Задания – тренажер по теме хвощи, папоротники, плауны
Подготовка к егэ по биологии.
1.Что представляет собой спора папоротника?
А) оплодотворённую яйцеклетку, из которой развивается новый организм
Б) многоклеточный зародыш
В) одну клетку, покрытую оболочкой, из которой развивается новый организм
Г) многоклеточный зачаток нового растения
2. Какое растение относят к папоротникам
А) кладонию
Б) щитовник
В) сфагнум
Г) ламинарию
3. Что развивается из споры папоротника
А) слоевище
Б) корневище
В) стебель
Г) заросток
4. Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:
А) участие насекомых-опылителей
Б) наличие ветра
В) присутствие воды
Г) образование пыльцевой трубки
5. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:
А) существование травянистых и древесных форм
Б) наличие их отпечатков и окаменелостей
В) их способы размножения
Г) их современное многообразие
6. Папоротникообразные отличаются от голосеменных отсутствием:
А) корней и корневищ
Б) проводящих сосудов
В) семян
Г) цветков
7. Общим для мхов, папоротников и хвощей является:
А) отсутствие корней
Б) размножение спорами
В) размеры
Г) отсутствие тканей
8. Спорофит папоротника – это:
А) предросток
Б) заросток
В) взрослое зелёное растение
Г) спорангий
9. Половые клетки папоротниковидных образуются на А) заростке Б) предростке В) спороносных колосках Г) верхушках зелёных побегов
10. В чем сходство мхов и папоротников? А) наличие побегов Б) наличие корней В) размножение спорами Г) гетеротрофный способ питания
11. На растении папоротника, имеющем листья, стебель, корневище и корни, образуются А) заростки Б) половые клетки В) предростки Г) споры
12. В цикле развития папоротника преобладает А) половое поколение Б) бесполое поколение В) семя Г) многолетнее корневище
13. К какой группе относят растение, спорофит которого развивается на тонкой пластинке — заростке — после оплодотворения? А) водоросли Б) покрытосеменные В) папоротникообразные Г) голосеменные
14. На рисунке изображен цикл развития папоротника. Какой буквой на нем обозначен заросток?
15. Растение, изображённое на рисунке, размножается бесполым путём при помощи:
А) семян Б) гамет В) спор Г) гифов
16. К какому отделу высших растений относится изображённое на рисунке растение?
А) Покрытосеменные Б) Голосеменные В) Папоротникообразные Г) Мохообразные
17. У папоротников из зиготы развивается А) коробочка со спорами Б) заросток В) листостебельное растение Г) семя
18. После оплодотворения у папоротника развивается А) семя Б) коробочка со спорами В) заросток Г) растение с листьями
19. Бесполое поколение папоротника – это А) заросток Б) яйцеклетки и сперматозоиды В) прорастающая спора Г) многолетнее листостебельное растение
20. К какой группе относят зеленое растение, имеющее корни или корневище, спорофит которого развивается на заростке после оплодотворения? А) водоросли Б) покрытосеменные В) папоротникообразные Г) голосеменные
21. Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: 1) гаплоидная, 2) диплоидная. А) спора Б) заросток В) зрелый спорофит Г) молодой спорофит Д) гамета 22. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные А) в цикле развития преобладает гаметофит Б) взрослое растение – спорофит В) споры образуются в коробочках Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев Д) из споры развивается заросток Е) из споры развивается предросток (протонема) 23. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. А) в цикле развития преобладает гаметофит Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений В) образование спор происходит в коробочке (спорогонез) Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических Д) гаметофит представлен заростком Е) спора прорастает в предросток
24. Установите последовательность стадий развития хвоща, начиная с момента прорастания спор. 1) оплодотворение на заростке 2) формирование гамет на гаметофите 3) прорастание споры и формирование заростка 4) митоз зиготы и развитие проростка 5) формирование на спорофите вегетативных органов и спороносного колоска 25. Установите последовательность процессов в цикле развития хвоща, начиная с оплодотворения 1) развитие взрослого растения (спорофита) 2) развитие заростка 3) созревание спор 4) образование мужских и женских гамет 5) образование зиготы
26. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная
с момента прорастания спор.
1) формирование многолетнего растения (спорофита)
2) оплодотворение на заростке
3) прорастание споры и формирование заростка
4) развитие побега с придаточными корнями из зиготы
5) формирование гамет на гаметофите
27. Выберите две клетки, в которых набор хромосом диплоиден. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Клетки заростка папоротника 2) Клетки коробочки мха 3) Спермии ржи 4) Споры хвоща 5) Клетки камбия липы 28. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры. 1) образование гамет 2) оплодотворение и образование зиготы 3) развитие взрослого растения (спорофит) 4) образование заростка
29. Выберите три верных ответа из шести.
