Предметная олимпиада младших школьников (муниципальный уровень)
Главная цель предметной олимпиады - выявление и поддержка наиболее способных и одарённых школьников, стимулирование интереса к изучению учебных предметов.
Задания разработаны для проведения муниципальной предметной олимпиады младших школьников.
Категория участников: учащиеся 3 – 4 классов.
Учебные предметы: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.
По каждому предмету были разработаны и утверждены олимпиадные задания разного уровня сложности.
Ответственный руководитель муниципального методического объединения учителей
начальных классов Фомкина Т.А.
Олимпиадные задания по русскому языку (муниципальный уровень) 3 класс
Фамилия, имя уч-ся _______________________________ Школа ________________________
1.Поставь ударение в словах:
Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, звонит, столяр, щавель.
2. Переставь буквы так, чтобы получились другие слова:
Лоза, куст, парк, лето, весна, сосна, рост, сокол.
______________________________________________________________________________
3. Найди ошибки в тексте и исправь.
Я шол полестной дарошке. в чяще леса слышался галосок малинофки. От апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька.
4. Подчеркни пары слов, являющиеся однокоренными.
Смешить – смешать Парный – паровой Лев - львиный
Носатый - носильщик Слеза - слезинка
5. Преврати шест в число, а угол в топливо при помощи одной буквы и напиши эти слова.
__________________________________________________________________
6. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь. День сменила ночь.
7. Измени слово так, чтобы в нем вместо Ё стояла бы Е . Запиши предложение по-новому.
Ласточки спят в гнёздышке.
_________________________________________________________________
8. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв:
малыш, ямка, пальцы, подъезд, таблица, семья, маяк.
9. Подчеркни слово, которое отличается от других по составу. Выдели части слова.
Журналист, танкист, машинист, трубочист, гитарист.
10. В каких словах на месте пропусков пишутся двойные согласные?
липовая а…ея дли…а коридора ю…ый спортсмен
почетная гра…ота ко…ичество учеников су…а длин сторон
11. Какие прилагательные надо вставить в словосочетания? Вставь.
На ………… ногу. На …………. руку. На …………. голову.
( слова для справок: свежий, широкий, скорый)
12. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог и образуй новое слово (запиши).
а) пластинка, картинка, павлин ____________________________________
б) сапоги, парашют, фантазия _____________________________________
13. Исправь речевые ошибки. Запиши эти слова правильно.
Дети хочут пойти в кино. ________________________________________________
Маша поклала книги в портфель.__________________________________________
Я одел шапку._________________________________________________________
14. Зачеркни все буквы, которые встречаются в строке 2 или более раз. Из оставшихся букв составь и запиши слово.
1)Папа кора пень. _______________ 2)Суть парта седло гусь. ____________________
3)Соты сто бусы тыква. ________________________
4)Сыр рысь сыпь фон сеть пика ______________________________
Ответы и комментарии русский язык 3 класс
1. Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, звонит, столяр, щавель. 0,5 б за 1 слово (4б)
2. Зола, стук, карп, тело, навес, насос, сорт, колос. 0,5 б за 1 слово (4б)
3. Я шёл по лесной дорожке. В чаще леса слышался голосок малиновки. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка. 0,25 б за 1 ош. (4б)
4. Лев – львиный Слеза – слезинка (1б)
5. Шесть, уголь. (1 б)
6. День сменил ночь. День сменила ночь. (1б)
7. Ласточки спят в гнезде. (0,5 б)
8. ямка, семья, маяк (1,5 б)
9. трубочист (1б)
10. липовая аллея сумма длин сторон (1б)
11. На широкую ногу. На скорую руку. На свежую голову. (1,5б)
12. пластилин, сарафан, (2 б)
13. Дети хотят пойти в кино. Маша положила книги в портфель. Я надел шапку. (1, 5 б)
14. 1) корень 2) предлог 3) буква 4) фонетика (4 б)
Максимальное количество 28 баллов
1 место - 26-28 б
2 место - 23-25 б
3 место - 20-22 б
Призёр – 17-19 б
Олимпиадные задания по русскому языку (муниципальный уровень) 4 класс
Фамилия, имя уч-ся _______________________________ Школа ________________________
1.Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его.
