Контрольная работа
по Общей биологии
Уважаемые студенты заочного отделения, для получения зачета Вам необходимо выполнить несколько заданий, указанных ниже (задания выполняются письменно в подписанной вами тетради). Желаю удачи!
1. Передача наследственной информации происходит на уровне жизни
1) молекулярном 2) тканево 3) организменном 4) биогеоценотическом
2. Кто впервые открыл клетку?
1) Г.Мендель 2)Т.Шванн 3)Т.Морган 4)Р.Гук
3. Как называется наука о клетке?
1)цитология 2)ботаника 3)генетика 4)эмбриология
4. Мономерами ДНК и РНК являются:
1) азотистые основания 2)нуклеотиды 3) дезоксирибоза 4)рибоза
5. В лизосомах происходит:
1) синтез белков 2) расщепление органических веществ 3) фотосинтез 4) синтез глюкозы
6. В каком случае гены наследуются сцеплено?
1) если гены находятся в негомологичных хромосома 2) при неполном доминировании
3) если гены расположены в одной хромосоме 4) если оба доминантны или оба рецессивны
7. С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека?
1) генеалогического 2) близнецового 3) биохимического 4) гибридологического
8. Конкуренция между деревьями в одновозрастном хвойном лесу за свет, влагу, минеральные вещества служит доказательством проявления:
1) идиоадаптации 2) внутривидовой борьбы 3) взаимопомощи 4) межвидовой борьбы
9. Кроссинговер приводит к:
1) образованию гамет 2) образованию соматических клеток
3) комбинативным изменениям 4) хромосомным мутациям
10. Где происходит подготовительный этап энергетического обмена веществ у человека?
1) в цитоплазме клеток 2) в пищеварительном тракте 3) в митохондриях 4) на ЭПС
11. Нервная трубка закладывается у зародыша хордовых на стадии
1) зиготы 2) бластулы 3) нейрулы 4) гаструлы
12. Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом 𝐼А𝐼А
1) первую 2) вторую 3) третью 4) четвертую
13. Какая стадия индивидуального развития отсутствует у саранчи?
1) куколка 2) яйцо 3) личинка 4) взрослый организм
14. Промежуточный характер наследования признака характерен для:
1) сцепления генов 2) неполного доминирование 3) независимого расщепления 4) множественного действия генов
15. Растение гороха с генотипом семян ааВb (желтый цвет и гладкая форма – доминантные признаки) имеет семена:
1) желтые морщинистые 2) зеленые гладкие 3) зеленые морщинистые 4) желтые гладкие
16. Изменчивость, связанную с изменением только фенотипа, называют:
1) модификационной 2) комбинативной 3) мутационной 4) наследственной
17. Жёлтая окраска брюшка большой синицы, отличающая её от других видов этого же семейства, – это критерий вида?
1) морфологический 2) биохимический 3) генетический 4) физиологический
18. Значение хромосомной теории Т.Моргана заключается в том, что она впервые
1) выявила типы хромосомных мутаций 2) установила правило единообразия гибридов
3) объяснила причины независимого наследования признаков
4) установила закономерности локализации и сцепления генов
18. Энергетический обмен поставляет для реакций пластического обмена
1) белки 2) липиды 3) АТФ 4) углеводы
19. Особи, образующие один сорт гамет и не дающие расщепления признаков в потомстве
1) мутантные 2) гетерозисные 3) гетерозиготные 4) гомозиготные
20. Сколько типов гамет образует зигота СсВв, если гены С (с) и В (в) сцеплены наследуются вместе?
1) один 2) три 3) два 4) четыре
21. Эмбриональное развитие начинается с:
1) дробления зиготы 2) образования зачатков органов 3) формирования гаструлы 4) образования гамет
22. К результатам эволюции относят:
1) генную мутацию 2) многообразие видов 3) изоляцию 4) искусственный отбор
23. Определите последовательность кодонов иРНК, если тРНК была синтезирована на фрагменте ДНК, имеющем следующую последовательность нуклеотидов: АГЦ-ТТА-ГЦТ
1) АУТ-ЦАГ-УУА 2) ЦГА-УАГ-ЦУЦ 3) АГЦ-УУА-ГЦУ 4) ТЦГ-ААТ-ЦГА
24.Функции митохондрий:
1)синтез АТФ 2)транспорт веществ 3)синтез липидов 4)участие в образовании веретена деления
25. Если цепь ДНК содержит 34 % нуклеотидов А,то чему должно равняться количество Г?
