СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания, занимательный материал и сценка для формирования универсальных учебных действий при изучении сказки «Премудрый пескарь»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный комплекс разработан для использования на уроках литературы в 7 классе при изучении сказки "Премудрый пескарь" М.Е. Салтыкова-Щедрина и направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Материалы включают разноплановые задания, активизирующие познавательную деятельность, развивающие регулятивные навыки, стимулирующие коммуникативные умения и способствующие личностному самоопределению.

Просмотр содержимого документа
«Задания, занимательный материал и сценка для формирования универсальных учебных действий при изучении сказки «Премудрый пескарь»»


Задания, занимательный материал и сценка

для формирования универсальных учебных действий

при изучении сказки «Премудрый пескарь»





Составитель:

Караева Сания Атавовна,
учитель русского языка и литературы








Реутов, 2023
































Викторина на тему:

«Премудрый пескарь. М.Е.Салтыков-Щедрин»





Задания


1. «Дерево предсказаний» (личностные, регулятивные УУД): перед началом чтения сказки учащимся предлагается нарисовать дерево и на его ветвях написать свои предположения о том, что произойдёт с главным героем. После прочтения сказки учащиеся возвращаются к своим предсказаниям и оценивают их, сравнивая с реальным развитием событий.

2. «Таблица аргументов «За» и «Против»» (Познавательные УУД): Учащимся предлагается заполнить таблицу, в которой они должны привести аргументы в защиту и против жизненной позиции пескаря. Это задание способствует развитию критического мышления и умения анализировать информацию с разных точек зрения.

3. «Сравнительная характеристика» (познавательные УУД): учащимся предлагается сравнить образ пескаря с образами других литературных героев (например, Обломова, Чичикова) и выявить общие черты и различия. Это задание способствует формированию умения сравнивать, сопоставлять и классифицировать.

4. «Интервью с автором» (коммуникативные, личностные УУД): учащимся предлагается представить себя журналистами и взять интервью у М. Е. Салтыкова-Щедрина о его сказке. Это задание способствует развитию коммуникативных навыков, творческого мышления и умения понимать авторскую позицию.

5. «Сюжетный коллаж» (регулятивные, познавательные УУД): используя газетные вырезки, журнальные иллюстрации и другие материалы, учащиеся создают коллаж, отражающий основные события и идеи сказки. Это задание способствует развитию творческих способностей, умения планировать и структурировать свою работу.

6. «Продолжи историю» (коммуникативные, личностные УУД): учащимся предлагается написать продолжение сказки, представив, что случилось с пескарем после его смерти или как бы он прожил свою жизнь, если бы изменил свои принципы. Это задание способствует развитию творческого мышления, умения сопереживать и выражать свои мысли.



































2. Занимательный материал


1. Цитаты М. Е. Салтыкова-Щедрина: использовать цитаты писателя для иллюстрации его взглядов на общество и человека. Например: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».

2. Иллюстрации к сказке:  Использовать иллюстрации разных художников для сравнения и обсуждения.

3. Видеофрагменты: показать короткие видеофрагменты, посвященные жизни и творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, или инсценировки отрывков из сказки.

4. Музыка: использовать музыку, отражающую настроение эпохи, в которую жил и творил Салтыков-Щедрин.







































































































































































3. Сценка «Суд над пескарем»


Для активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать инсценировку фрагмента сказки в форме судебного заседания.

Действующие лица:

Судья

Прокурор

Адвокат

Свидетели (щука, рак, другие рыбы)

Пескарь (подсудимый)

Суть сценки:

Суд рассматривает дело пескаря, обвиняемого в трусости, бездействии и бесполезной жизни. Прокурор представляет доказательства вины подсудимого, свидетельствуя о том, что он не принёс никакой пользы обществу и прожил бессмысленную жизнь. Адвокат пытается оправдать пескаря, ссылаясь на его страх перед опасностью и инстинкт самосохранения. Свидетели высказывают своё мнение о пескаре, его жизни и поступках.

В конце сценки судья выносит приговор, который может быть как обвинительным, так и оправдательным. Важно, чтобы решение суда основывалось на аргументах, представленных обеими сторонами, и отражало понимание учащимися проблематики сказки.