Кратко объясните свой выбор.
Волк, город, лошадь, девочка, ____________________
Скатерть, словарь, пень, уголь ______________
Грустный, мрачный, веселый, унылый ______________________________________
2. Найди ошибки в тексте и исправь.
Тучю пранисло неожыданно быстра. Разом стало свитло и на неби засверкало сонце. Дышать было лехко и радосно. Все кругом сияло неисчеслимыми звездачками дождевых капель.
3. Подчеркни существительные с суффиксом – ОК.
Замок, теремок, лесок, песок, венок, ленок, мирок, курок, листок, приток, голосок.
4. Запиши слова в форме родительного падежа множественного числа.
Чулки - …………….., туфли - …………, ботинки - ………….., носки - ……………, валенки - ………….., платья - …………., сани - …………, граммы - ……………., апельсины - …………, облака - ……………
5. В этом стихотворении использованы омофоны (слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение). Вдумайся в смысл, раскрой скобки, слова и предлоги напиши раздельно.
Область рифм – моя (стихия)___________________,
И легко пишу (стихия)__________________;
Без раздумья, без (отстрочки)________________________
Я бегу к строке (отстрочки)_____________________;
Даже к финским (скаламбурым)____________________,
Обращаюсь (скаламбуром)_______________________. (Д. Д .Минаев)
6. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей
богатый -__________________ хитрый - ____________________
счастливый -_______________ грубый -_____________________
крепкий -__________________ весёлый -____________________
7.Отгадайте и запиши пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма ____________________________________________________________
Встречают – провожают. _________________________________________________
Погибай – выручай. _____________________________________________________
8. Замени выражения одним словом:
Клевать носом -…………………… Зарубить на носу -………………………
Чесать языком -…………………… Дать стрекача -………………………
9. Допиши окончания имён прилагательных.
Больш.. кенгуру, известн.. кафе, старинн… рояль, просторн… фойе, прозрачн … тюль, детск .. шампунь, горяч… кофе, больн… мозоль.
10. Поставь существительное во множественном числе:
Человек - ………………….., лист (бумаги) -…………………….,
лист (дерева)-……………………., зуб (волка)-…………………., зуб (пилы)-………………
11. Выпишите слова, в которых есть звук « Й»
И вскользь мне бросила змея: « У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя – жить, извиваясь и скользя.
____________________________________________________________________________
12.Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Ракета ____________ каприз ____________ мольба _______________ логика _____________
Ответы и комментарии русский язык 4 класс
Город (что?), скатерть (ж.р.), весёлый (антоним) - 3б
Тучу пронесло неожиданно быстро. Разом стало светло и на небе засверкало солнце. Дышать было легко и радостно. Все кругом сияло неисчислимыми звездочками дождевых капель. - 0,25 б за 1 ош. (3 б)
Теремок, лесок, песок, венок, ленок, мирок, листок, голосок - 0,5 б за 1 слово (4 б)
Чулки – чулок, туфли - туфель, ботинки - ботинок, носки - носков, валенки – валенок, платья - платьев, сани - саней, граммы - граммов, апельсины - апельсинов, облака – облаков. - 0,5 б за 1 слово (5 б)
Область рифм – моя (стихия) стихия,
И легко пишу (стихия) стихи я;
Без раздумья, без (отстрочки) отстрочки,
Я бегу к строке (отстрочки) от строчки;
Даже к финским (скаламбурым) скалам бурым,
Обращаюсь (скаламбуром) с каламбуром. (Д Д Минаев) 0,5 б за 1 слово (3 б)
Богач, счастливец, крепыш, хитрец, грубиян, весельчак - 0,5 б за 1 слово (3 б)
Ученье – свет, неученье – тьма. По одёжке встречают, по уму провожают. Сам погибай, а товарища выручай. – (3 б)
Засыпать, болтать, запомнить, быстро убежать - (2б)
БольшОЙ кенгуру, известнОЕ кафе, стариннЫЙ рояль, просторнОЕ фойе,
прозрачн ЫЙ тюль, детск ИЙ шампунь, горячИЙ кофе, больнАЯ мозоль.
