СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 7 на ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила выполнения заданий по русскому языку .Задание 7 - построение предложений с прямой речью

Просмотр содержимого документа
«Задание 7 на ЕГЭ»

Задание № 7. Синтаксические нормы.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи.

Особенности косвенной речи.

Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение, которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП.

Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они - в разных падежах)

Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи, поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи.

Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл.

В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы.

Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. (Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)

Если прямая речь – повествовательное предложение, то в придаточной части косвенной речи используются союзы:

- что, если говорящий уверен в передаваемой информации(Они сказали, что собрание перенесли на понедельник);

- будто, как будто, если говорящий сомневается в достоверности информации (Они сказали, будто собрание перенесли на понедельник).

Если прямая речь- побудительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется союз чтобы.Если прямая речь- вопросительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется то же союзное слово, которое было в прямой речи ( как, когда, где и др.)

Разберём примеры.

Пример № 1 ( повествовательное предложение).

Прямая речь.

Светлана сказала: «Если бы ты знал, как мне многое нужно повторить, чтобы успешно сдать экзамен».

Косвенная речь.

Светлана сказала о том, что ей многое нужно повторить, чтобы сдать экзамен.

Пример № 2 (побудительное предложение).

Прямая речь.

Учитель объявил: «Ребята, сегодня после уроков вы должны прийти в актовый зал на встречу с преподавателями вузов»

Косвенная речь.

Учитель объявил о том, чтобы ребята после уроков пришли в актовый зал на встречу с преподавателями вузов.

Пример № 3 (вопросительное предложение).

Прямая речь.

Олег спросил: «Что нам задали по литературе?»

Косвенная речь.

Олег спросил о том, что им задали по литературе.

Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью.

Употребление местоимения в форме 1-го или 2-го лица, а не в форме 3-его лица.

Пример.Неверно.

Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.

ВерноПутник решил, что он лучше переждёт дождь в селении.

Неверно построенное сложное предложение с косвенной речью.

Пример.

Неверно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону, это о нашем предстоящем путешествии и о том, что необходимо для него подготовить.

Верно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону ,- это наше предстоящее путешествие, отметив, что необходимо для него подготовить.

Неправильное употребление союза в предложении, передающем побуждение к действию.

Пример

Неверно.

Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.

Верно.

Учитель предложил посадить несколько деревьев в школьном саду. (Можно передать косвенную речь и в форме простого предложения).

ИЛИ

Учитель предложил, чтобы все вместе посадили несколько деревьев в школьном саду.

Вывод.

На ЕГЭ чаще встречаются три ошибки в построении предложений с косвенной речью:

Неверное использование личного местоимения

Неверное использование средств связи (союзов) в СПП.

Неверное построение предложения с косвенной речью с синтаксической точки зрения.

Алгоритм выполнения задания № 7.

Предложения с косвенной речью.

Найдите предложение с косвенной речью.

Посмотрите, в какой форме употреблены в придаточном предложении личные местоимения. Если в форме 3-го лица, то нет ошибки. Если в форме 1-го и 2-го лица, то есть ошибка.

Посмотрите, правильные ли союзы и союзные слова использованы для присоединения придаточного к главному. Помните, что для каждого типа предложения по цели высказывания есть свои союзы и союзные слова.

Наконец, посмотрите, правильно ли построено сложное предложение, если неверно, то такое предложение «не звучит».

Помните, что в предложенных вариантах ответов может быть ДВА предложения с косвенной речью. Одно- верное, другое нет. Поэтому читаете все примеры до конца, не записывайте сразу в ответе номер первого предложения с косвенной речью, оно может быть правильным.