Задания на формирование основ знаний
на уроках физической культуры
Умение: выявлять необходимость в выполнении физкультминутки, отбирать для неё физические упражнения.
Задание 1 (комплексное, базовый и повышенный уровни)
Примите участие в эстафете, в которой нужно отобрать карточки с ситуациями, требующими выполнения физкультминуток, и продемонстрировать нужные упражнения.
Используя считалки или указания учителя, распределитесь на две команды и займите исходную позицию. По команде учителя «Марш!» первые игроки обеих команд бегут к табличке с обозначением номера своей команды, берут из стопки карточек верхнюю, возвращаются в свою команду и передают эстафету следующему игроку, дотронувшись до него рукой.
Игра продолжается до тех пор, пока команды не соберут все карточки и не разложат их на две группы: «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НУЖНА» и «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НЕ НУЖНА».
(Если команда затрудняется оценить какое-либо действие, то эту карточку можно отложить в третью группу «НЕ ЗНАЕМ».)
Выберите одну из ситуаций, требующую выполнения физкультминутки. Выполните комплекс упражнений для этой ситуации.
Выполните комплекс упражнений для ситуации, указанной учителем.
Побеждает та команда, которая раньше подаст условный сигнал о готовности продемонстрировать результаты своей работы и допустит меньше ошибок.
Примечание: в ходе эстафеты используется следующий комплект из двенадцати карточек:
Умение: выявлять необходимость в выполнении физкультминутки, отбирать для неё физические упражнения.


Описание правильного ответа: 1) Все карточки разложены командой на две группы; при этом к группе «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НУЖНА» отнесено семь карточек: № 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, а к группе «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НЕ НУЖНА» — пять карточек: № 1, 2, 7, 8, 11; 2) Выполнен комплекс физкультминутки для одной из ситуаций: № 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12.
Примечание: примеры комплексов физкультминуток приведены в таблице 5.
Критерий достижения планируемого результата:
• базовый уровень: 1) к группе «НЕ ЗНАЕМ» отнесено не более трёх карточек; 2) среди оставшихся девяти верно промаркированы не менее шести карточек; 3) правильно выполнен один из комплексов физкультминутки (примечание: упражнения, демонстрируемые учащимися, могут отличаться от приводимых в таблице 5);
• повышенный уровень: 1) все 12 карточек промаркированы верно; 2) правильно выполнены оба комплекса физкультминуток (самостоятельно выбранный и указанный учителем) (примечание: упражнения, выполненные учащимися, могут отличаться от приводимых в таблице 5).
Примеры упражнений для комплексов физкультминуток к заданию 1
Карточка с ситуацией | Пример |
3. Ухудшилось внимание | Общеразвивающие упражнения динамического характера на различные группы мышц 1. и. п. — о. с. Ходьба на месте с высоким подниманием колен (выполняется энергично в течение 10—15 с). 2. и. п. — о. с., голова опущена. 1—2 — глубокий вдох, руки вверх, потянуться; 3—4 — наклониться вперед, руки опустить вниз, выдох (повторить 3—4 раза). 3. и. п. — о. с., руки перед грудью, согнуты в локтях. 1—2 — рывки руками назад; 3—4 — выпрямляя руки, рывки назад (повторить 5—б раз). 4. и. п. — о. с., голова опущена. 1—2 — глубокий вдох, руки вверх, потянуться; 3—4 — наклониться вперёд, руки опустить вниз, выдох (повторить 3—4 раза). 5. и. п. — о. с. пружинистые приседания. 1 — присесть, руки вперёд; 2 — и. п. (повторить 5-6 раз). 6. и. п. — о. с., голова опущена. 1—2 — глубокий вдох, руки вверх, потянуться 3—4 — наклониться вперёд, руки опустить вниз, выдох (повторить 3—4 раза) |
4. Веки стали тяжелыми | Упражнения с элементами релаксации 1. и. п. — сесть на стул, руками взяться за сиденье стула, закрыть глаза. 1—2 — подтягивая руками туловище к сиденью, повернуть голову влево; 3—4 — и. п.; 5—б — подтягивая руками туловище к сиденью, повернуть голову вправо; 7—8 — и. п. (повторить 5—6 раз). 2. и. п. — о. с., руки расслаблены, глаза закрыты. 1 — поворот влево, руки по инерции двигаются влево, хлёст; 2 — и. п.; 3 — поворот вправо, руки по инерции двигаются вправо, хлёст; 4 — и. п. (выполнять в удобном темпе, в течение 20—30 с). 3. и. п. — сесть на стул, руки положить на колени. 1—4 — частые моргания веками; 5—8 — закрыть глаза и спокойно сидеть (повторить 5—6 раз). 4. И. п. — о. с., руки согнуты в локтях. Бег в спокойном темпе (15—20 с). 5. И. п. — о. с., голова опущена. 1—2 — глубокий вдох, руки вверх, потянуться; 3—4 — выдох, и. п. (повторить 3—4 раза) |
