Урок: М(АСМК) | Дата: | Kлас: 7 |
Tэма: Загадкі Старажытнага Егіпта: літаратура і музыка |
Сувязь з папярэднімі ведамі: Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Старажытнага Егіпта |
Мэта ўрока:фарміраванне ў вучняў агульнага ўяўлення аб літаратуры і музыцы Старажытнага Егіпта. Задачы:— пазнаёміць з асноўнымі жанрамі літаратуры Старажытнага Егіпта (рэлігійныя гімны і павучанні); — прасачыць узаемасувязь музычнага мастацтва з рэлігійнымі абрадамі і масавымі гуляннямі; — ахарактарызаваць асаблівасці ўвасаблення вобразаў перапісчыкаў і музыкаў у выяўленчым мастацтве Старажытнага Егіпта; — удасканальваць уменне характарызаваць асаблівасці сюжэтаў і вобразаў старажытнаегіпецкага мастацтва; — удасканальваць культуру ўспрымання мастацкіх твораў мінулых эпох |
Ход урока (метады і заданні): Арганізацыйны момант. Актуалізацыя ведаў: літаратура і музыка План тэмы | Дзейнасць настаўніка | Дзейнасць вучняў | Успрыманне і абмеркаванне Мастацкіх твораў Старажытнага Егіпта. | Арганізацыя прагляду і абмеркавання работ | Успрымаюць і абмеркоoваюць мастацкія творы Старажытнага Егіпта | Работа з тэкстам навучальнага дапаможника | Арганізацыя работы з тэкстам | Чытаюць тэкст § 9, с. 44—49 па плану: Старажытнаегіпецкая міфалогія. Старажытнаегіпецкія апавяданні і казкі. Рэлігійныя гімны і павучанні як асноўныя жанры літаратуры. Нараджэнне пісьменства. Іерогліфы — аснова старажытнаегіпецкага пісьменства. Узаемасувязь музычнага мастацтва з рэлігійнымі абрадамі, масавымі святкаваннямі. Музычныя інструменты. Выявы пісараў і музыкаў у скульптуры і жывапісе. | Гутарка — абмеркаванне ладу жыцця егіпцяніна старажытных часоў. | Арганізацыя гутаркі | Удзельнічаюць у гутарцы | Мастацкі пераказ старажытнаегіпецкага міфа (на выбар) з выкарыстаннем ілюстрацый (групавая работа). | Арганізацыя групавой работы па мастацкаму пераказу старажытнаегіпецкага міфа і яго ацэнцы | Выступы навучэнцаў. Дадатак 1. | Конкурс на лепшы малюнак егіпецкіх іерогліфаў (матэрыял на выбар). | Арганізацыя работы | Працуюць індывідуальна | |
Матэрыялы і дыдактычныя дапаможнікі:1. Дапаможнік. § 9, с. 44-49. 2.Мастацка-ілюстрацыйны матэрыял: Скульптура: Рэльеф «Пісары з інструментамі для пісьма»; Стэла егіпецкай прынцэсы Неферэціябет з грабніцы з іерогліфамі (Гіза), каля 25 ст. да н. э.; Рэльеф «Сляпы арфіст» з грабніцы Па-Атэн-емхеба (Сакара), сяр. 3 тыс. да н. э. Жывапіс: Роспіс з грабніцы Рэхміра «Музыкі» (Фівы), 15 ст. да н. э.; Роспіс з грабніцы Нахта «Сляпы арфіст» (Фівы), 15 ст. да н. э. Літаратура: Папірус «Сказание Синухё» (сюжэт), 20—17 стст. да н. э.; Папірус «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» (сюжэт), 20—17 стст. да н. э. Адлюстраванне старажытнаегіпецкага мастацтва ў культуры наступных эпох: Егіпецкая «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» як сюжэтная аснова казкі «Семь путешествий Синдбада-морехода». |
http://teremok.in/Mifologija/mifi_egipet/mif_zemlja.htm
Миф о сотворении мира
Когда-то очень давно не было ничего, кроме громадного океана Хаоса — Нун. Но свершилось чудо и из воды явился первый бог Атум. Он делает холм, и садится на него, раздумывая о сотворении мира. Атум создает бога ветра — Шу и богиню дождя и воды — Тефнут, что смогла бы управлять океаном. Но в темноте, которая тогда властвовала во Вселенной, он теряет своих детей. В надежде отыскать пропажу Атум вырывает свой глаз и отправляет его в глубины Нуна. Не дождавшись возвращения своего ока, бог делает себе другое.
Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но,увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Потом из воды появился белый лотос, из цветка вышел Ра. Солнечный бог осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. После падения на землю слезинки превратились в людей.
Царствование Осириса и заговор Сета
Нут за пять дней, выигранных Тотом у Луны, рожает пять детей. Самым первым был Осирис-главный властитель, а вслед за ним рождается его брат Гор. Третьим же раньше положенного срока из бока богини неба появляется злобный Сет — бог войн, природных катастроф и пустыни. У него была звериная голова и страшные красноватые глаза и волосы. Четвертой Нут родила Исиду — богиню любви и семьи, полюбившую своего супруга и брата Осириса еще до рождения. Последней у матери родилась Нефтида — покровительница душ загробного мира, ставшая женой Сета.
На земном престоле воссел Осирис. В то время жители Египта были варварами, но Осирис вместе с Тотом обучили людей письменности, языкам, строительству, искусству и различным ремеслам. При правлении мудрого бога наступил Золотой век. И тогда Осирис пошел просвещать население других земель, оставив вместо себя на троне жену Исиду. Богиня при помощи Тота дала людям магию, медицину и целительство, передав женщинам знания о семейной заботе и ведении хозяйства.
Позже Осирис вернулся, за это время Сет тайно полюбил его супругу Исиду и желал убить брата, чтобы восседать на престоле. Бог пустынь организует заговор против Осириса, и берет себе в помощники 72 демона, проявляющих неприязнь к царю. Они устраивают пир, на котором обманным путем запирают Осириса в специально изготовленный ящик и бросают его в быстрые воды реки.
Как появился Анубис
До убийства своего брата злобным Сетом, Нефтида воспылала любовью к Осирису. Она, желая разделить ложе с могущественным богом, пришла к нему ночью в виде супруги Исиды. Позже от данной пары на свет появляется бог Анубис- защитник душ умерших.
Изменив Сету, Нефтида опасается его мести и убийства маленького Анубиса. Тогда богиня обманывает своего мужа и уверяет, что это именно его ребенок.
В другом варианте этого мифа, Нефтида бросает малыша сразу после рождения. Анубиса вырастила Исида, заручившись помощью собак.
Как боги играли в шашки
Нут была богиней неба. Она нередко перевоплощалась, как все боги. Больше всего ей нравился облик коровы. Ногами она опиралась о края земли. Ночью под ее брюхом роились звезды, ее дети, а между ними двигался серебряный диск луны. Днем по небесному Нилу на лодке проплывал бог солнца Ра, сопровождаемый многочисленной свитой. Голову Нут украшали крутые рога, которые были прекраснее самой затейливой прически. Ра нравилось время от времени выходить из лодки и отдыхать, сидя между ее рогами. Однажды, отдохнув, Ра поплыл по пути к вечеру. А Нут непочтительно махнула хвостом. Это очень задело бога солнца, он страшно разгневался и призвал бога мудрости Тота, который вел счет дням и записывал указы Ра. - Отныне на все 360 дней в году Нут лишается счастья материнства! — воскликнул Ра (а дней в году в то время было именно столько). Тот записал указ, заклеил его в, конверт, я сам превратился в птицу ибис, взлетел к уху Нут и сообщил ей эту печальную новость. От горя из глаз Нут хлынули слезы и пролились ливнем на землю. Ведь она мечтала быть матерью не только звезд, а и богов. — Не печалься, Нут, я помогу тебе. Любой указ можно обойти хитростью. Тот спустился к богине луны, которая днем очень скучала, и предложил ей сыграть в шашки. Богиня с радостью согласилась, но... партию проиграла. — Чем же я расплачусь с тобою? — А ты отдай мне самую малость своего времени, такую, чтобы Ра даже не заметил. Луна заплатила двадцатью минутами света, надеясь назавтра отыграться. Но разве можно обыграть бога мудрости в шашки! Долг луны рос. Минуты складывались в часы, часы в дни. И когда они закончили 360-ю партию, выигрыш Тота составил целых пять суток! Он забрал свой выигрыш, превратился в ибиса и подлетел к уху Нут: — Вот тебе пять дней. Теперь ты можешь создать богов. И Нут создала двух братьев — Осириса и Сета и двух сестер — Исиду и Нефтиду, которые конечно же стали богами. Ра пришлось смириться. Ведь игра была честной, и эти дни по праву принадлежали богу мудрости. Бог солнца простил Нут и снова время от времени стал отдыхать между ее рогами. С тех пор лунный год укоротился и стал равным 355 дням. А к солнечному году добавились пять дней, посвященных Тоту.
