Задания, занимательный материал и сценка
для формирования универсальных учебных действий
при изучении сказки «Премудрый пескарь»
Составитель:
Караева Сания Атавовна,
учитель русского языка и литературы
Реутов, 2023
Викторина на тему:
«Премудрый пескарь. М.Е.Салтыков-Щедрин»
Задания
1. «Дерево предсказаний» (личностные, регулятивные УУД): перед началом чтения сказки учащимся предлагается нарисовать дерево и на его ветвях написать свои предположения о том, что произойдёт с главным героем. После прочтения сказки учащиеся возвращаются к своим предсказаниям и оценивают их, сравнивая с реальным развитием событий.
2. «Таблица аргументов «За» и «Против»» (Познавательные УУД): Учащимся предлагается заполнить таблицу, в которой они должны привести аргументы в защиту и против жизненной позиции пескаря. Это задание способствует развитию критического мышления и умения анализировать информацию с разных точек зрения.
3. «Сравнительная характеристика» (познавательные УУД): учащимся предлагается сравнить образ пескаря с образами других литературных героев (например, Обломова, Чичикова) и выявить общие черты и различия. Это задание способствует формированию умения сравнивать, сопоставлять и классифицировать.
4. «Интервью с автором» (коммуникативные, личностные УУД): учащимся предлагается представить себя журналистами и взять интервью у М. Е. Салтыкова-Щедрина о его сказке. Это задание способствует развитию коммуникативных навыков, творческого мышления и умения понимать авторскую позицию.
5. «Сюжетный коллаж» (регулятивные, познавательные УУД): используя газетные вырезки, журнальные иллюстрации и другие материалы, учащиеся создают коллаж, отражающий основные события и идеи сказки. Это задание способствует развитию творческих способностей, умения планировать и структурировать свою работу.
6. «Продолжи историю» (коммуникативные, личностные УУД): учащимся предлагается написать продолжение сказки, представив, что случилось с пескарем после его смерти или как бы он прожил свою жизнь, если бы изменил свои принципы. Это задание способствует развитию творческого мышления, умения сопереживать и выражать свои мысли.
2. Занимательный материал
1. Цитаты М. Е. Салтыкова-Щедрина: использовать цитаты писателя для иллюстрации его взглядов на общество и человека. Например: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».
2. Иллюстрации к сказке: Использовать иллюстрации разных художников для сравнения и обсуждения.
3. Видеофрагменты: показать короткие видеофрагменты, посвященные жизни и творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, или инсценировки отрывков из сказки.
4. Музыка: использовать музыку, отражающую настроение эпохи, в которую жил и творил Салтыков-Щедрин.
3. Сценка «Суд над пескарем»
Для активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать инсценировку фрагмента сказки в форме судебного заседания.
Действующие лица:
Судья
Прокурор
Адвокат
Свидетели (щука, рак, другие рыбы)
Пескарь (подсудимый)
Суть сценки:
Суд рассматривает дело пескаря, обвиняемого в трусости, бездействии и бесполезной жизни. Прокурор представляет доказательства вины подсудимого, свидетельствуя о том, что он не принёс никакой пользы обществу и прожил бессмысленную жизнь. Адвокат пытается оправдать пескаря, ссылаясь на его страх перед опасностью и инстинкт самосохранения. Свидетели высказывают своё мнение о пескаре, его жизни и поступках.
В конце сценки судья выносит приговор, который может быть как обвинительным, так и оправдательным. Важно, чтобы решение суда основывалось на аргументах, представленных обеими сторонами, и отражало понимание учащимися проблематики сказки.