0,5 б за 1 слово (4 б)
Человек – люди, лист (бумаги) - листы,
лист (дерева)- листья, зуб (волка)- зубы, зуб (пилы)- зубья - 0,5 б за 1 слово (2,5 б)
11. змея, своя, я, извиваясь (2 б)
12. карета, приказ, альбом, иголка (2 б)
Максимальное количество 36,5 баллов
1 место - 33-36,5 б
2 место - 30 - 32 б
3 место - 27-29 б
Призёр – 24 - 26 б
Олимпиадные задания по литературному чтению (муниципальный уровень) 3 класс
Фамилия, имя уч-ся _______________________________ Школа _____________________
1.Вспомни и продолжи стихотворение:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
____________________________________________
____________________________________________
Как называется это стихотворение? Кто автор этих строк?
___________________________________________
2.Установите соответствие между авторами и героями, запишите цифру и букву:
1) Р. Киплинг а) Буратино
2) А. Толстой б) Бармалей
3) Э. Успенский в) Маугли
4) К. Чуковский г) Чебурашка _______________________________________
3.На ком или на чём совершили путешествия:
а) Винни-Пух за медом? __________________________________________________
б) Дюймовочка из норы крота в теплые края? ________________________________
в) Малыш на крышу ? ____________________________________________________
г) Лягушка-квакушка на юг? ______________________________________________
4. Сказка братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом? ________________________________________________
5. Что служило Дюймовочке колыбелькой в её доме? _________________________________
6. Составьте из данных слов пословицу. Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.
_____________________________________________________________________________
7. В сказке «Золушка» Ш.Перро в кого были превращены мыши? Сколько всего было мышей?
_____________________________________________________________________________
8. С помощью какого старинного оружия Гвидон из сказки А.С.Пушкина спас Царевну Лебедь?______________________________________________________________________
9. Как называется р.н.сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет?______________________________________________________________________
10. Какой подарок мечтал получить Малыш на свой день рождения в сказке «Малыш и Карлсон»?____________________________________________________________________
11. Какое последнее желание загадала девочка в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»?
_____________________________________________________________________________
12. Что попросил у волшебника Изумрудного города Железный дровосек? _____________________________________________________________________________
13. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде из сказки Г.-Х. Андерсена? Как называется эта сказка? _____________________________________________________________________________
14. Сколько веток на рожках Серебряного копытца из сказа П.Бажова «Серебряное копытце»?
А) 2 б) 3 в) 4 г) 5
Ответы и комментарии по литературному чтению 3 класс
1.А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам. «Мойдодыр» К.И.Чуковский (3 б)
2. 1) – в) 2) - а) 3) - г) 4) - б) (2 б)
3. а) Винни-Пух за медом? На шарике
б) Дюймовочка из норы крота в теплые края? На ласточке
в) Малыш на крышу? На Карлсоне
г) Лягушка-квакушка на юг? На прутике (2 б)
4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1 б)
5. Скорлупка грецкого ореха. (1 б)
6. Маленькое дело лучше большого безделья. (1 б)
7. В лошадей, их было 6. (1 б)
8. С помощью лука. (1 б)
9. « Морозко» (1 б)
10. Собаку(1 б)
11. Чтобы у мальчика выздоровели ноги. (1 б)
12. Сердце. (1 б)
13. Оленя. «Снежная королева». (1 б)
14. (5) (1 б)
Максимальное количество 18 баллов
1 место - 16 -18 б
2 место - 14-15 б
3 место - 12-13 б
Призёр – 10-11 б
Олимпиадные задания по литературному чтению (муниципальный уровень) 4 класс
Фамилия, имя уч-ся _______________________________ Школа ___________________
1. Ответь на вопросы:
а) Из какой сказки эти слова:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу…
__________________________________________________________________
б) Назовите имя кошки из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». __________________
в) В кого превратили месяцы злую мачеху и её дочку? _____________________________
г) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши.
____________________________________________________________________________
д) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца?
