6
Конспект открытого урока
«Перспективная начальная школа»
1 класс
Эреджепова Раиса Анверовна,
учитель начальных классов МКОУ «СОШ №14»
Тема: «Заклички. Обращение к природе»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представления об игровом характере малых жанров фольклора - загадках; для формирования умений узнавать литературный прием «сравнение»; способствовать воспитанию культуры речи.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: стремится к взаимопониманию детей и взрослых, проявлять стремление к успешности в учебной деятельности; проявляют чувство любви к природе родного края.
Метапредметные УУД: регулятивные - принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные - пользуются словарными пояснениями учебника - выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); коммуникативные - преодолевают эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
Предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе.
Образовательные ресурсы: презентация по теме урока, интерактивная доска, костюмы Зимы и Весны, фонограмма звуков весны.
Страницы: (учебник) с. 20-21; (тетрадь) с. 13-14, № 1-5.
Ход урока
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
(Приветствие гостей) Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. И поздороваемся необычно, а небольшой песней. «Здравствуйте, гости, здравствуйте, все, здравствуйте, все, здравствуйте, все!»
У: - Какие вы молодцы! Добрый день, друзья! Добрый день солнцу и птицам .
Добрый день улыбчивым лицам!
Каждый становится добрым , доверчивым,
Пусть добрый день длится до вечера.
Улыбнитесь друг другу, хорошего вам настроения! Начинаем наш урок литературного чтения.
Начинается урок,
Как всегда, пойдет он впрок.
Постарайся все понять,
Если хочешь умным стать!
2. Отработка навыка чтения
Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами традиционная речевая разминка
1. Дыхательная гимнастика. (Слайд )
а)Чтение чистоговорок.
Амина громко читает, все вместе повторяем.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ать-ать-ать - мы пойдем гулять.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Су-су-су - было холодно в лесу.
2. Чтение слов в рабочей тетради (с. 13, № 1).
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока
1)-Куда же мы держим путь вместе с нашими героями Машей и Мишей?
— Посмотрите на карту путешествия. (слайд №2) С кем из обитателей огородов Бабы -Яги мы уже знакомы? (Встретились с Репейниками — узнали, что такое докучная сказка. Встретились с Ромашками — узнали секреты считалок. Встретились с Одуванчиками — узнали тайны загадок и то, как они построены.)
Урок нам надо продолжать,
Предлагаю поиграть,
Поработать в паре дружно:
Вам закрыть ответы нужно. (слайд №3)
2). Работа в парах.
— Поиграем в литературное лото.
Детям раздают карточки-лото по одной на парту. Ответы закрывают фишками).
— Догадайтесь, о чем идет речь.
1. Золотое решето черных домиков полно. (Загадка.) (слайд №4)
2. Рассказать тебе сказку?
— Расскажи!
—Ты говоришь «расскажи», я говорю «расскажи». Рассказать тебе сказку?
— Не надо!
— Ты говоришь «не надо», я говорю «не надо». Рассказать тебе сказку?
— Отстань!
— Ты говоришь «отстань», я говорю «отстань». Рассказать тебе сказку?
(докучная сказка.) (слайд №5)
3. Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон.
Ты не веришь? Выйди вон! (Считалка.) (слайд №6)
4. Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток. (Дразнилка). (слайд №7)
5. Ази, двази,
Тризи, зизи,
Пятом, мятом,
Шума, рума,
Дуба, крест. (Древняя считалка.) (слайд №8)
- Какое слово осталось незакрытым? (Закличка.) (слайд №9)
- Встречалось ли вам такое слово? Как вы думаете, что такое заклички и для чего мы их будем изучать? Как надо читать заклички?
Д: - Закликать, значит звать кого-то, кликать.
У: - Давайте поставим перед собой цель на этот урок.
Д: - Узнаем, что такое заклички, научимся читать заклички. познакомимся с закличками.
4. «Открытие» детьми нового знания
Отгадайте загадку и узнайте, кого встретили Маша и Миша на своем пути.
Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце встанет,
Туда он и глянет. (Подсолнух.) (слайд №10)
У: - Мы продолжаем наше путешествие вместе с героями учебника. Откройте страницу 20. Какие герои сегодня нам будут помогать на уроке?
Д: - Кот Ученый и Самый Главный подсолнух из Огородов Бабы Яги.
У: - Прочитайте слова Кота (громко читает один ученик, остальные читают вместе с ним вполголоса).(Слайд )
У: - Так для чего нужны были заклички?
Д: - Природу уговаривали и упрашивали сделать так, как надо человеку.
У: - Да, люди обращались к природе уговаривали, упрашивали Давным-давно люди верили в то, что природа может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички. Как вы думаете, когда надо было уговаривать и упрашивать природу?
Д: - Если долго шли дожди – звали солнышко, если была засуха, звали дождик.
У: - Посмотрите сколько закличек! Вам надо выразительно прочитать заклички, данные в учебнике на страницах 20-21. Есть ли знакомые вам тексты? Работайте в парах: читайте заклички друг другу по очереди. Обратите внимание: в 4 закличке над словом ВЁДРЫШКО стоит звёздочка, внизу страницы вы прочтёте, что означает это устаревшее слово (ВЁДРО – хорошая погода).
Найдите, к кому обращаются в этих произведениях люди. (К божьей коровке, к дождику, к солнышку, к радуге-дуге.) (слайд №12)
5. Первичное закрепление
У: - Что же делали с помощью закличек?
Д: - Уговаривали, упрашивали природу сделать так, как надо человеку.
У: - Самый Главный Подсолнух спросил: - Кто догадался, когда какие заклички говорят?
1. Когда дождик зарядит, станет вредным для посевов, просят: … (солнышко и радугу)
2. Когда засуха, а дожди идут мимо, просят: … (дождик и радугу)
3. Чтобы узнать, какая завтра будет погода, просят: … (божью коровку)
У: - Кот уточнил задание: - Прочитайте все заклички к первому случаю. (№№ 4, 6)
- Прочитайте все заклички ко второму случаю. (№№ 2, 3, 5)
- Сколько закличек к третьему случаю? (№ 1)
- Какие заклички похожи между собой? Прочтите их выразительно, уговаривая природу!
Д: - Похожи между собой: №№ 2 и 3; №№ 5 и 6.
У: - Вернемся к тексту заклички на листе.
У: - Когда мы зовем кого-то, как человек узнает, что именно его зовут?
Д: - Мы к нему обращаемся.
У: - Найдите обращение в закличке, закрасьте его желтым цветом. А для чего мы можем звать?
Д: - Чтобы попросить о чем-то.
У: - Найдите в закличке просьбу, закрасьте голубым карандашом.
У: - Мальчики читают обращение хором, девочки – просьбу.
У: - Итак, назовите части заклички.
Д: - ОБРАЩЕНИЕ, ПРОСЬБА.
Задания № 4 (Т, с. 13–14) Цель заданий: закрепление представления о том, что закличка — это всегда обращение к силам природы, развитие способности к осмысленному чтению. Методика организации деятельности учащихся: • Читаем задание: к какому природному явлению подходит такое обращение? Впиши его название в текст заклички. • Просим повторить формулировку задания. • