СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Материалы творческой группы учителей русского языка и литературы
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
Материалы
творческой группы учителей
русского языка и литературы
«ЗАДАНИЯ
ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ЛИТЕРАТУРА»
руководитель
учитель русского языка и литературы
Ляднова С.В.
г. Донецк, 2018
Содержание
1.Состав творческой группы учителей русского языка и литературы.___3
2. План заседаний творческой группы учителей русского языка и литературы._____________________________________________________4
3. Пояснительная записка. Симоненко Н.А ______________________________________________________________5
4.Олимпиадные задания. 5 класс. МедноваЕ.Н._________________________________________________7
5. Олимпиадные задания. 6 класс. Кириченко С.В ________________11
6. Олимпиадные задания. 7 класс.
Беляева Н.В._______________________________________13
7. Олимпиадные задания. 8 класс. Вариант 1.Зуйкова А.С.________________________________________________________15
8. Олимпиадные задания. 8 класс. Вариант 2. Ржесик С. А ____________________________________________________________20
9. Олимпиадные задания. 9 класс. Топалова С.В.
__________________________________________________________23
10. Олимпиадные задания. 10 класс. Ефременко Я.А ______________27
11. Олимпиадные задания. 11 класс. Вариант 1. Бида Е.И.________
__________________________________________________________31
12. Олимпиадные задания. 11 класс. Вариант2 .Жолудь В,В, _______________________________________________.____________34
13.Ответы на олимпиадные задания ___________________________________________________________38
Состав творческой группы
№ п/п | ФИО учителя | Название МОУ
|
1. | Меднова Е.Н. | МОУ «Школа № 87 г.Донецка» |
2. | Кириченко С.В | МОУ «Александровская школа Марьинского района» |
3. | Зуйкова А.С. | МОУ «Школа с углублённым изучением отдельных предметов №114 г.Донецка» |
4 | Ржесик С. А | МОУ «Школа с углублённым изучением отдельных предметов №114 г.Донецка» |
5. | Симоненко Н.А. | МОУ «Школа №107 г.Донецка» |
6. | Беляева Н.В.
| МОУ «Школа №116 г.Донецка» |
7. | Бида Е.И.
| МОУ «Школа №103 г.Донецка» |
8. | Топалова С.В.
| МОУ «Школа №110 г.Донецка» |
9. | Жолудь В.В
| МОУ «Школа №113 г.Донецка» |
10. | Ефременко Я.А
| МОУ «Школа №105 г.Донецка» |
11. | Ляднова С.В.
| МОУ «Школа №106 г.Донецка» |
План
заседаний творческой группы
учителей русского языка и литературы
№ п/п | Дата заседания | Тема заседания | Цель | Ответственные |
1. |
30.09.17
|
Составление плана работы творческой группы
|
-составить план работы творческой группы; -распределить обязанности и задачи |
Ляднова С.В. |
2. |
18.12.17 |
Теоретическая основа составления олимпиадных заданий
|
-содействовать расширению знаний учителей о современных требованиях при составлении олимпиадных заданий по литературе |
Симоненко Н.А.
|
3. |
07.02.18 |
Разработка олимпиадных заданий по литературе
|
- содействовать расширению спектра умений учителей по составлению олимпиадных заданий по литературе; -обмен практическим опытом
|
Беляева Н.В., Бида Е.И., Меднова Е.Н, Ефременко Я.А, Топалова С.В., Жолудь В.В., Зуйкова А.С., Ржесик С. А., Кириченко С.В |
4. |
24.05.18 |
Подведение итогов работы творческой группы |
- презентация работы участников творческой группы |
Ляднова С.В Беляева Н.В., Бида Е.И., Меднова Е.Н, Ефременко Я.А, Топалова С.В., Жолудь В.В., Зуйкова А.С., Ржесик С. А., Кириченко С.В, Симоненко Н.А. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определённой научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Олимпиады проводятся с целью выявления наиболее талантливых учащихся, предоставляя возможность всем желающим проверить свои знания в условиях соревнования.
Олимпиада по литературе — достаточно серьезное испытание знаний, пройти через которое с достоинством могут лишь те, кто в полном объеме усвоил школьную программу и научился анализировать, сопоставлять и обобщать.
В данной работе представлены вопросы и ответы олимпиад по литературе для учащихся 5-11-х классов, направленные на расширение общего кругозора, формирование практических навыков и представлений об основных понятиях литературы как социально-культурного явления и как вида искусства, развитие мышления, умения обобщать, абстрагировать.
Цели и задачи олимпиады по литературе:
- повышение мотивации школьников к изучению сокровищ мировой и русской художественной литературы;
- выявление и поддержка наиболее талантливых в области изучения мировой и русской художественной литературы учащихся, активизация их творческого потенциала.
Методические требования к олимпиадным задачам:
- Содержание заданий должно опираться на примерную программу содержания соответствующего класса.
- Задания должны нести познавательную нагрузку.
- Задания и вопросы желательно составлять и формулировать оригинально.
- Задания должны быть сформулировано четко.
- Вопросы формулируются четко, на их основе строится система оценивания задачи.
Структура олимпиадных заданий
I уровень. (10 б) Знание текстов литературного произведения.
2 задания.
II уровень (20 б) Историко-литературные задания 3 задания
III уровень (30 б) Теория литературы 3 задания
IV уровень (40 б ) Анализ поэтического текста
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 КЛАСС
I уровень
Знание текстов литературных произведений (10 баллов)
1. Расположите эпизоды поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» в хронологическом порядке (7 баллов)
1. История жизни Черномора.
2. Наина – союзница Черномора.
3. Битва Руслана с печенегами.
4. Свадьба Руслана и Людмилы.
5. Сказочное лукоморье.
6. Бой с головой.
7. Сон Людмилы.
8. Руслан завладел волшебным мечом.
2. Добавьте в план следующие эпизоды
9. Бой Руслана с Черномором.
10.Спасение Людмилы.
11.Помощь старого колдуна.
2. Определите, из какого произведения эти пейзажные зарисовки.
- Как каждое из описаний связано с душевным состоянием, характером, дальнейшей судьбой персонажа?
- Какими художественными средствами пользуется автор? (3 балла)
«Боже ты мой, какая ночь! Ни звёзд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»…
«Кругом нас были поля, глушь серединой, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими комьями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль»…
«Мы вышли в экскурсию после обеда. Солнце начинало склоняться к закату. Косые лучи мягко золотили зелёную мураву старого кладбища, играли на старых, покосившихся крестах, переливались в уцелевших окнах часовни. Было тихо, веяло спокойствием и глубоким миром брошенного кладбища.»
II уровень
Историко-литературные задания (20 баллов)
1. Кому посвящены стихотворения, отрывки из которых приведены ниже?
- Какова роль этих людей в судьбе автора стихотворений?
- Как называются эти стихотворения? (9 баллов)
1)Наша бедная лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
2) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках…
2. Соотнесите названия произведений и имена героев.
Укажите авторов (5 баллов)
Филька, Панкрат а) «Кавказский пленник»
Жилин, Костылин Дина б) «Заколдованное место»
Фома, Остап, Максим в) «Черная курица, или
Подземные жители»
Лёша, Чернушка г) «Хирургия»
Вонмигласов, Курятин д) «Тёплый хлеб»
3. О каких событиях русской истории идёт речь в этих художественных произведениях? (6 баллов)
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
III уровень
Теория литературы (30 баллов)
1. Соотнесите понятия с их определениями (10 баллов)
| а) Тема |
| б) Идеал
|
| в) Летопись |
| г) Притча |
| д) Сюжет |
2. Соотнесите название произведений и его жанр (12 баллов)
1. «Крестьянские дети» | 1. Былина |
2. «Руслан и Людмила» | 2. Сказка |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Литературные термины были собраны в три разные группы, но нечаянно перемешались. Определите, какие это были группы и распределите по ним термины. (8 баллов)
Рассказ | пословица | Басня |
роман | хорей | анапест |
дактиль | баллада | эпитет |
гипербола | ямб | аллегория |
| сравнение | метафора |
IV уровень
Анализ поэтического текста (40 баллов)
«Дорогой мой, - шепчет мама, -
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, -
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полудневный летний зной;
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
1.Определите тему и основную мысль данного стихотворения (10 баллов)
2. Перечислите художественные особенности этого стихотворения (20 баллов)
3.Определите, каким размером написано данное стихотворение (10 баллов)
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
6 КЛАСС
I уровень (10б)
Знание текста литературного произведения.
1.Соотнесите автора и произведение: ( 5б)
А) «Ларчик» А)А.С.Пушкин
Б) «Бежин луг» Б)Н.С.Лесков
В) «Дубровский» В)Н.А.Некрасов
Г) «Левша» Г)И.С.Тургенев
Д) «Железная дорога» Д)И.А.Крылов
2. Узнайте произведение по отрывку, назовите автора.(5б) Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…
II уровень (20б)
1. (5б) Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»:
а) Отечественная война 1812 года,
б) Великая Отечественная война,
в) первая мировая война.
2. (5б) О каком писателе идет речь? У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
3. (10б) Кто автор этих произведений 1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»
2 «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин»
III уровень (30б)
Что такое летопись?
Что такое басня?
Что такое кульминация?
IV уровень (40б)
Анализ поэтического текста.
А.А. Фета (1820 -1892).
Ещё весны душистой нега
К нам не успела снизойти,
Ещё овраги полны снега.
Еще зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в прилётных журавлях.
Их, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
-К какому типу лирики относится данное стихотворение:
-Назовите ключевую фразу стихотворения:
-Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «душистая нега», «на замороженном пути» :
-В строке «Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях» использован синтаксический приём. Назовите этот прием
-Определите стихотворный размер.
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
7 КЛАСС
І уровень (2 задания – 10 б).
1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений (6 б).
1 | Летопись | А | «Дубровский» |
2 | Басня | Б | «Зимнее утро» |
3 | Роман | В | «Повесть временных лет» |
4 | Поэма | Г | «Полтава» |
5 | Былина | Д | «Ларчик» |
6 | Стихотворение | Е | «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
2. Назовите авторов и произведения, диалоги из которых приведены ниже (4 б):
1) «- Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!»
2) « …И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали…»
3) «Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирила Петрович, – или псарня моя тебе не нравится?» – «Нет, – отвечал он сурово, – псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, – сказал он, – благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».
4) «… И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
ІІ уровень (3 задания – 20 б).
1. О каких событиях истории идет речь в этих произведениях (8 б)?
1) «Песнь о Роланде»;
2) А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»;
3) М.Ю.Лермонтов «Бородино»;
4) Д.С.Самойлов «Сороковые».
2. Назовите реальных русских исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений (6 б):
1) Н.С. Лесков «Левша»;
2) М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»;
3) А.С. Пушкин «Полтава».
3. Определите писателя по биографическим фактам (6 б).
1) Родился в Архангельской губернии. В 19 лет пешком пришёл в Москву, чтобы учиться в академии. Профессор химии. Изучал науки: физику, химию, географию, астрономию…
2) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
3) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
ІІІ уровень (3 задания – 30 б).
1. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно) (10 б).
1) Былинный стих - это современная стихотворная форма былин (русских эпических речитативных песен).
2) Летописание на Руси началось в XI веке.
3) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой.
4) Эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.
5) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
2. По данным примерам определите вид тропа (10 б).
1) «Рыцарь дрался как лев»
2) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»
3) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»
4) «Отговорила роща золотая»
5) «Редкая птица долетит до середины Днепра»
3. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы (10 б):
1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения?
2. Выпишите строки, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,
напиши какое.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!...
IV уровень (40 б)
Прочитайте стихотворение А.А.Фета «Еще весны душистой нега...». Ответьте на вопросы.
Еще весны душистой нега...
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Определите тему стихотворения и его идею (сформулируйте сами или подтвердите сточками из стихотворения) (5 б).
Каким чувством оно проникнуто (5 б)?
На какие смысловые части можно разделить это стихотворение (5 б)?
Какие образы в нашем воображении порождают строки стихотворения (5 б)?
Какие средства художественной выразительности помогают автору передать свою мысль, приведите примеры (10 б).
Определите стихотворный размер (5 б).
Каково ваше отношение к стихотворению (5 б)?
Вариант 1
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
1-й уровень (10 баллов)
1.1. Определите произведения (0,5 б.) и их авторов (0,5 б.) по приведенным фрагментам (5×1б.=5 баллов)
А) … я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет он с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что силы хвать стулом об пол!
Б) Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор…
В)
— Ну, а любовь что? — спросили мы.
— Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите... — закончил он.
Г) — Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...
Д) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
1.2. Назовите произведение, о котором идет речь (0,5б). Кто из перечисленных персонажей в строке не является героем данного произведения(0,5б)
(5×1б.=5 баллов)
А) Еремеевна, Простакова, Правдин, Хрюкин, Милон;
Б) Василиса Егоровна, Владимир Дубровский, Алексей Швабрин, Маша Миронова;
В)Елдырин, Земляника, Хлестаков, Шпекин;
Г) Остап, Янкель, Мцыри, Тарас;
Д) Бирюк, Лонгрен, Грэй, Эгль.
2-й уровень( 20 баллов)
2.1. Определите писателя по биографическим фактам (5×2б.=10 баллов)
А) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
Б) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
В) Его предки были в родстве с Пушкиными, Голицыными, Трубецкими. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских детей.
Г) Родился в городе Таганроге. Закончил медицинский факультет Московского университета. Живет в имении Мелихово. Из-за болезни был вынужден поселиться в Ялте.
Д) Родился в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска. Без ведома отца уходит в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
2.2. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенных ниже (5×1б.=5 баллов)
1) Басня А)«Малахитовая шкатулка»
2) Баллада Б)«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
3) Рассказ В) «Лисица и виноград»
4)Сказ Г)«Светлана» 5)Былина Д) «Толстый и тонкий»
2.3. В «Капитанской дочке» А.С.Пушкина перед приступом пугачевцев на Белогорскую крепость капитан Миронов, прощаясь с женой и дочерью, говорит:
« Прощай, прощай, матушка! – сказал комендант, обняв свою старуху. – Ну, довольно! – Ступайте, ступайте домой: да коли успеешь, надень на Машу сарафан...». Почему капитан в роковой час так заботится о наряде дочери? (5 баллов)
3-й уровень( 30 баллов)
3.1 Соотнесите термин и его определение (5×2б.=10баллов)
Термины | Определение |
1.Композиция | А) это череда событий, служащих основой литературного произведения. |
2.Портрет | Б) изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора. |
3.Пейзаж | В) расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника. |
4. Элегия | Г) описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения |
5. Фабула | Д) это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. |
3.2 Соотнесите строчки из стихотворений и термины, означающие средства выразительности, использованные в этих строках (5×2б.=10баллов)
1) Побледнел в лице, как осенний снег, И ударил его посередь груди… | А) Олицетворение |
2) Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… | Б) Сравнение |
3) Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана… | В) Эпитет |
4) Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой… | Г)Гипербола |
5) Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод… | Д)Аллитерация |
3.3. Определите стихотворный размер (5×2б.=10баллов)
А) Тучки небесные, вечные странники…
Б) Белеет парус одинокий…
В) Буря мглою небо кроет…
Г) Что ты жадно глядишь на дорогу…
Д) Герои, скитальцы морей, альбатросы
4-й уровень (40 баллов)
Сопоставьте стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…» и Ф.И.Тютчева «14-е декабря 1825». Раскройте общий смысл произведений. Выявите общее и различное. Проанализируйте своеобразие авторского отношения к изображаемому в обоих стихотворениях. В каких художественных формах воплощена авторская позиция?
* * *
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
14-е декабря 1825
Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, –
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена –
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.
О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.
Вариант 2
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
I-й уровень ( 10 заданий*1 баллу = 10 баллов)
1. Узнайте автора и произведение по его началу(5 баллов).
а) Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
б) Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его бузил. Митрофанушка, друг мой, я чаю тебя жмет до смерти.
в) А поворитись-ка, сын! Экой ты смешной какой. Что это на вас за поповские подрясники?
г) Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
д) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
2. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (5 баллов)
А) Дохнул осенний хлад, дорога промерзает, Журча, еще бежит за мельницу ручей… А.С. Пушкин
| Г) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… А.С. Пушкин |
Б) Песок – как шелк… И.А. Бунин | Д) И тьма, висевшая шатром, Вдруг затрепещет, открывая Стволы и ветви над костром. И.А. Бунин |
В) Я вышел из лесу. И вот Проснулся день… М.Ю. Лермонтов |
|
II- й уровень (20 баллов)
1. Назовите авторов (ФИО) произведений(6 баллов):
а) «Смерть Ермака»;
б) «Шинель»;
в) «Обоз»;
г) «Пугачев в темнице»;
д) «После бала»;
е) «Дубровский»
2. Найдите лишнее («логическая цепочка» 4 балла).
а) А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Платонов, И.С. Тургенев, А.А. Фет;
б) А. Твардовский, И. Тургенев, В. Астафьев, В. Распутин;
в) «Бежин луг», «Певцы», «Бирюк», «Муму»
г) «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка», «Заколдованное место».
3. В каких произведениях события происходят в перечисленных местах, назовите автора( 5 баллов).
а) Бородинское поле.
б) Около Слепой Елани.
в) Диканька
г) Оренбургская крепость.
д) монастырь.
4. Подберите к библейским афоризмам пословицы и поговорки(5 баллов).
а) «Кесарю кесарево, а Божие Богу»
б) Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон.
в) Не может дерево доброе приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые.
г) А язык укоротить никто из людей не может, это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда
д) Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет
III-й уровень(3 задания =30 баллов)
1. Вспомните перефразы(окольные обороты из произведений литературы, замена слов описательными выражениями) к именам героев литературных произведений, понятиям и запишите их.
Петербург, Оренбургская крепость, человек, старость, лев, Дон Кихот, Петр Гринев, Пугачев, Мцыри, Хлестаков.
2. Составьте статью в словарь литературоведческих терминов со словом лиро-эпическая поэма.
3. Составьте акростих со словом образ.
IV уровень(1 задание=40 баллов).
Прочтите стихотворение А. С. Пушкина «Виноград»:
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с лёгкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
(1824)
Выполните комплексный анализ стихотворения по плану:
1.Жанровое своеобразие.
2.Темы, идеи, мотивы, настроение стихотворения
3.Лирический герой, образная система.
4.Композиция стихотворения.
5.Поэтическая лексика, художественно-изобразительные средства языка.
6.Поэтический синтаксис.
7.Ритм, ритмообразующие элементы, размер, рифма.
8.Звукопись
9. Целостное восприятие стихотворения.
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
I уровень. (10 б) Знание текстов литературного произведения.
1.1Узнайте произведение по его началу, назовите автора.(2,5)
Немного лет тому назад/Там, где сливаяся, шумят,/ Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/ Был монастырь…
Узнайте произведение и его автора по финальным строкам.( 2,5)
Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
2. Определите автора афоризма:
2.1 И крестьянки любить умеют.(2,5б.)
2.2 Счастливые часов не наблюдают.(2.5 б.)
II уровень (20 б) Историко-литературные задания 3 задания
1. Сопоставьте названия литературных произведений и даты их создания. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.(5 б.)
1) “Ревизор”, | а) XV век |
2) “Капитанская дочка” | б) 1820 |
3) “Хождение за три моря” | в) 1833 |
4) “Мцыри”, | г) 1836 |
5) “Руслан и Людмила”, | д) 1839
|
2. В творчестве каких художников нашли образное воплощение
следующие литературные произведения? (5б.)
А.С. Пушкин. «Медный всадник» | М.Врубель |
М.Ю. Лермонтов. «Демон» | В.Фаворский |
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» | А.Бенуа |
«Слово о полку Игореве» | А.Агин |
3.Устаревшая лексика (10б.)
Запишите шифром ответы. Например: 1 а), 2 б), 3 в) и т.д.
3.1Агнец – это:
а) ангел б) ягненок в) огонь
3.2Багряница – это:
а) порфира б) часть порфиры в) это разные вещи
3.3Где вам встретятся буки?
а) в лесу б) в книге в) на карте
3.4Можно ли сейчас побывать в весях?
а) да б) нет
3.5Покажите длань.
а) нога б) низ платья в) рука-ладонь
3.6Духовник
а) играет на духовых б) создает духи в) совершает церковные обряды
3.7У желны:
а) 2 ноги б) 4 ноги в) 6 ног
3.8Что такое понт?
а) характер, черта б) море в) извержение вулкана
3.9Поднимите шуицу:?
а) это нога б) левая рука в) рукавица
3.10Присный – это:
а) родной б) вкусный в) несоленый
III уровень (30 б) Теория литературы
1. . Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите. (10б.)
Задание А.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С.А.Есенин
Б.
Унылая пора! очей очарованье!
А.С.Пушкин
В
Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
разубрана она.
А.А.Фет
Г.
Мурава лугов
Ковром стелется…
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
И.С.Никитин
Д.
Нева вздувалась и ревела...
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
А.С.Пушкин
2. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).(10б.)
а) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
б) Новелла и роман — жанры древнерусской литературы.
в) Бытие — один из жанров древнерусской литературы.
г) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба — черты жанра, который называется ода.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Лирическое отступление может быть только в лирическом произведении.
ж) Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей — полилогом.
з) Сентиментализм — это направление, направление, к которому принадлежит повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
и) Сентиментализм — это жанр, в котором написана повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
к) Произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать детективными.
л) произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать авантюрными
3. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».(10б.)
IV уровень (40 б ) Анализ поэтического текста
1 Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы. Опираясь на вопросы, составьте развернутый анализ стихотворения.
Е. Баратынский
Чудный град порой сольется
Из летучих облаков;
Но лишь ветер его коснется,
Он исчезнет без следов;
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
О чем это стихотворение? Определите его тему, основную мысль
( сформулируйте сами и найдите в строчках стихотворения).
2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
На каком приеме оно построено?
3.Что, по мнению автора, несет гибель поэзии?
4. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».
5. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?
6. Какие средства выразительности помогают автору передать основную мысль? Какие образы возникают?
7. Определите стихотворный размер. Какую интонацию он придает стихотворению?
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС
I уровень (10б)
I.Знание текстов литературного произведения.
Узнайте героиню и произведение по отрывку, назовите автора:
1.Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь (2б.)
2.Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой(2б.)
3. И вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати, и пропела ему... как бы сказать?.. вроде комплимента. Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу(2б.)
4.Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата(2б.)
5.Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие "кавалеры"; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись(2б.)
II уровень (20б)
II. Историко-литературные задания
1.Полк Российской Императорской гвардии, один из старейших и наиболее известных гвардейских полков, сформирован царём Петром I в 1691 году. В разное время в этом полку служили поэт Г.Державин, писатель Н.М.Карамзин, композитор Н.П.Мусоргский. Как называется этот полк? (5б)
2. О каком поэте и ссылке идёт речь? Укажите годы ссылки (5б)
«Весной его вызвали к военному генерал губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова. Но пути к новому месту службы он заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят его в конце мая с собой на Кавказ и в Крым…»
3. Писатели придумывают новые слова, когда старыми не могут выразить то, что им нужно. Например, писатель Боборыкин ввел в оборот глагол "стушеваться", и мы им пользуемся. Так, Тредиаковский и Ломоносов ввели в язык слова «общество», «искусство», «благодарность», «дальновидность», «практика», «температура», «чертёж». Иногда эти слова остаются в языке, иногда – не приживаются.
А перу какого поэта принадлежат подобные окказиональные неологизмы: «голоштанный», «дрыгоножество», «испавлиниться», «задолицая», «быкомордой», « громоверзила», «громадьё», « непроходимолесый», « испешеходили» и др. (10 б)
III уровень (30б)
III.Знание теории литературы.
1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»? (10б):
«Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык..
2. Сопоставьте жанр и произведение (10б):
1 | «Гроза» | А | Повесть |
2 | «Мартышка и очки» | Б | Рассказ |
3 | «Три пальмы» | В | Комедия |
4 | «Гамлет» | Г | Драма |
5 | «Собачье сердце» | Д | Трагедия |
6 | «После бала» | Е | Сонет |
7 | «Евгений Онегин» | Ж | Стихотворение |
8 | «Горе от ума» | З | Психологический роман |
9 | «Герой нашего времени» | И | Басня |
10 | «Ее глаза на звезды не похожи…» | К | Роман в стихах |
3. Дополните ряды (10б):
Прозаические жанры – это…
Лирические жанры – это…
Драматические жанры – это…
IV уровень (40б)
Анализ поэтического текста
А.А.Фет
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).
На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
На каком приёме оно построено?
Что, по мнению автора, есть цель жизни? Найдите это в тексте.
Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?
Определите стихотворный размер.
Вариант 1
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
11 КЛАСС
I уровень Знание текстов литературного произведения
1.Назовите авторов и произведения русской литературы XX века по приведенным фрагментам:
0,5б-автор,0,5б-произведение ( всего 5 б)
1) Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями. – Не хочу, – ответил я ей. – У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки… А ведь ты молодой и сильный… Луна взошла
2) А вот журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, ее полонезы на клавикордах, ее томное чтение стихов из "Евгения Онегина". И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою... Хорошие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах!
3) Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой -- о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки
4) Но чем ближе подходило время моего отъезда, тем больший ужас одиночества и бóльшая тоска овладевали мною. Решение жениться с каждым днем крепло в моей душе, и под конец я уже перестал видеть в нем дерзкий вызов обществу…
5) На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга старая, подержанная, в кожаном переплете.
- Это откуда? - крикнул он ей через комнату. Она стояла все на том же месте, в трех шагах от стола.
2. Назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:(0,5-герой, 0,5-произведение)
Зеленый драдедамовый платок
Этакое богатое тело – хоть сейчас в анатомический театр
Настоящий восточный халат…без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный
…прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах
…в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова
II уровень Историко-литературные задания
1. (6= 3б-направление, 3балла-автор манифеста)Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли послужить следующие цитаты из статей поэтов «серебряного века»?
«Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».
«Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».
«Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого из них, причем вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и поэтому перед лицом небытия – все явления братья».
2.(6б) С жизнью каких писателей связаны следующие места:
- Мелихово
- Карабиха
- Тригорское
- Спасское-Лутовиново
- Ясная Поляна
- Нижний Новгород
3.В каких литературных произведениях встречаются реально существовавшие исторические лица? (назвать произведение 1б и героя-1б =максимально 8б)
III уровень Теория литературы
1.Дайте определения 5 литературоведческим терминам (10б)
2. Определить вид тропов(1б-троп, 1б-автор= 8б)
А)Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная , боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Б)Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что, наконец, свалился.
В) Не то на серебре – на золоте едал.
Г) Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю
3. Решите анаграммы, в которых зашифрованы понятия из области литературы, объясните понятия(5б+ 5б=10б)
1. САНЯБ -______________________________
2. ПОИЯУТ-___________________________
3. ЗИМАРЛАТНУ-___________________________
4. РИЯОНИ- _____________________________
5 НОНАОРДТЬС-__________________________
Выпишите первые буквы полученных слов в
том порядке, в котором они расположены, и Вы
получите новое слово, обозначающее фамилию
русского писателя(2б). __________________________
IV уровень
Анализ поэтического текста(40б)
«Шестое чувство» Николай Гумилев
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
План разбора лирического стихотворения
Дата написания(2б)
2. Реально-биографический и фактический комментарий(4б)
3. Жанровое своеобразие, литературное направление(2б)
4. Идейное содержание:
5. Ведущая тема(2б)
6. Основная мысль(2б)
7. Структура стихотворения (2б)
8. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике (10б)
9. Основные изобразительные средства, стилистические фигуры, звуковая инструментовка (10б)
10. Размер и рифмовка (4б)
11. Место произведения в творчестве поэта и в истории мировой поэзии (2б)
Вариант 2
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
11 КЛАСС
I уровень
Установите соответствие между названием стилистической фигуры и фрагментом, в котором она представлена.