____________________________________________________________________________
е) Чем хотел морщить море Балда? ______________________________________________
ж) Кто автор сказки «Маугли»? ______________________________________________
з) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? _____________________________________________________________________________
2. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:
Поди туда, не зная куда,___________________________________________
Скоро сказка сказывается,_________________________________________
Это всё присказка,________________________________________________
3. Устойчивые сочетания заблудились. Соедини букву и цифру:
1)Дождь лил а)как снег на голову
2)Скоро дело наладилось и пошло б) как сивый мерин
3)Я знал городские переулки в) как рыба в воде
4)Гости свалились г) как из ведра
5)Он всегда врёт д)как по маслу
6)У себя во дворе Мишка был е)как свои пять пальцев
____________________________________________________________________________
4. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
Метла, тыква, бал, часы, туфелька._______________________________________________
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.____________________________________________
Полено, очаг, ключ, борода, театр._______________________________________________
Розы, сани, лёд, коньки, слеза.___________________________________________________
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.___________________________________________
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.___________________________________________
5. Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи автора этих басен.
1)«Ворона и Лисица» а) бездарность
2)«Мартышка и Очки» б) тщеславие
3)«Стрекоза и Муравей» в) самомнение
4)«Квартет» г) невежество
5)«Кукушка и Петух» д) лень
6)«Зеркало и обезьяна» е) лицемерие
_____________________________________________________________________________
6. Запиши «цифра – буква» соответствия фамилии и жанра, в котором работал этот автор.
1) Иван Андреевич Крылов а) Исторические рассказы
2) Павел Петрович Бажов б) Басни
3) Самуил Яковлевич Маршак в) Рассказы о животных
4) Евгений Иванович Чарушин г) Стихи для детей
5) Николай Николаевич Носов д) Детские забавные рассказы
6) Сергей Петрович Алексеев е) Сказы
7. Расшифруй фамилии известных авторов. Подчеркни, кто лишний. Рядом объясни почему?
сеинен – ______________ вючтет – ________________
ошела – ________________ шпирнив – ______________ дорира – ______________________
8. Запиши, что обозначают устаревшие слова в настоящее время:
ланиты – ______________________ чело – _____________________
перст – _______________________ супостат – ____________________
уста – ________________________
9. Поставь нужное слово вместо многоточия.
А) Рассказ В.Осеевой «Синие ………………..»
Б) Волшебная повесть А.Погорельского «Чёрная …………………..»
В) Рассказ А. Куприна «Белый ………………..»
10. Напиши фамилии писателей, которые писали о природе.
_____________________________________________________________________________
Ответы и комментарии по литературному чтению 4 класс
1.а) «О попе и его работнике Балде» б) Мурёнка в) в собак г) «Горшочек каши»
д) комар е) верёвкой ж) Р.Киплинг з) (4 б)
2. Поди туда, не зная куда, возьми то, не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди. (3 б)
3. 1) – г 2) – д 3) - е 4) - а 5) - б 6) - в (6б)
4. Метла, тыква, бал, часы, туфелька. Ш.Перро «Золушка»
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи…»
Полено, очаг, ключ, борода, театр. А.Толстой «Золотой ключик»
Розы, сани, лёд, коньки, слеза. Г.-Х.Андерсен «Снежная королева»
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. П. Ершов «Конёк - Горбунок»
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. Аксаков «Аленький цветочек» (6б)
5.1) – е 2) - г 3) - д 4) - а 5) - б 6) - в (6б)
6. 1) - б 2) - е 3) - г 4) - в 5) - д 6) - а (6б)
7. Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари (зарубежный писатель) (5 б + 1б)
8. ланиты – глаза чело – лоб
перст – палец супостат – враг уста – губы (5 б)
9. Листья, курица, пудель (3 б)
10. Пришвин, Бианки, Сладков, Паустовский, Чарушин, Шим. (0,5 б)
Максимальное количество 45 баллов + задание 10
1 место - 42 – 45 б
2 место – 39 – 41 б
3 место – 36 – 38 б
Призёр – 33 – 35 б
Олимпиадные задания по математике (муниципальный уровень) 3 класс
Фамилия, имя уч-ся _______________________________ Школа ______________________
1. Человек ехал в Москву в такси. По дороге ему навстречу двигались 7 грузовиков и 5 автомашин. Сколько всего машин шло в Москву? _____________________________________________________________________________
2. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?________________________________
3. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап.
