Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
в 2018-2019 учебном году.
7 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание)
1. Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре: а) систематика б) история в) палеонтология г) эволюция
2. Плод образует: а) папоротник б) яблоня в) водоросль г) сосна.
3. Универсальный признак живого, в основе которого лежит поглощение энергии солнечного света и использование ее в синтезе органических веществ из неорганических а) раздражимость; б) размножение; в) фотосинтез; г) рост.
4.Почему грибы нельзя считать растениями
а) у них нет корней б) у них нет листьев в) их клетки не содержат хлоропластов, и поэтому в них не происходит фотосинтез г) они не имеют тканей
5. Из названных растений можно считать водорослью:
а) ряску б) элодею в) морскую капусту г) кувшинку
6. Малое количество жиров содержится в семенах
а) конопли б) льна в) гороха г) подсолнечника
7. Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?
а) развитие б) раздражимость в) клеточное строение г) единство химического состава
8. У моркови имеется:
а) корнеклубень б) корневище в) клубень г) корнеплод.
9. Хлоропласты есть в клетках:
а) листа красного перца б) корня земляники в) кожи лягушки г) бактерии, вызывающей чуму
10. Сократительная вакуоль инфузории – это органоид:
а) выделения, б) размножения, в) пищеварения, г) дыхания.
11. Болезнетворные бактерии вызывают
а) грипп; б) СПИД; в) чуму; г) чесотку.
12. Формула цветка Бобовых:
а) Ч5 Л5 Т10 П1; б) Ч(5) Л1,2(2) Т(5+4),1 П1; в) Ч4 Л4 Т2+4 П1; г) Ч(5) Л(5) Т5 П1
13. Клетки грибницы снабжают организм лишайника:
а) водой и органическими веществами б) водой и минеральными веществами в) исключительно водой г) кислородом и углекислым газом
14. Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы б) проса в) овса г) ячменя
15. Жизненная форма следующих растений: бамбук, банан, ананас:
а) дерево б) кустарник в) кустарничек г) трава.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех (или более) возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. К зерновым культурам относятся:
I. рожь II. Пшеница III. Хлопчатник IV. Овёс V. Морковь
А) II, IV, V Б) I, II, III В) I, II Г) I, II, IV
2. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. IV. растение выживет, но будет слабым. V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V; б) III, V; в) I, IV, V; г) II, IV, V.
3. Выберите правильные утверждения, характерные для процесса фотосинтеза:
I. В результате процесса выделяется углекислый газ. II. Происходит во всех клетках листа. III. Происходит круглосуточно IV. Происходит в хлоропластах. V. В результате процесса энергия запасается в виде органических веществ. VI. Для процесса необходимы вода и углекислый газ
а) III, IV, V; б) II, V, VI,; в) I, IV, V; г) IV, V, VI
4. По мере старения листьев происходит:
I) разрушение хлорофилла; II) накопление каротиноидов и антоциана; III) разрушение кристаллов оксалата кальция; IV) повышение интенсивности дыхания; V) снижение интенсивности фотосинтеза.
а) I,II,III б) I,II,V; в) I,III,IV; г) I,III,V; д) II,III,IV
5. 5. Из перечисленных болезней простейшие вызывают: I) дизентерию; II) холеру; III) малярию; IV) сонную болезнь; V) лямблиоз.
а) I,II,IV; б) II,III,IV; в) I,III,IV,V г) I,II,III,V
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
1. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.
2. Луковица – это видоизмененный корень растения.
3. Для однодольных растений характерна стержневая корневая система.
4. Лишайники состоят из нитей гриба и одноклеточной водоросли.
5. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента — хлорофилла.
6. Для кукурузы, как и для всех злаков, характерно отсутствие сердцевины в стебле.
7. Черешок выполняет важнейшую функцию - ориентирует листовую пластинку относительно света.
8.У зародыша семени сосны две семядоли.
9.Споры у мужского папоротника образуются на женских особях.
10. Половой процесс у инфузорий не ведет к увеличению числа особей.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7 баллов (по 1 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Установите соответствие между характеристикой процесса и процессом. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами:
Характеристики процессов | Процессы |
А. Кислород выделяется | 1. Дыхание |
Б. Углекислый газ поглощается | 2. Фотосинтез |
В. Происходит почти у всех организмов | |
Г. Происходит только у растений и некоторых бактерий | |
Д. Поглощается кислород | |
Е. Происходит на свету и в темноте | |
Ж) Происходит только на свету | |