Папоротники относят к царству растений, так как
1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
3) их клетки содержат хлоропласты
4) их клетки содержат цитоплазму
5) выполняют роль консументов в экосистеме
6) клеточная стенка состоит из целлюлозы
30. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1) в почве закрепляются ризоидами А) Мхи
2) в цикле развития преобладает спорофит Б) Папоротники
3) споры образуются в коробочках
4) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев
5) из споры развивается заросток
6) из споры развивается зелёная нить
31. Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ
1) Моховидные 2) Папоротниковидные
А) листостебельные растения, не имеющие корней
Б) имеют хорошо развитую проводящую систему
В) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода
Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен
Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)
Е) спорофит преобладает над гаметофитом
32. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.
А) развитие заростка
Б) оплодотворение
В) развитие спорофита
Г) образование архегониев и антеридиев
Д) образование спорангиев
Е) прорастание споры
29. Около десяти лет развивается гаметофит А) Папоротниковидных Б) Голосеменных В) Хвощевидных Г) Плауновидных
30. Какой из перечисленных организмов относят к царству Растения? А) плаун Б) дрожжи В) мукор Г) пеницилл
31. Представитель какой систематической группы
изображён на фотографии?
А) Мохообразные Б) Хвощеообразные В) Голосеменные Г) Покрытосеменные
32. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?
А) Голосеменные Б) Покрытосеменные В) Плауновидные Г) Моховидные
33. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.
А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет
Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами
В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение
Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка
Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение
Папоротника
34. Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в
1) наличии клеточного строения папоротников
2) наличии в клетках папоротников хлоропластов
3) появлении у папоротников тканей и органов
4) возникновении фотосинтеза
35. Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью
1) спор
2) корней
3) почкования
4) корнеклубней
36. Сходство мхов и папоротников состоит в
1) образовании заростка
2) наличии корней
3) размножении спорами
4) гетеротрофном способе питания
37. Папоротники, в отличие от мхов,
1) являются автотрофами
2) размножаются спорами
3) относятся к многолетним растениям
4) имеют придаточные корни
38. О более высокой организации папоротников по сравнению с водорослями свидетельствует наличие у них
1) хлоропластов в клетках
2) тканей и органов
3) полового размножения
4) способности к фотосинтезу
39. Древние древовидные папоротники способствовали
1) созданию первичной атмосферы
2) образованию болот
3) образованию залежей каменного угля
4) формированию современного ландшафта
40. Об усложнении папоротников по сравнению с мхами свидетельствует
1) наличие у них корней
2) размножение спорами
3) чередование поколений при развитии
4) наличие хлорофилла в листьях и стебле
41. Почему папоротники нельзя считать «совершенными» наземными растениями?
1) Они обитают во влажных местах.
2) Для полового размножения им необходима вода.
3) У них спорофит доминирует над гаметофитом.
4) Для них характерно чередование поколений.
42. Для оплодотворения папоротниковидным растениям необходимо наличие
1) высоких температур
2) насекомых опылителей
3) воды
4) света
43. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ
1) Моховидные 2) Хвощевидные
А) наличие ризоидов у листостебельных растений
Б) преобладание в жизненном цикле гаметофита
В) наличие придаточных корней
Г) наличие водоносных клеток в листьях
Д) образование заростка в цикле развития
Е) образование спор в спороносных колосках
44. Выберите три верных ответа из шести
Папоротники, в отличие от водорослей,
1) состоят из разнообразных тканей
2) являются автотрофами
3) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4) имеют сложные листья вайи
5) содержат хлорофилл в клетках
6) имеют корневище
45. Установите соответствие между признаками и отделами растений:
ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ
1) Моховидные 2) Папоротниковидные
А) У некоторых имеются водоносные клетки.
Б) Спорофит преобладает над гаметофитом.
В) Из споры вырастает заросток.
Г) Споры развиваются в коробочке.
Д) Корни отсутствуют.
Е) Имеются сложные листья.
46. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны:
ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ
1) Моховидные 2) Папоротниковидные
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) слабо развитая механическая ткань
Д) преобладание спорофита над гаметофитом
Е) видоизменённый подземный побег корневище
47. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны:
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ОТДЕЛЫ
1) Папоротниковидные 2) Моховидные
А) наличие заростка в жизненном цикле
Б) отсутствие корней
В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
Г) развитие спор в коробочке
Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
Е) развитие протонемы из споры
В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков. =В чём заключаются основные отличия мхов от папоротников?
1. У папоротников имеются корни.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.
Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.
1) 2 — спора;
2) 3 — заросток с развивающимися на нем антеридиями — 4 и архегониями 5;
3) 5 — спермий (сперматозоид) и 4 — яйцеклетка.
Рассмотрите растения, изображённые на рисунках. Определите отделы,
к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли растения
к этим отделам.
Рис. 1 Рис. 2
На рис -1 изображен мох, отдел моховидные; Признаки именно по данному рисунки видим: 1) коробочка на ножке (спорофит), 2) гаметофит листостебельное растение, спорофит растет и питается за счет гаметофита;
На рисунке №2 изображён хвощ.
Хвощи принадлежат к отделу хвощевидные. Отличительные особенности хвощей: редуцированные листья, мутовчатое расположение листьев, спорангий на ножке без хлорофилла.