Сколько могло быть кур и сколько собак? ____________________________________
4. Красная шапочка несла бабушке 12 пирожков с мясом, грибами и капустой. Пирожков с капустой наибольшее количество, причем их в 3 раза больше, чем пирожков с мясом. А пирожков с мясом меньше, чем пирожков с грибами. Сколько пирожков с грибами? ________________________________________________________________________
5. У рабочего была путевка в дом отдыха с 15 августа по 7 сентября включительно.
Сколько дней отдыхал рабочий? _____________________________________________
6. В квартирах № 1,2,3 жили три котенка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не жил чёрный котенок. Белый котенок не жил в квартире № 1. В какой квартире жил каждый котенок? _________________________________________________________________
7. Врач дал больной Кате 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Катя строго выполняла указания врача. На сколько времени хватило Кате прописанных таблеток? ____________________________________________
8.Ваня разложил камешки на столе на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10 см? Напиши ответ. ___________________________________
9.Чему равно число, если оно больше 8 ровно на его половину? Обведи правильный ответ. 4 12 16
10.В Стране невыученных уроков грозный Профессор математики сказал Пете: «Я отпущу тебя домой, если ты угадаешь число, которое я задумал. Моё число – это половина третьей части числа 12». Помогите Пете отгадать число. _____________________________
11. Чемпион роста среди растений - бамбук. За сутки его стебли могут вырасти на 40 см. Через какое время бамбук высотой 20 см достигает 3 м?_________________________
12.Бабушка ждала в гости внуков и испекла 21 пирожок. Если она даст внукам по 5 пирожков, то 1 пирожок останется. Если по 6, то трёх пирожков не хватит. Сколько внуков должны приехать в гости к бабушке? _____________________________________________
13.Периметр прямоугольника равен 38 см. Сумма длин трёх сторон равна 32 см. Чему равны стороны прямоугольника? ______________________________________________________
14.Нужно сделать из цветной бумаги 10 закладок. Каждая закладка имеет длину 2 дм, ширину 3 см. Сколько кв.см потребуется для этих закладок? __________________________
15.Вес бидона с мёдом 34 кг. Если наполнить бидон мёдом наполовину, то он будет весить 19 кг. Сколько весит пустой бидон? ______________________________________________
16.Кусочек сахара весит 8г. Для семьи из трёх человек купили 1 кг сахара. На сколько дней его хватит, если расходовать по 5 кусочков в день на человека?________________________
17.Начерти треугольник. Проведи в треугольнике 2 отрезка так, чтобы данный треугольник делился на 7 треугольников и один четырёхугольник.
Ответы и комментарии по математике 3 класс
1. Одна (1 б)
2. 123 (1 б)
3. 1 с. и 3 к. 2 с. и 1 к. (1 б)
4. 2 пирожка с мясом, 4 пирожка с грибами и 6 пирожков с капустой (2 б)
5. 24 дня (1 б)
6. Рыжий в 1, белый во 2, чёрный в 3. (1 б)
7. На 1 час (1 б)
8. 6 камешков (1 б)
9. 12 (1 б)
10. 2 (1 б)
11. Через 7 суток (2 б)
12. 4 внука (2 б)
13. 38-32 =6см 6*2=12см 38-12= 26см 26:2 = 13см (6см и 13 см) (2 б)
14. 20*3=60кв.см площадь 1 закладки 60*10 = 600 кв.см (3 б)
15. 34-19=15кг весит половина мёда 19-15=4 кг весит бидон (3 б)
16. 5 * 3 *8 = 120 г в день 1 кг = 1000 г 1000г : 120 = 8 дней (3 б)
Максимальное количество 26 баллов
1 место – 24 – 26 б
2 место – 20 - 23 б
3 место – 17 – 19 б
Призёр – 15 – 16 б
Олимпиадные задания по математике (муниципальный уровень) 4 класс
Фамилия, имя уч-ся _______________________________ Школа ______________________
1. Это число от 1 до 58, в его написание не входят 1, 2, 3. Кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5, 7. Что это за число? ________________________________________________
2. В двух залах 50 стульев. Когда из одного зала вынесли 10 стульев, то в залах осталось стульев поровну. Сколько стульев было в каждом зале первоначально? __________________
3. У коллекционера 400 марок. Половина всех марок – о млекопитающих, четверть – о птицах, половина остатка – о рыбах, остальные – о рептилиях. Сколько марок с рептилиями у коллекционера? Объясни решение._______________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего партий они сыграли? ___________________________________
5. Площадь прямоугольника 91 кв. см. Длина одной из его сторон 13 см. Чему равна сумма всех сторон прямоугольника? __________________________________________
6. Поезд отправляется в 20-00. Лена хотела быть на вокзале за полчаса до отправления поезда. В какое время ей надо выйти из дома, если она идёт до трамвая 20 минут, едет на трамвае 15 минут и 5 минут идёт от трамвая до вокзала? _________
7. 60 листов книги имеют толщину 1см. Какова толщина всей книги, если в ней 240 страниц? ____________________________________________________________________
8. В соревнованиях по гимнастике Заяц, Мартышка, Удав и Попугай заняли первые 4 места. Определите, кто занял какое место, если известно, что Заяц стал вторым, Попугай не стал победителем, но в призёры попал, а Удав уступил Мартышке.
_________________________________________________________________________
9. Рысь съедает 600 кг мяса за 6 часов, а тигр – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это мясо вместе? Объясни решение._____________________________________
_________________________________________________________________________
10. В детский сад привезли 300 кг овощей (картофель, морковь, лук). Картофеля и моркови 230 кг, а картофеля и лука 200 кг. Сколько кг картофеля, моркови и лука привезли в отдельности? ___________________________________________________________________
11.У попа было 10 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Но вот поп принял на работу Балду, а остальных работников прогнал.
«Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых».
Сколько караваев хлеба стал поп экономить ежедневно? _____________________________
12.Какое число надо разделить на 100, чтобы получить 512? __________________________
13.Запиши все трёхзначные числа, в которых каждая следующая цифра на 1 больше предыдущей. __________________________________________________________________
14.Одна сторона квадрата 6 см, а другая на 2 см больше. Чему равна площадь? Как надо исправить задачу, чтобы площадь равнялась 48 кв.см?_______________________________
15.Используя цифры 0, 1, 3, 5 написать наибольшее и наименьшее четырёхзначные числа.
_____________________________________________________________________________
16. Если монету в 15 копеек называли пятиалтынником, то сколько копеек составляет один алтын? ________________________________________________________________________
17.Число яблок в корзине – двузначное. Яблоки можно разделить поровну между 2, 3 или 5 детьми, но нельзя разделить поровну между 4 детьми. Сколько яблок в корзине? _________
Ответы и комментарии по математике 4 класс
1. 47 (2 б)
2. 30 с. и 20 с. (1 б)
3. 1)400 : 2 = 200 (м.) – о млекопитающих
2)400 : 4 = 100 (м.) – о птицах
3) (400 – ( 200 +100)): 2 = 50 (м.) – о птицах
4) 400- 200– 100 – 50= 50 (м.)
Ответ: 50 марок с рептилиями.
- верно записано решение и даны подробные пояснения (4 б)
– записан только ответ (2б)
4. 42 (1 б)
5. 40 см (1 б)
6. 18 ч 50 мин (1 б)
7. 2 см 240 страниц – это 120 листов. Листов в 2 раза больше, значит, и толщина книги будет тоже в 2 раза больше, т.е. 2 см) (3 б)
8. 1 – Мартышка, 2 – Заяц, 3 – Попугай, 4- Удав (1 б)
9. 600:6 = 100 кг рысь за 1 ч 100*2 = 200 кг тигр за 1 ч
100 + 200 = 300 кг за 1 ч вместе 600 : 300 = 2 ч
- верно записано решение и даны подробные пояснения (4 б)
– записан только ответ (2б)
10. 300-230=70 кг лука 200-70=130 кг картофеля 300- (130+70)= 100 кг моркови (2 б)
11. Работает за семерых (7 караваев), ест за четверых (4 каравая). 7 – 4 = 3 каравая (2 б)
12. 51 200 (1 б)
13. 123, 234, 345, 456, 567, 678, 789 (2 б)
14. Квадрат заменить прямоугольником. (1 б)
15. 5 310, 1035 (1 б)
16. 1 алтын = 3 коп. (1 б)
17. 30 яблок (2 б)
Максимальное количество 35 баллов
1 место - 32 – 35 б
2 место – 29 – 31 б
3 место- 26 -28 б
Призёр – 24-25 б
Олимпиадные задания по окружающему миру (муниципальный уровень) 3 класс
Фамилия, имя уч-ся _______________________________ Школа ______________________
1. Подчеркни лишнее название в каждой строчке:
а) Лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж. б) Лист, почва, стебель, плод, корень.
в) Гнездо, курятник, берлога, муравейник. г) Снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка.
д) Гранит, бумага, уголь, природный газ. е) Россия, Франция, Ханты – Мансийск, Китай.
2. Подчеркни названия насекомых:
Бабочка, ласточка, ящерица, стрекоза, клоп, улитка, комар, пчела, адмирал.
3. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде? а) рыбы; б) пресмыкающиеся; в) земноводные.
4. Кто не является птицей? а) ястреб; б) пингвин; в) летучая мышь.
5. Почему не замерзают под снегом растения?
а) Снег согревает растения. б) Снег сохраняет тепло.в) Снег предохраняет растения.
6.Определите признаки живого:
A) движется, питается, размножается, растет, дышит;
Б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;
B) размножается, дышит, растет, питается, летает;
Г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.
7. Допиши предложения.
Мое государство – ____________, его столица –____________, край, в котором я живу, называется ___________________, столица нашего края __________________________
8. Какое свойство воды использует человек, когда моет посуду, стирает бельё, моется сам?
_____________________________________________________________________________
9. Какая из звёзд ближе всех расположена к Земле? ___________________________________
10. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». Что это за жучок? __________________________________________________
11. Как называется насекомое, приручённое человеком и приносящее пользу? ____________
12.Как называется место, где река впадает в другой водоём? ___________________________
13. Как называется ледяная гора, плавающая в океане? ________________________________
14.Подчеркни слова, которые обозначают формы земной поверхности:
Гора, впадина, плотина, холм, равнина, поле.
15.О каком дереве идёт речь?Среди лета метелица, снег летит и стелется. ________________
16. Подчеркни самое медленное животное. Улитка, ленивец, черепаха.
17. Данные слова распредели на группы «Тела», «Вещества»:
Подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал.
Тела ___________________________________________________________________________
Вещества _______________________________________________________________________
18. Вставьте в пустые клетки цифры по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить круговорот воды в природе.
1) Вода стекает в водоёмы. 2) В воздухе вода превращается в туман. 3)Нагретый воздух поднимает воду вверх. 4) Вода выпадает в виде осадков. 5) Воздух остывает. 6)Солнце нагревает воздух.
Ответы и комментарии по окружающему миру 3 класс
1. а) Ёж. б) Почва. в) Курятник. г) Снегирь. д) Бумага. е) Ханты – Мансийск. (3 б)
2.Бабочка, ласточка, ящерица, стрекоза, клоп, улитка, комар, пчела, адмирал. (3 б)
3. в) земноводные (1 б)
4. в) летучая мышь (1 б)
5. б) снег сохраняет тепло (1 б)
6. Б) питается, размножается, растет, умирает, дышит (1 б)
7. Мое государство – ____________, его столица –____________, край, в котором я живу, называется ___________________, столица нашего края _____________ (2 б)
8.Способность растворять (1 б)
9.Солнце (1 б)
10.Божья коровка (1 б)
11.Пчела (1 б)
12. Устье (1 б)
13.Айсберг (1 б)
14.Гора, впадина, плотина, холм, равнина, поле. (2 б)
15.Тополь(1 б)
16.Улитка(1 б)
17.Т - Подкова, стакан, кирпич, арбуз(1 б)
В – железо, сахар, соль, крахмал(1 б)
18. 6, 3, 5, 2, 4, 1(3 б)
Максимальное количество 27 баллов
1 место – 25 – 27 б
2 место – 22 – 24 б
3 место – 19 – 21 б
Призёр – 17 – 18 б
Олимпиадные задания по окружающему миру (муниципальный уровень) 4 класс
Фамилия, имя уч-ся _______________________________ Школа _____________________
1. *Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют ______________________
*Земля вращается вокруг своей оси и происходит смена ______________________________
*Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень будет направлена_____________________
*Моря какого из океанов не омывают берега России?_________________________________
2. Чем занимается международная экологическая организация ГРИНПИС?
_____________________________________________________________________________
3. Что включает в себя Всемирное природное наследие?
_____________________________________________________________________________
4. Что включает в себя Всемирное культурное наследие?
_____________________________________________________________________________
5. Запиши «буква – цифра» правильные определения.________________________________
А) Налоги 1) план доходов и расходов
Б) Бюджет 2) установленные законом обязательные государственные платежи
В) Расходы 3) деньги, которые поступают в бюджет
Г) Доходы 4) деньги, которые тратятся из бюджета
6.У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки? Выбериответ.A) для защиты от врагов; Б) для добывания корма;B) для борьбы с соперниками.
7.Прочитайте названия живых организмов:
Тля, филин, берёза, заяц, королёк, дуб, ястреб, осина, долгоносик, поползень.
Составьте три цепи питания, звеньями которых являются перечисленные организмы.
Растение – растительноядное животное – насекомоядное животное.
_______________________________________________________________________
Растение - растительноядное животное – хищное животное.
_______________________________________________________________________
Растение – растительноядное животное – насекомоядное животное - хищное животное.
________________________________________________________________________
8.Определи, к какому веку относится дата.
А) 503- й год _____ век Б) 1945 – й год____ век В) 1600 – й год______ век
9.В Красной книге вы не увидите:
1) венерин башмачок; 2) зубра; 3) утку-мандаринку; 4) коростель
10. Допиши.
Мои обязанности в обществе: _______________________________________________________
Мои права гражданина: ____________________________________________________________
Мои задачи как жителя планеты: ____________________________________________________
11.Запиши «буква-цифра», что к чему приводит.______________________________________
А) Выловили раков 1) вода в водоёме стала мутной.
Б) Выловили все ракушки (двустворчатые моллюски) 2) в водоёме стало много больных рыб
В) Зимой рыбаки наделали много лунок 3) начинается образование болот
Г) Всё озеро заросло камышами, водорослями 4) в воду поступает кислород
12. О каком внутреннем органе человека идет речь? ____________________________________
Это самый большой орган человека. Он защищает организм человека от перегрева и переохлаждения, вырабатывает витамин D и даже дышит.
13.Что такое “экосистема”? 1)Система знаний об экологии. 2)Система экологических знаний. 3)Взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой. 4)Взаимодействие живых организмов только друг с другом.
14. Почему весной охота и рыбная ловля строго запрещены?
_____________________________________________________________________________
15. Почему воробьи и другие мелкие птицы зимой взъерошивают перья?
_____________________________________________________________________________
16.Что такое фитонциды?
А) название растения Б) микробы, которые размножаются
В) несъедобные грибы Г) вещества, которые убивают болезнетворные микробы
Ответы и комментарии по окружающему миру 4 класс
1. Солнечная система, смена дня и ночи, на север, Индийского (2 б)
2. Защитой и охраной окружающей среды. (1 б)
3. Объекты природы, которые находятся под охраной. (1 б)
4. Объекты культуры, созданные руками человека, которые находятся под охраной Государства. (1 б)
5. А-2, Б-1, В-4, Г-3 (2 б)
6. Б) для добывания корма;(1 б)
7. берёза – тля – поползень (3 б)
осина – заяц – филин
дуб – долгоносик – королёк – ястреб
8. 1) VI век 2)XX век 3)XVI век – 3 балла (1,5 б)
9. 4) коростель (0, 5б)
10. Каждый верный пример (0, 5б)
11. А-2, Б-1, В-4, Г-3 (2 б)
12. Кожа (1 б)
13. 3)Взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой. (1 б)
14. В этот период идет нерест и большинство птиц выводит птенцов. (1 б)
15. Между взъерошенными перьями находится много воздуха, таким образом, птицы меньше теряют тепла (1 б)
16. Г) вещества, которые убивают болезнетворные микробы (1 б)
Максимальное количество 20 баллов + задание 10
1 место – 18 -20 б
2 место –15 - 17 б
3 место –12 -14 б
Призёр – 10-11 б