки и исправьте их: 1) пара джинсов, 2) недры земли, 3) брызгать аэрозолем, 4) щиплет траву, 5) нет вкусных оладий, 6) лягте удобнее, 7) езжай быстрее, 8) двое девушек, 9) познакомился с пятистами учениками, 10) длиньше других, (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 2,5 б.).

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сложите из данных слов 12 фразеологизмов:

бросить, закидать, в воду, глядя, потерял, мёртвая, канул, заячья, нить, перчатку, обводить, душа, смотрел, псу, на ночь, вокруг пальца, шапками, вертится, под хвост, на языке, Ариадны, как, коту (за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 12 б.).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово или убрав лишнее. Запишите слово (предварительно указав номер предложения), соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1) Многие животные имеют способность заранее предчувствовать стихийные бедствия. 2) На чемпионате мира по лёгкой атлетике было завоёвано несколько мировых рекордов. 3) О награждении Нобелевской премией Альберт Эйнштейн узнал в Японии, где читал лекции, а принял награду от его имени дипломатический посол Германии в Швеции. 4) Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта – одержать первенство в олимпийской борьбе (за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.).

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание III. Знание основ словообразования и орфографии

1. К данным словам подберите слова с синонимичными приставками (а) и антонимичными (б):

а) окончить - …; запрещать - …; нелогичный - ….;

б) вбежать - …; подойти - …; собрать - … (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.).

Ответ:______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


2. Выпишите номера слов с удвоенной согласной: 1) ко(р-рр)идор, 2) пье(с-сс)а, 3)га(л-лл)ерея, 4)и(л-лл)юзия, 5) броше(н-нн)ый 6) ко(р-рр)озия, 7) дра(м-мм)а, 8) ра(с-сс)творимый, 9) инте(л-лл)игентный, 10) серебря(н-нн)ый, 12) и(л-лл)юминация, 13) прида(н-нн)ое, 14) диле(м-мм)а, 15) те(р-рр)а(с-сс)а, 16) ра(с-сс)чётливый, 17) и(с-сс)ку(с-сс)тво, 18) ка(р-рр)икатура, 19) ноше(н-нн)ый-переноше(н-нн)ый, 20) ю(н-нн)ат. Выпишите слова «те(р-рр)а(с-сс)а» и и(с-сс)ку(с-сс)тво в соответствии с нормой их написания (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 5,5 б.).

Ответ: ______________________________________________________________________________

Задания IV- V. Знание основ пунктуации и орфографии

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

(1)Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума» высказываемая в разное время (не)зависимо друг(от)друга Пушкиным и Белинским заключается в психологической несообразности конфликта. «(2)Всё что говорит он очень умно. (3)Но кому говорит он всё это? (4)Фамусову? (5)Скалозубу? (6)Молчалину? (7)Это непростительно. (8)Первый признак умного человека с первого взгляду знать с кем имееш(?) дело и не метать би(с-сс)ера перед Репетиловыми» пиш…т Пушкин сам всю жизнь глубоко страдавший от непон…мания людей цену которым знал отлично. (9)В.Г. Белинского смущает сама пружина действия в Софью влюблён надо же! (10)Какой после этого ум?! (11)«И что он нашёл в Софье? (12)Меркою досто…нства женщины может быть мужчина которого она любит а Софья любит ограниче(н-нн)ого человека без души без сердца без всяких человеч…ских потребностей м…рзавца низкопокло(н-нн)ика полз…ющую тварь одним словом Молчалина».