Фрагменты произведений | Стилистические фигуры |
А) Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел. (А.С.Пушкин) | 1) лексический повтор
|
Б) Милый друг, и в этом тихом доме | 2) градация |
В) Ужасно, ужасно! но всего ужаснее то – позвольте это вам сказать откровенно, полковник, – всего ужаснее то, что вы стоите теперь передо мною, как бесчувственный столб, разиня рот и хлопая глазами, что даже неприлично, тогда как при одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи… что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!.. (Ф. М. Достоевский.) | 3) параллелизм |
Г) В синем море волны плещут, | 4) анафора |
Д) Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин) | 5) эпифора |
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). (10б.)
Понятие «болдинская осень» неразрывно связано с именем М.Ю. Лермонтова.
Акмеизм – литературное направление, возникшее в России в начале 19 века.
Объём произведений А.П. Чехова продиктован требованиями редакторов, которые принимали в печать произведения из 200 слов, а не из 250.
А.П. Чехов и М.А. Булгаков занимались врачебной практикой.
А.А. Блок, закончив поэму «Двенадцать», сказал: «Сегодня я – гений!»
И.А. Бунин – первый лауреат Нобелевской премии в области литературы из России.
На смену реализму в России пришёл романтизм.
Образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова – это типичный образ «маленького» человека в литературе.
Прототип – это действительно существующее лицо как источник для создания литературного образа.
Литературная сказка, притча, баллада, рассказ, роман – жанры эпоса.
Назовите имена писателей, а также укажите названия произведений, в которых раскрывается тема «лишнего человека». (5б)
Прочитайте отрывки. Назовите имя поэта, о котором идёт речь.
)“Фамилия - русская - коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, осень, Ясень - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом”. (А. Толстой)
) “Наивность, доверчивость, какая-то детская нежность уживались в рядом с озорством, близким к хулиганству, самомнением, недалеким от наглости. В этих противоречиях было какое-то особое очарование. И любили. прощали многое, что не простили бы другому. баловали, особенно в ... литературных кругах”. (Г. Иванов)
«Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах.». ( «Автобиография»)
II уровень
Имена авторов, названия произведений и их жанры перемешались между собой. Верните утраченный порядок. (10б.)
А.П. Чехов, Максим Горький, «Герой нашего времени», Е. Замятин, «Человек в футляре», поэма-эпопея, «На дне», социально-психологический роман, М.Ю. Лермонтов, «Кому на Руси жить хорошо», повесть («рассказ в рассказе»), Л.Н. Толстой, «Война и мир», социально-философская драма, «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Анна Снегина», «Мы», антиутопия, А.С. Пушкин, роман в стихах, роман-эпопея, С. А. Есенин, поэма, Н.А. Некрасов, рассказ, психологический роман, Н.С. Лесков «Очарованный странник»,
Прочитайте стихотворения. Назовите их тему (2б.), вид лирики (2б.), символику 2б.), особенности композиции (2б.). Определите смысловую нагрузку слов с приставкой без- (бес-). (2б) Назовите своеобразные «точки пересечения» данных стихотворений.(5б.) Объясните, почему именно эти два стихотворения подлежат сравнению между собой. (5б.)
Валерий Брюсов Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
| Николай Гумилёв Волшебная скрипка Валерию Брюсову
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, – Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! |
III уровень
Творческое задание (1 задание: С20б. + ЯО10б. = 30б.).
Напишите небольшое эссе на одну из предложенных тем:
«Противостояние человека и общества в произведениях русских писателей XIX-XX вв.»
«Как вы понимаете высказывание А.И. Солженицына: «История – это сами мы»?»
«Человек – это то, что он читает». (И. Бродский)
«Только ли Толстой, Достоевский и Чехов?» (Свой взгляд на авторитетность русской литературы в мире).
IV уровень
Выразительное чтение наизусть (10б.)
Художественное чтение.
Поясните выбор художественного произведения.
ОТВЕТЫ
Класс
1 Уровень.
А-Д
Б-Г
В-А
Г-Б
Д-В
2.И.С.Тургенев «Бежин луг».
2 уровень
1 а
2-Л.Н.Толстой
3: 1- Жуковский
2- Пушкин
3 уровень.
Ле́топись (или летописание) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Басней называется стихотворное или прозаическое литературное произведение, которое носит поучительный сатирический характер.
Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
4 уровень.
1.пейзажная лирика
2. «Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях»
3.Эпитет
4. Инверсия
5. :ямб
Класс
І уровень
1 | Летопись | В |
2 | Басня | Д |
3 | Роман | А |
4 | Поэма | Г |
5 | Былина | Е |
6 | Стихотворение | Б |
2. 1) Народ, «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
2) М.Ю.Лермонтов «Бородино»
3) А.С. Пушкин «Дубровский»
4) И.А.Крылов «Осел и Соловей»
ІІ уровень
1. 1) События 778 года, когда в Ронсенвальском ущелье отряд Роланда погиб от армии басков.
2) Летописная история о смерти князя Олега.
3) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
4) Великая Отечественная война.
2. 1) М.В.Ломоносов
2) А.С.Пушкин
3) М.Ю.Лермонтов
3. 1) Атаман Платов, Александр I
2) Елисавета Петровна, Пётр I, Екатерина I
3) Пётр 1, Карл XII, Мазепа
ІІІ уровень
1. 1) нет
2) да
3) да
4) нет
5) да
2. 1) сравнение
2) метафора
3) эпитет
4) олицетворение
5) гипербола
3. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)
2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение;
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то…
IV уровень
Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена теме природы, как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу.
Произведение состоит из трёх строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега», «лишь в полдень солнце греет». Третья же строфа создана при помощи приёма противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролётных журавлях», «возрожденья весть».
Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них ещё лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намёка на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «ещё». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придёт. На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек – «красавица степная» - уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удаётся показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.
Строки стихотворения написаны четырёхстопным и пятистопным ямбом, стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.
Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные эпитеты («красавица степная», «замороженном пути», «весны душистой»), метафора («возрожденья весть живая»), антитеза (третья строфа на фоне первых двух), олицетворения («солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет»), синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора («еще»). Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом. В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.
Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.
Вариант 1. 8 Класс
1уровень
1.1 А) Н.В. Гоголь «Ревизор»; Б)М.Ю.Лермонтов «Кавказ»; В) Л.Н.Толстой «После бала»;Д) А.П.Чехов «Хамелеон»; Г) И.С.Тургенев «Русский язык»
1.2 А) « Недоросль», Хрюкин; Б) А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Владимир Дубровский; В) «Ревизор», Елдырин; Г)Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Мцыри; Д) «Алые паруса», Бирюк
2-й уровень
2.1 А)М.Ю.Лермонтов; Б) А.С.Пушкин; В) Л.Н.Толстой; Г) А.П.Чехов;
Д) М.В.Ломоносов
2.2 1в, 2г, 3д, 4а, 5б.
2.3 Пугачев казнил дворян. Капитан советовал скрыть происхождение Маши, переодев ее в сарафан. В сарафанах ходили крестьянки.
3-й уровень
3.1 1В, 2Г, 3Б, 4Д, 5А
.
3.2 1А;2Б) ;3В);4Г);5Д)
3.3 А) Хорей; Б) Ямб; В) Хорей; Г) Анапест; Д) Амфибрахий
Вариант 2. 8 Класс
I уровень
1.а) А.С. Пушкин «19 октября»; б)Д.И Фонвизин «Недоросль»; в)Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;г)М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;д)Н.В. Гоголь «Ревизор».
2. а) олицетворение, б) сравнение, в) эпитет, г) метафора, д) олицетворение.
II уровень
1. а)К.Ф .Рылеев; б)Н.В. Гоголь ;в)И.А Крылов ; г) народ д)Л.Н. Толстой; е)А.С. Пушкин.
2..а) А.А. Фет; б)И.С. Тургенев; в)«Муму»; г)«Тарас Бульба».
3. а)«Бородино» М.Ю. Лермонтов; б)«Кладовая солнца» М Пришвин; в)«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь; г)«Капитанская дочка» А.С. Пушкин; д) «Мцыри» М.Ю. Лермонтов.
4.А)Каждому- своё.
Б)Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
В)Яблочко от яблони недалеко падает.
Г)Язык мой – враг мой.
Д)Что посеешь, то и пожнешь.
9 Класс
I уровень
1.1М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
1.2Н.В.Гоголь «Ревизор»
2.1Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
2.2 А.С.Грибоедов «Горе от ума»
II уровень
1г, 2в, 3а, 4д, 5б.
А.С. Пушкин. «Медный Всадник» | А.Бенуа |
М.Ю. Лермонтов. «Демон» | М.Врубель |
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» | А.Агин |
«Слово о полку Игореве» | В.Фаворский |
3. 1. б) 2. а) 3. б) 4. а) это деревни 5. в) 6. в) 7. а) это птица
8. б) 9. б) левая рука 10. а)
III уровень
1. А..Инверсия: дули ветры, шла гроза
Анафора: Не напрасно…., Не напрасно
Б. Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье!
В. Эпитет - Печальная береза
Г. Метафора - Мурава лугов Ковром стелется
Сравнение - Снег, что белый пух,
Д. Олицетворение: Нева вздувалась и ревела, на город кинулась
2.
) да | д) да | и) нет |
б) нет | е) нет | к) нет |
в) нет | ж) да | л) да |
г) да | з) да |
|
3. Аллегория — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), например, изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой.
IV уровень
1
Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется .»
В этом стихотворении автор говорит нам о прекрасном явлении природы - граде . Читая стихотворение мы понимаем как автор восхищается градом. « Но лишь ветер его коснется, он исчезнет без следов.»: в этих строчках можно легко заметить звукопись, потому что читая эти строки мы слышим ветер который увы прогоняет наш чудесный град. Конечно в стихе есть художественные средства приём метафоры и сравнения, так же здесь есть и эпитет «мгновенное созданье.» Так как стихотворение состоит из 8 строк, то строфа-восьмистишие (октава). Размер - четырехстопный хорей, потому что стопа - двухсложная с ударением на первом слоге. Образ: «летучих облаков» , чудесный, но тем временем хрупкий и нежный.
10 Класс
I уровень (10б)
1.Анна Сергеевна Одинцова, И.С.Тургенев «Отцы и дети»
2.Татьяна Ларина, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
3.Бэла, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
4.Ася, И.С.Тургенев «Ася»
5.Ольга, И.А.Гончаров «Обломов»
II уровень (20б)
1. Преображенский полк
2. А.С.Пушкин, Южная ссылка 1820-1824 гг.
3. В.В.Маяковский.
III уровень (30б)
1.Сравнение, эпитет, метафора.
2.1г, 2и, 3ж, 4д, 5а, 6б, 7к, 8в, 9з. 10е.
3. Проза: роман, эпопея, эссе, рассказ, новелла, биография, манифест, парабола, повесть, очерк, притча.
Лирика: стихотворение, элегия, ода, послание, эпиграмма, песня, гимн, слово, мадригал, сонет, стансы, эпитафия.
Драма: драма, трагедия, комедия.
IV уровень (40б)
Анализ стихотворения.
