Задание № 7. Синтаксические нормы.
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи.
Особенности косвенной речи.
Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение, которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП.
Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они - в разных падежах)
Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи, поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи.
Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл.
В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы.
Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. (Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)
Если прямая речь – повествовательное предложение, то в придаточной части косвенной речи используются союзы:
- что, если говорящий уверен в передаваемой информации(Они сказали, что собрание перенесли на понедельник);
- будто, как будто, если говорящий сомневается в достоверности информации (Они сказали, будто собрание перенесли на понедельник).
Если прямая речь- побудительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется союз чтобы.Если прямая речь- вопросительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется то же союзное слово, которое было в прямой речи ( как, когда, где и др.)
Разберём примеры.
Пример № 1 ( повествовательное предложение).
Прямая речь.
Светлана сказала: «Если бы ты знал, как мне многое нужно повторить, чтобы успешно сдать экзамен».
Косвенная речь.
Светлана сказала о том, что ей многое нужно повторить, чтобы сдать экзамен.
Пример № 2 (побудительное предложение).
Прямая речь.
Учитель объявил: «Ребята, сегодня после уроков вы должны прийти в актовый зал на встречу с преподавателями вузов»
Косвенная речь.
Учитель объявил о том, чтобы ребята после уроков пришли в актовый зал на встречу с преподавателями вузов.
Пример № 3 (вопросительное предложение).
Прямая речь.
Олег спросил: «Что нам задали по литературе?»
Косвенная речь.
Олег спросил о том, что им задали по литературе.
Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью.
Употребление местоимения в форме 1-го или 2-го лица, а не в форме 3-его лица.
Пример.Неверно.
Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.
ВерноПутник решил, что он лучше переждёт дождь в селении.
Неверно построенное сложное предложение с косвенной речью.
Пример.
Неверно.
Последнее, о чём она сказала мне по телефону, это о нашем предстоящем путешествии и о том, что необходимо для него подготовить.
Верно.
Последнее, о чём она сказала мне по телефону ,- это наше предстоящее путешествие, отметив, что необходимо для него подготовить.
Неправильное употребление союза в предложении, передающем побуждение к действию.
Пример
Неверно.
Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.
Верно.
Учитель предложил посадить несколько деревьев в школьном саду. (Можно передать косвенную речь и в форме простого предложения).
ИЛИ
Учитель предложил, чтобы все вместе посадили несколько деревьев в школьном саду.
Вывод.
На ЕГЭ чаще встречаются три ошибки в построении предложений с косвенной речью:
Неверное использование личного местоимения
Неверное использование средств связи (союзов) в СПП.
Неверное построение предложения с косвенной речью с синтаксической точки зрения.
Алгоритм выполнения задания № 7.
Предложения с косвенной речью.
Найдите предложение с косвенной речью.
Посмотрите, в какой форме употреблены в придаточном предложении личные местоимения. Если в форме 3-го лица, то нет ошибки. Если в форме 1-го и 2-го лица, то есть ошибка.
Посмотрите, правильные ли союзы и союзные слова использованы для присоединения придаточного к главному. Помните, что для каждого типа предложения по цели высказывания есть свои союзы и союзные слова.
Наконец, посмотрите, правильно ли построено сложное предложение, если неверно, то такое предложение «не звучит».
Помните, что в предложенных вариантах ответов может быть ДВА предложения с косвенной речью. Одно- верное, другое нет. Поэтому читаете все примеры до конца, не записывайте сразу в ответе номер первого предложения с косвенной речью, оно может быть правильным.