СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закаливание организма

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Закаливание организма»

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА

ЗАКАЛИВАНИЕ Закаливание  - это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура. Закаливание предполагает намеренное использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды. При закаливании повышается неспецифический иммунитет. Виды закаливания: 1. Пассивное — проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается. 2. Активное — систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.).

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание  - это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Закаливание предполагает намеренное использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды.

При закаливании повышается неспецифический иммунитет.

Виды закаливания:

1. Пассивное — проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается.

2. Активное — систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.).

Факторы закаливания: солнце воздух вода Основными принципами закаливания являются: систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов); постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур; проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка; учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка; возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

Факторы закаливания:

  • солнце
  • воздух
  • вода

Основными принципами закаливания являются:

  • систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов);
  • постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;
  • проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка;
  • возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

Специальные закаливающие процедуры

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ

При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность. Нельзя злоупотреблять солнечными лучами.

Правила:

  • Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Нельзя их принимать натощак.
  • Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Не следует для этого использовать резиновые плавательные шапочки или туго обвязывать ее полотенцем; это затруднит теплоотдачу с головы и создаст угрозу перегревания.
  • Солнечные ванны лучше принимать в движении — ходьбе, работе в саду или огороде, гребле на лодках и т. п. Это облегчит работу механизмов терморегуляции.
  • После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20–25 градусов Цельсия), а затем на 20–30 минут перейти в тень и отдохнуть.
  • Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей со слабо пигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить.
  • Необходим контроль за самочувствием детей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких детей нужно немедленно перевести в тень и дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность ванн для них следует ограничивать.
  • Показателем эффективности солнечных ванн служит самочувствие ребенка. Если он с удовольствием идет на солнце, если он бодр и жизнерадостен; с аппетитом ест и хорошо спит, то это значит, что солнечные лучи пошли ему на пользу.
Воздушные ванны   Применение воздушных ванн требует выполнения определенных правил: Они принимаются не позже чем за 1 час до и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак. Воздушные ванны можно принимать практически в любое время; оптимальным является время от 8 до 18 часов. Рекомендуется сочетать их с умеренной мышечной активностью — ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т.п. Место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра. Для школьников не рекомендуется более  2 воздушных ванн в один день. Во время воздушных ванн необходим контроль  за самочувствием детей. неблагоприятного влияния на организм являются:  при теплых воздушных ваннах — резкое покраснение  кожи и обильное потоотделение, при холодных

Воздушные ванны

Применение воздушных ванн требует выполнения определенных правил:

  • Они принимаются не позже чем за 1 час до и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак.
  • Воздушные ванны можно принимать практически в любое время; оптимальным является время от 8 до 18 часов.
  • Рекомендуется сочетать их с умеренной мышечной активностью — ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т.п.
  • Место для приема воздушных ванн должно быть
  • защищено от резкого ветра.
  • Для школьников не рекомендуется более
  • 2 воздушных ванн в один день.
  • Во время воздушных ванн необходим контроль
  • за самочувствием детей.
  • неблагоприятного влияния на организм являются:
  • при теплых воздушных ваннах — резкое покраснение
  • кожи и обильное потоотделение, при холодных

Водные процедуры

Закаливание носоглотки

Носоглотка   — одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). Не следует укутывать шею шарфами. В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренним поверхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет обтекать его и нагреваться; это исключит охлаждение миндалин и горла.

Обливание стоп

Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания — 25–30 сек. Температура воды вначале 28–27 градусов, через каждые 10 дней ее снижают на 1–2 градуса; конечная температура не должна быть ниже 10 градусов Цельсия. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуют проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Ножные ванны

Ноги погружают в таз с водой. Начальная температура воды — 30–28 градусов, конечная — 15–13 градусов; она снижается через каждые 10 дней на 1–2 градуса. Длительность первых ванн — не более 1 минуты, а в конце — до 5 минут; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Контрастные ножные ванны

В один таз наливают горячую (38–40 градусов), а в другое — холодную (30–32 градуса) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5–2 минуты, а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5–10 секунд. Такую смену произвести 4–5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1–2 градуса и к концу курса закаливания доводят до 15–12 градусов. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 секунд. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8–10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.