Вариант 1 11 Класс
1.уровень
1-1- Горький «Старуха Изергиль»
1-2- И.Бунин «Антоновские яблоки»
1-3- А.Чехов «Ионыч»
1-4- И. Куприн «Олеся»
1-5- Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
2. 1Соня Мармеладова «Преступление и наказание»
2.Анна Одинцова «Отцы и дети»
3.Илья Обломов «Обломов»
4. Вера Шеина «Гранатовый браслет»
5. Изергиль «Старуха Изергиль»
2 уровень
2-1 1)Символизм, О.Мандельштам, 2)футуризм, Давид Бурлюк, Елена Гуро, Hиколай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Hизен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых. , 3)акмеизм, Н.Гумилёв
2.2 1Соня Мармеладова «Преступление и наказание»
2.Анна Одинцова «Отцы и дети»
3.Илья Обломов «Обломов»
4. Вера Шеина «Гранатовый браслет»
5. Изергиль «Старуха Изергиль»
3. 1-Чехов
2- Некрасов
3-А.С.Пушкин
4- И.С.Тургенев
5- Л.Н.Толстой
6-А.М.Горький
3.2А)сравнение
Б) олицетворение
В) метонимия
Г)гипербола
3.3 басня, утопия ,натурализм, ирония, народность Ответ: Бунин И.А.
«Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилёвым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г.
Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам.
Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля..
Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.
Основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.
Стихотворение состоит из 6 четверостиший.
Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».
Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.
В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».
Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.
В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами - и неподвластное им чувство эстетического. Влюблённое в нас вино, добрый хлеб –и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но. Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчёркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи («сперва измучившись») – необходимая ступень развития.
В третьей строфе безнадёжность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения. Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.
В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует её необходимость.
Следующие два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует своё будущее.
Так же и «тварь скользкая», которая ещё не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилёва) Эпитеты пятой строфы (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.
В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так.
Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.
В стихотворении Гумилёв через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.
Стихотворение, рождающее в нас что-то новое, заставляющее трепетать душу – это Гумилев «Шестое чувство». Анализ этого произведения показал, что автор призывает читателей разбудить в себе это чувство, поддаться ему. Оно наполнено риторическими вопросами, терзающими душу автора, но заставляющими задуматься над тем, что нам дано от природы и что мы еще можем получить. Также это стихотворение можно считать пророческим. Если взглянуть на вторую его строфу, то можно предположить, что Николай Степанович пророчил собственную смерть.
Вскоре после написания «Шестого чувства» Гумилев был убит.
В настоящее время люди теряют духовность, а это стихотворение прямо пропитано ей. Оно призывает ощутить ту красоту, то великолепие, что нас окружает. Прочитав стихотворение, можно остро ощутить тягу к изяществу и очарованию природы. Это то шестое чувство, о котором пишет автор: понять и прочувствовать прекрасное, не данное нам от рождения, но в терзаниях способное родиться.
Вариант 2 11 Класс
Задание 1.
1. 4
2. 5
3. 2
4. 3
5. 1
Задание 2.
Нет. (связано с именем А.С. Пушкина)
Нет. (акмеизм возник в начале ХХ века)
Да.
Да.
Да.
Да.
Нет. (нет, романтизм был до реализма)
Нет. (образ Шарикова – это образ «нового» человека)
Да.
Нет.(баллада – жанр лирики)
Задание 3.
Тема «лишнего» человека раскрывается в таких произведениях:
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (образ Евгения Онегина)
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (образ Чацкого)
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (образ Базарова)
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (образ Печорина)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (образ Раскольникова)
И. А. Гончаров «Обломов» (образ Обломова)
Задание 4.
Сергей Александрович Есенин.
Задание 5.
Имя автора | Название произведения | Жанр произведения |
А.П. Чехов | «Человек в футляре» | рассказ |
Е. Замятин | «Мы» | антиутопия |
Н.А. Некрасов | «Кому на Руси жить хорошо» | Поэма-эпопея |
Ф.М. Достоевский | «Преступление и наказание» | Социально-психологический роман |
А.С. Пушкин | «Евгений Онегин» | Роман в стихах |
С.А. Есенин | «Анна Снегина» | поэма |
М.Ю. Лермонтов | «Герой нашего времени» | Психологический роман |
Л.Н. Толстой | «Война и мир» | Роман-эпопея |
Н.С. Лесков | «Очарованный странник» | Повесть («рассказ в рассказе») |
Максим Горький | «На дне» | Социально-философская драма |
Задание 6.
Тема: творца и служения его искусству.
Вид лирики: философская.
Символика: скрипка – поэзия; три завета – три принципа существования поэта.
Особенности композиции:
«Юному поэту» - по смыслу делится на две части:
первая – что нужно делать, чтобы стать настоящим поэтом;
вторая – что произойдёт, если следовать рекомендациям.
«Волшебная скрипка» - по смыслу делится на три части:
Первая – своеобразное вступление-обращение к мальчику;
Вторая – открывающиеся «перспективы» в жизни того, кто решил стать поэтом;
Третья – вывод, поддержка тому, кто всё-таки выбрал путь поэта.
Смысловая нагрузка слов с приставкой без- (бес-):
В стихотворении «Юному поэту» используются слова «беспредельно», «безраздумно», «бесцельно» для того, чтобы передать высшую степень преданности искусству, отказ от мирского в пользу поэзии.
В стихотворении «Волшебная скрипка» используется в словах
«безмятежный» - для контраста между тем, что было, и тем, что будет;
«Точки пересечения» данных стихотворений:
Написаны поэтами «серебряного века»;
Тема поэта и поэзии;
Образ юноши – мальчика;
Вид лирики – философская;
Литературное направление – символизм.
В. Брюсов был наставником Н. Гумилёва, отсюда посвящение В. Брюсову как учителю и перекликающиеся по смыслу стихотворения. Нельзя в этой связи не вспомнить обращение Брюсова к юноше бледному и три совета ему. В стихотворении Брюсова юноша не терпит никаких лишений, наоборот, он возвышается над толпой, поклоняется лишь искусству. Стихотворение Гумилёва говорит о жертвах, которые должен принести поэт на пути поэзии.