МКОУ «Тангуйская СОШ»
1 класс
Урок письма
«Заглавная буква
Ж»
Составила учитель
начальных классов
I категории
Соловьева
Татьяна Богдановна
с. Тангуй
6.02.2009 г.
Цель:
- научиться обозначать звуки [ж] на письме, упражнение в написании заглавной буквы Ж, письмо буквы «Ж» в соединении с другими буквами;
- упражнение в употреблении буквы Ж заглавной;
- повторение правила написания слога жи;
- формировать безотрывность, линейность письма;
- развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление;
- воспитывать гигиенические навыки письма, умение работы в прописи; умение слушать друг друга.
Оборудование: Словарик, карточка со словарным словом «собака», тренинговые карточки со словарными словами, собачка, картинки собачки.
Ход:
I. Организационный момент.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ручки,
Разомните пальчики,
Сейчас мы будем в тетрадях писать
И букву новую запоминать!
II. Повторение. Игра «Тренируем память» (чтение текста про жука).
- Какие слова запомнили?
- Какой звук встретился почти в каждом слове?
- Что вы знаете об этом звуке?
III. Постановка темы и цели.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (писать заглавную букву Ж)
IV. Работа над новой темой.
- Почему заглавную букву? (строчную умеем писать)
- А для чего нужны заглавные буквы? (открыть тетради и посмотреть)
V. Подготовка руки к письму (красим забор, курочка клюет зернышко, растираем ладошки).
VI. Знакомство с написанием новой буквы.
1) Письмо элементов, графический анализ буквы.
- Посмотрите, кто же нам будет помогать на уроке?
- А почему у него на курточке заглавная Ж?
- Как его могут звать? (Жора, Женя, Жан)
Обведение элементов этой буквы и узора в широкой строке.
- Попробуйте определить отрывно или безотрывно пишется эта буква, для этого обведите эту букву на курточке человечка. (ответы)
2) Предупреждение ошибок (образцы ошибок, их разбор).
3) Знакомство с написанием буквы.
- Показ учителем на доске написания.
- Обведение в воздухе (письмо в воздухе).
- Письмо буквы в прописи (поставьте (.) под самой красивой буквой).
VII. Чтение слогов с доски с буквой Ж.
1) ЖО ЖА ЖУ ЖЕ ЖИ
2) Игра «Тренируем память». Вспомните текст, звучавший в начале урока и дополните эти слоги до конца словами из текста. Чтение слогов в прописи и договаривание их до целых слов (жара, жук, жизнь, жаба, жужелица, живот, жатва, жутко, жираф, жарить, животные).
VIII. Письмо слогов и слов с данной буквой.
1) Анализ написания слогов, письмо их в прописи.
2) Анализ схемы и слова Женя, запись слова и закрашивание схемы.
IX. Физминутка «Хомка».
X. Работа над словарным словом (человечек Словарик).
Он принес нам новое слово.
1) Собери слово из слогов БА СО КА (игра).
-
Попробуйте узнать, какое это слово? (если трудно – загадка)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
2) Лексическое значение слова.
Собака – это домашнее животное семейства псовых, используется человеком для охраны, на охоте, в упряжке.
3) Зрительное восприятие слова (карточка со словарным словом вывешивается на доску):
4) подбор однокоренных слов
- А чтобы не было нашему слову скучно, давайте мы подберем ему родственников: собака, собаченька, собачий, собачник, собачонка (выделить корень)
- Какая буква пишется во всех этих словах в корне?
Вывод: как бы не изменяли слово, в этом слове всегда нужно писать букву О.
5) Обведение этого слова в тетради с выделением буквы О – красным цветом.
6) Составление предложений с этим словом. Например: У нас жила собака Жучка. (Анализ предложения и запись)
Самостоятельно (самопроверка с доски)
XI. Работа с предложением.
1) Чтение следующего предложения.
- Почему слово Рыжик с заглавной буквы?
- Любят ли собаки кошек?
- Про людей, которые часто ссорятся, говорят, что они «живут как кошка с собакой» (работа по смыслу).
Но бывают исключения. Давайте прочитаем слова с доски.
Собакой, с, дружил кот.
- Это предложение? Поменяйте слова местами, чтобы получилось предложение: списывание с печатного текста после разбора в свободной строке. (Кот дружил с собакой)
2) Ребус.
- Разгадайте слово. Какое получилось слово? (Ж-анна – Жанна)
- Как его нужно написать? (с заглавной буквы)
- Что заметили? (нн)
- Запись данного слова.
XII. Повторение пройденного.
Человечек Словарик приготовил еще одно задание карточки-малышки «Повторяй-ка!»
- Читаем слова в карточках (к..р..ндаш, М..сква, р..бина).
- Какие это слова? (словарные)
- Вставьте буквы и вложите карточки в ваши тетради.
XIII. Итог:
- Что нового узнали?
- Какое правило повторили?
- Чему учились?
- А чтобы вы не забыли это слово, Словарик вам приготовил вот такие подарки (картинки с изображением собаки в букве О).
XIV. Рефлексия (покажите свои глаза, изобразите мимикой на лице, понравился ли вам урок).