Обтирание

Оно проводится махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании — от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру и т. д.). Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность всей процедуры — от 1 до 2 минут. Температура воды снижается на 1–2 градуса через каждые 10 дней. Для младших школьников начальная температура зимой 32–30 градусов, летом — 28–26, конечная температура соответственно 22–20 и 18–16 градусов Цельсия. Для школьников среднего и старшего возраста зимой она равняется 30–28, летом — 26–24 градуса; конечная соответственно 20–18 и 16–14 градусов Цельсия. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой — в помещении, летом на открытом воздухе (при открытых окнах).

Обливание туловища

Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20–25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30 градусов, летом — не ниже 28 градусов, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18 градусов. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов начальная температура воды зимой 28 градусов, а летом — 24 градуса, конечная соответственно 20 и 15 градусов. Общая длительность процедуры — 60–90 секунд. После обливания надо насухо вытереть тело. Для детей ослабленных или перенесших тяжелое заболевание, для подростков в период полового созревания рекомендуется обливание заменить обтиранием.

Купание в открытых водоемах

Очень эффективное средство закаливания (и укрепления здоровья), так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода. Его преимущество еще и в том, что оно предполагает овладение школьниками жизненно важным умением плавать.

При купании надо соблюдать следующие правила:

  • Обеспечить безопасность детей. Место купания должно быть с ровным и чистым дном, без камней и коряг, без ям и водоворотов, со спокойным, медленным течением. Нельзя разрешать нырять в водоемах с непроверенным дном. Во время купания необходим строгий контроль за детьми со стороны старших; один из них должен быть в воде с детьми. Место купания должно быть четко размечено; не разрешать заплывать за его пределы. Необходимо наличие и готовность спасательных средств. Перед купанием необходим инструктаж детей о правилах поведения на воде.
  • Купаться можно не раньше чем через 1–1,5 часа после еды и не позже чем за 1 час до нее. Нельзя купаться натощак.
  • Купание лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успеет прогреться.
  • В воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч и др.
  • Во время купания необходим контроль за самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения — бледность и синюшность кожи, «гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь — немедленно прекратить купание, вывести детей из воды и организовать для них энергичные физические упражнения для разогревания. В случае очень сильного охлаждения наряду с физическими упражнениями рекомендуется горячее питье и теплая одежда.
  • Нельзя разрешать школьникам входить в воду потными и разгоряченными. Нужно дать время им остыть и только потом входить в воду. Если ребенок озяб, то перед купанием при помощи физических упражнений и игр его нужно разогреть и только тогда разрешить входить в воду.
  • После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени.
Закаливание  — это тренировка организма для повышения его устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды- низкой или высокой температуре воздуха с целью совершенствования системы терморегуляции. Закаливание воспитывает твердый характер, настойчивость, укрепляет волю. Каждому при закаливании важно придерживаться трех принципов: занятия проводить регулярно; постепенно увеличивать физические и холодовые нагрузки как по сложности, так и по времени; правильно соблюдать дозировку процедур . Оздоровительные процедуры  З А К А Л И В А Н И Е

Закаливание  — это тренировка организма для повышения его устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды- низкой или высокой температуре воздуха с целью совершенствования системы терморегуляции. Закаливание воспитывает твердый характер, настойчивость, укрепляет волю.

Каждому при закаливании важно придерживаться трех принципов:

  • занятия проводить регулярно;
  • постепенно увеличивать физические и холодовые
  • нагрузки как по сложности, так и по времени;
  • правильно соблюдать дозировку процедур .

Оздоровительные процедуры З А К А Л И В А Н И Е