5. Мышцы спины устали | Упражнения для мышц спины динамического характера 1. и. п. — сесть на край стула, ноги вместе, выпрямлены, руки на коленях. 1 — прогнуться назад, руки вверх, спиной коснуться спинки стула; 2—и. п.; 3—4 — повторить упражнение (3—4 раза). 2. и. п. — встать сзади стула, наклониться вперед и положить руки на спинку стула. 1—3 — пружинистые наклоны вперёд, опираясь руками о спинку стула; 4— и. п. (повторить 3—4 раза). 3. и. п. — встать сзади стула и руки положил, на спинку стула. 1—3 — пружинистые приседания, опираясь руками о спинку стула; 4 — и. п. (Повторить 3—4 раза). 4. и. п. — сесть на край стула, ноги вместе, выпрямлены, руки согнуты в локтях за головой. 1—3 пружинистые наклоны вперёд; 4 — и. п. (повторить 3—4 раза). 5. и. п. — сесть на стул, ноги слегка разведены, руки на коленях. 1—2 — глубокий вдох, руки вверх, потянуться; 3—4 — выдох, и. п. (повторить 3—4 раза) |
6. Ухудшилось настроение | Упражнения из ритмической гимнастики (желательно под музыку) 1. «Походка гномов». и. п. — о. с. 1—2 — носки в стороны, два шага вправо на полусогнутых ногах, обе руки к левому плечу; 3—4 — носки вовнутрь, два шага на полусогнутых ногах влево, обе руки к правому плечу (повторить 2—3 раза). 2. «Танец гномов». и. п. — полуприсед, ноги врозь, руки на бёдрах. 1 — наклон туловища вправо; 2 — кивок головой вправо; 4 — выпрямить голову в и. п.; 4 — выпрямить туловище и принять и. п. (повторить 5—6 раз). 3. «Маятник» и. п. — о. с., ноги врозь. 1 — наклон головы вправо; 2 — наклон головы влево (повторить 5—6 раз). 4. «Пьеро». и. п. — о. с., ноги врозь, руки вытянуты вперёд ладонями книзу. 1 — поднять правое плечо, ладонь вверх; 2 — опустить плечо, ладонь вниз; 3 — поднять левое плечо, ладонь вверх; 4 — опустить плечо, ладонь вниз (повторить 5—6 раз). 5. «Лови комара». и. п. — о. с., ноги врозь. 1 — слегка согнуть колени и, повернувшись влево, хлопнуть в ладоши 2—и. п.; 3 — Слегка согнуть колени и, повернувшись вправо, хлопнуть в ладоши; 4 — и. п. (повторить 5—6 раз). 6. И. п. — о. с., голова опущена. 1—2 — глубокий вдох, руки вверх, потянуться 3—4 — выдох, и. п. (повторить 3—4 раза) |
9. Глаза слипаются, хочется спать | Тот же комплекс, что и для карточки 4 |
10. Пальцы рук устали | Упражнения для мышц пальцев и кисти в основной стойке (выполняется с произвольной дозировкой) 1. Сжимание и разжимание пальцев, руки внизу. 2. Сжимание и разжимание пальцев, руки перед собой. 3. Сжимание и разжимание пальцев, руки в стороны. 4. Сжимание и разжимание пальцев, руки внизу. 5. И. п. — о. с., голова опущена. 1—2 — глубокий вдох, руки вверх, потянуться; 3—4 — выдох, и. п. (по 3— раза). |
12. Устали мышцы плеч | Упражнения для мышц динамического характера плечевого пояса 1. И. п. — о. с., руки согнуты в локтях и прижаты к плечам. 1—4 — круговые движения руками вперёд; 5—8 — круговые движения руками назад (повторить 3—4 раза). 2. и. п. — о. с. 1 — плечи поднять вверх; 2 — плечи опустить, и. п. (повторить 5—6 раз). 3. и. п. — о. с., руки в стороны. 1—4 — круговые движения руками вперёд; 5—8 — круговые движения руками назад (повторить 3—4 раза). 4. И. п. — о. с. 1 — левое плечо поднять вверх, правое опустить вниз; 2 — правое плечо поднять вверх, левое опустить вниз (повторить 5—6 раз). 5. И. п. — о. с., голова опущена. 1—2 — глубокий вдох, руки вверх, потянуться; 3—4 — выдох, и. п. (повторить 3—4 раза) |
Методический комментарий к заданию 1
Если учащиеся выбрали одну из ситуаций — № 3, 4, 6 или 9, целесообразно предложить им выполнить упражнения к ситуациям № 5, 10 или 12 (на снятие локального утомления), и наоборот, если демонстрируются упражнения к ситуациям № 5, 10 или 12, целесообразно предложить им дополнительно выполнить упражнения к ситуациям № 3, 4, 6 или 9 (на снятие общего утомления).