1) 34 % 2) 32 % 3) 16 % 4) 68 %.
26. Нуклеиновые кислоты впервые открыты
1) Н.И.Вавиловым 2) Ф. Мишером 3) Т. Морганом 4) С.С.Четвериковым
27. 3. Единица наследственности, определяющая развитие отдельного признака
1) ген 2) аск 3) аллель 4) кариотип
28. Восстановление молекулы ДНК называется:
1) денатурация 2) ренатурация 3) биосинтез 4) гликокализ
29. К эукариотам относится:
1) возбудитель дифтерии 2) цианобактерии 3) малярийный плазмодий 4) вирус оспы
30. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами:
1) гликогена и крахмала 2) ДНК и АТФ 3) белков и липидов 4) клетчатки и глюкозы
31. Установите соответствие между видом клетки и способом её образования.
ВИД КЛЕТКИ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ
А) спора мха
Б) сперматозоид мха 1) митоз
В) сперматозоид обезьяны 2) мейоз
Г) яйцеклетка подсолнечника
Д) микроспоры мака
Е) клетка архегония папоротника
32. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются:
ОРГАНЫ ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
А) головной мозг
Б) печень 1) эктодерма
В) кровь 2) энтодерма
Г) кости 3) мезодерма
Д) поджелудочная железа
Е) кожа
33. Установите соответствие между клеточным процессом в и его характеристиками в клетках животных.
ХАРАКТРИСТИКИ ПРОЦЕСС
А) происходит в ходе митоза
Б) происходит в цитоплазме 1) удвоение ДНК
В) в большинстве клеток длится более часа 2) разделение хромосом на хроматиды Г) требует участия удвоившихся центриолей
Д) приводит к увеличению числа молекул ДНК в клетке
Е) требует разрыва водородных связей между цепями ДНК
Кто является основоположником клеточной теории
34. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
35.Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки - черное оперение (А), хохлатость (В).
36. Как называется процесс обмена участками гомологичных хромосом в профазе I мейоза……………………………………………………………………………………
37. Фамилия ученного отрывшего (III) группы крови……………………………..
38. Индивидуум, с которого начинается составление родословной ………………..
39. Процесс образование мужских гамет……………………………………………..
40.Какой хромосомный набор имеет зигота………………………………………..
41. Способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков……………………………………………………………………………………………
42. Парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов…………..
43. Кто является основоположником Хромосомной теории……………………….
44. Написать основные положения клеточной теории……………………………
45. назвать органеллу, подписать основные части и указать ее функции в клетке.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебники:
Константинов В.М. Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.проф.образования / В.М. Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева. – 7-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
Каменский А.А. Общая биология. 10-11 классы:учеб. для общеобразоват. учереждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.-6-еизд.,стеритип.-М.:Дрофа, 2010.-367 с.