Несправедливое решение
По праву сильного Сет царствовал в Египте. Но вырос и возмужал Гор — законный наследник Осириса. Он обратился к суду богов в поисках справедливости: сан царя должен принадлежать ему, Гору.
— Гор прав миллион раз, отдадим корону Гору, — сказал мудрый Тот.
— Пусть Тот возложит корону на его главу, — предложил бог воздуха Шу.
Крик радости вырвался из груди Исиды.
Но верховный судья Ра страшно рассердился, потому что желание его заключалось в том, чтобы оставить корону у Сета, хоть это и было несправедливо. И Сет, почувствовав поддержку Ра, закричал:
— Я готов сразиться с Гором. Кто победит — тот царь!
— Так мы не распознаем неправого. Мне ясно: право на стороне Гора, —возразил Тот.
— Сан царя слишком высок для этого юноши, — сказал Ра.
— Ты не по-божески решаешь! — дружно закричали боги.
Ра обиделся, ушел в свою беседку и лег на спину. И богам пришлось отправиться по своим жилищам. Так сорвалось собрание суда. И у богов, так же как у бравших с них пример людей, суд был далеко не всегда скорым и правым.
Тяжба Сета и Гора тянулась целых... восемьдесят лет. Вот как долго справедливость не могла победить силу. Силою своею и поддержкой Ра злой и хитрый Сет пользовался постоянно. Недовольный строптивыми богами, он закричал однажды:
— Как схвачу я мой тяжелый скипетр и стану убивать каждый день по одному из вас!
Ра даже не приструнил раскричавшегося Сета. А боги испугались. Лишь Исида обрушила гневные упреки на несправедливого Ра и на пугливых богов. Сет разгневался пуще прежнего:
— Клянусь владыкой вселенной, —кричал он, — я не буду участвовать в этом суде, пока Исида находится в нем!
И что же решил Ра? Нет, он не выгнал из Зала справедливости распоясавшегося нахала, а повелел всем богам:
— Переправляйтесь на Срединный остров, там продолжим суд, а перевозчику Анти скажите: «Не переправляй ни одной женщины, похожей на Исиду».
Вот какое несправедливое решение принял Ра. А Исида сначала заплакала от горя: ведь боги, уставшие от долгой тяжбы, могут согласиться с несправедливым решением, когда ее не будет. Ради сына она была готова на все и решила хитростью проникнуть на Срединный остров.
Хитрость Исиды
| Боги перебрались на Срединный остров и, прежде чем судить да рядить, уселись за трапезу. А красавица Исида превратилась в старую сгорбленную женщину. Она подошла к Анти-перевозчику и попросила: — Переправь меня на остров, я несу в горшке пищу, а в руках хлеб для сына, который там пасет скот. — Мне приказали не переправлять женщин, — ответил Анти. — Но ведь тебе сказали только про Исиду... — Твоя правда. А что ты мне дашь за переправу? — Я дам тебе хлеб. — Не буду я рисковать только ради хлеба. — Тогда возьми в придачу мой золотой перстень. Анти, между прочим тоже бог, позарился на золото и перевез на остров Исиду. Там она прибегла к своей колдовской силе и превратилась в девушку, красивее которой не было во всей стране. Сет оставил трапезу и подбежал к ней, потому что страстно полюбил красавицу: — Я хочу побыть с тобою, прекрасная девушка! — воскликнул он. Но Исида сказала: — Выслушай меня сначала. Я была женой пастуха и родила сына. Мой муж умер, а сын стал стеречь скот своего отца. И вдруг приходит чужой человек и кричит сыну: «Я изобью тебя, отниму скот, а тебя вышвырну вон». Рассуди нас. — Неужели следует отдать скот чужому человеку, когда жив сын мужа, наследник, — сказал Сет. — Надо хватить пришельца дубиной по голове и вышвырнуть его вон, а посадить твоего сына на место его отца! Прекрасная девушка вдруг превратилась в коршуна. Она взлетела на вершину акации, под которой пировали боги, и крикнула так громко, чтобы все слышали: — Вот слова Сета, которыми он осудил сам себя! Но Ра и на этот раз прислушался не к голосу справедливости, а к разозлившемуся пуще прежнего Сету: — Пусть приведут Анти и накажут за то, что он перевез Исиду! — потребовал он. Бедного Анти привели, связали, положили на доску и палками отбили пятки, да так сильно, что он на всю жизнь остался хромым. И тогда Гор решил: «Так можно всю жизнь провести в суде, состариться и не добиться справедливости. За справедливость нужно бороться!» |