(13)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не раз…брался в Софье. (14) Однако разб…раться в предмете страсти это признак совсем другой души – ра(с-сс)чётливой опытной пусть даже и тонкой но Грибоедова интересует ум филосо…ский занятый вечными вопросами. (15)Такому мудрецу и правда не понять что у него под носом делается.(16)Грибоедов точно подмет…л ахи(л-лл)есову п(и-я)ту всякого большого ума необходимость отклика а в особе(н-нн)ости потребность в любви. (17)Не даёт(?)ся ум холодным и самодостаточным существам. (18)И это – один из фундаментальнейших законов на котором держится мир если бы злодеи были умны о в какой ад они пр…вратили бы захваче(н-нн)ый ими мир!(19)Но злодеи (не)далёки как правило способности к пон…манию и здравому анализу с…едены (тч-тщ)еславием мнительностью заботой об им…дже кар…ере. (20)А ум даётся таким как Чацкий л…рическим пылким расс(е-я)нным небрежно одетым. (21)Высчит…вать кому и что можно сказать (М-м)олчалинская черта. (По Д. Л.Быкову)

(Критерии: при отсутствии ошибок 10 б., 1-3 ош. – 8 б., 4-5 ош. – 5 б.).

Задание VI. Знание основ морфологии и орфографии

  1. Укажите номера ответов, в которых даны верные объяснения:

  1. ВДОЛЬ (стены) – наречие вдоль всегда пишется слитно.

  2. НЕ ГОТОВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

  3. (цветок) ПАХУЧ – в кратких прилагательных мягкий знак на конце слова после шипящих не пишется.

  4. МАЖОРНЫЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.

  5. ЗАВИСЕЛ (от меня) – в глаголе прошедшего времени перед суффиксом Л пишется та же гласная, что и в основе неопределённой формы.

  6. ЛИСИЙ (хвост) – написание безударного окончания имени прилагательного в форме м.р., И.п., ед.ч. определяется по ударному окончанию в вопросе.

  7. (ошибка) В НАПИСАНИИ – в окончании имени существительного на – ИЕ в форме предложного падежа пишется буква И

  8. МЕДИНСТИТУТ - после заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную, пишется буква И. (Критерии: макс. - 6 б.).

Ответ: _____________________________________________________________________________

Распределите слова на две группы, вставив пропущенные буквы (алгоритм распределения по группам вы увидите в таблице): расстрел…нный (врагами), разве…нный (по ветру), прикле…нный (наскоро), выкач…нная (вода), кле…вший (быстро), пыш…щее (лицо), тащ…щая (повозка), мурлыч…т (коты), зыбл…щаяся (рожь), стел…щий (постель), муч…мый (жаждой), преобразу…мый, жал…щие (пчёлы), (они) леле…т

(Критерии:за каждый правильный ответ 1 б.; макс. - 14 б.).

Правописание гласной в суффиксах причастий зависит от гласной в основе

Правописание гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от

неопределённой формы


принадлежности к спряжению глагола








Задание VII. Знание основ синтаксиса

Прокомментируйте постановку тире в предложениях: (1)Исток Волги — район села Волговерховье Осташковского района. (2)В пределах Валдайской возвышенности Волга проходит через Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго — небольшие озёра, которые вошли в Верхневолжское водохранилище. (3)В районе Зубцова Волга меняет своё направление, поворачивая с юго-востока на северо-восток, и от Зубцова до Твери Волга течёт среди низких плоских равнин. (4)Между Тверью и Дубной на Волге было построено Иваньковское водохранилище, его площадь составляет 327 км, длина — 120 км, наибольшая ширина — 4 км. (5)Водохранилище неглубокое, используется главным образом для водоснабжения Москвы. (6)Между Угличем и Рыбинском в 1941 году было создано Рыбинское водохранилище — самое крупное водохранилище в мире. (7)Рыбинское водохранилище относится к числу мелководных, его максимальная глубина составляет 30,4 м.

(Критерии: за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.)

Ответ: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание VIII. Владение знаниями в области стилистики русского языка

Определите тип и стиль речи (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…») (Критерии: 0,5 б.- тип, 0,5 б.- стиль; макс. -1 б.).

Ответ:_______________________________________________________________________________

Задание IX. Умение строить текст-рассуждение

Выскажите свое мнение по поставленной автором проблеме (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…»). (объём 100-120 слов). (Критерии: макс. - 15 баллов).