Таблица 1
Наименование разделов и тем | Содержание самостоятельной работы обучающихся |
1 | 2 |
Тема 1.1 История развития биологии как научной дисциплины | Заполнить таблицу: «Развитие биологии как науки». Ученный (дата) | Основные открытия | | | | | | | | | | | |
Составить опорный конспект на тему (на выбор): «Где применяются знания в области биологии» или «современные биологические науки. |
Тема 1.2 Основы цитологии (учение о клетке) | 1.Ответить на вопросы (письменно в тетрадь): 2.Зарисовать схему «Химический состав клетки». 3. Из нижееперечисленных тезисов определить под четными номерами органоиды и написать их название: храниться генетический материал; происходит синтез белка; имеется гранулярная часть и гладкая; органоид имеет тройную мембрану; органоид занимает 50 % цитоплазмы; энергетическая станция растительной клетки. |
Тема 1.2 Основы цитологии (учение о клетке) | Обмен веществ и энергии (продолжить предложение): 1.Написать виды метаболизма:………………. 2. Какой из процессов подразделяется на 3 этапа:…… 3. К какому процессу относят клеточное дыхание? 4. Какому процессу относят темновую фазу фотосинтеза? 5. Сборка белка и фотосинтез относятся к ………. Определите: Антикодон т-РНК УУА, какому соответствует триплету ДНК; Определите для аминокислот триплеты: В ДНК: Серин, Цистеин, Аспарагиновая кислота Опишите подробно процессы по схеме: |
1.Сравнительная характеристика: «Митоза и Мейоза». Вопросы для сравнения | Митоз | Мейоз | 1. Какие изменения происходят в ядре до начала деления (в интерфазе)? | | | 2. Каковы фазы деления? | | | 3. Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом? | | | 4. Какое число дочерних клеток образуется? | | | 5. Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка? | | | 6. Где происходит данный процесс? | | | 7. Какое значение имеет для существования вида? | | | |
2. В ядре каждой соматической (диплоидной) клетки у кролика содержится 22 пары хромосом, а у дрозофилы — 4 пары. Сколько содержится хромосом в каждой дочерней клетке, образующейся в результате митоза? Сколько хромосом содержится в половых клетках тех же организмов? |
3.Зарисовать схему гаметогенеза и подписать схему; |
4.Характеристика вируса герпеса человека. |
5.Краткая характеристика эмбрионального развития человека (в виде схемы). |
Тема 1.3 Основы генетики | 1.Ответить на вопросы (письменно в тетрадь): Кто является основоположником генетики? Зарисовать генетическую символику; Заполнить таблицу: «Законы Г.Менделя» Название закона | Описание закона | схема | | | | | | | | | | | | | |
| Что такое неполное доминирование (пример); Кто является основоположником хромосомной теории наследственности и ее суть; Зарисовать схему расщепления по признаку пола у человека; Заполнить таблицу: «Изменчивость» Признаки | Наследствен- ная (генотипи-ческая) | Комбина-тивная | Ненаслед-ственная (феноти- пическая) | Чем характеризуется | | | | Виды | | | | Примеры | | | | |
| Составит конспект методы исследования генетики человека. Генеалогический метод исследования человека. Зарисовать обозначения родословной. Составить родословную своей семьи и подписать (не менее 3 поколений). |
Тема 1.4 Основы учения эволюции | Сравните два процесса — макроэволюцию и микроэволюцию. Результаты внесите в таблицу; Сравнительные признаки | Микроэволюция | Макроэволюция | Сходства: 1. При участии каких факторов эволюции, по Дарвину, происходит? | | | 2. Что является главной (направляющей, творческой) движущей силой эволюции? | | | 3. Каков результат этой движущей силы в длинной череде поколений? | | | Различия: 4. Какой это процесс по отношению к виду — внутривидовой или надвидовой? | | | 5. В пределах каких систематических групп (категорий) она происходит | | | 6. Возникновение какой новой группы особей является началом этого процесса? | | | 7. Возникновение какой новой систематической группы (категории) организмов завершается этот процесс? | | | 8. Что из них чему предшествует? | | | 9. Каковы масштабы эволюционных процессов(событий) по числу вовлеченных поколений во времени, в пространстве? | | | 10. Доступна ли человеку для непосредственного наблюдения? | | | 2. Сравните два рядом названных вида организмов и объясните, к какому явлению относится их сходство или различие (ответы зашифруйте, например: К — конвергенция , Д — дивергенция): Медведка (насекомое) и крот (сходство форм передних ног) Рак речной и краб (имеют клешни) Кенгуру и страус (длинные задние конечности) Лягушка и жаба Летающий ящер и летучая мышь (крылья) Кит и рыба (форма тела) |
Тема 1.5 Основы селекции и биотехнологии | 1.Происхождение основных домашних животных Вид | Дикий предок | Первичный центр | Время одомашнивания, тыс.лет назад | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 2.Описать происхождение породы немецкой овчарки; |
Тема 1.6 Антропогенез | 1.Дописать. 2.Расположите предков человека в порядке появления. 1. Питекантроп. 2. Кроманьонец. 3. Дриопитек. 4. Синантроп. 5. Австралопитек. 6. Неандерталец. 3. Опишите любого предка человека по плану. 4.Доказательства родства человека и животных (составить краткий опорный конспект). |
Итоговая контрольная работа | Распечатанная работа, берется у преподавателя; |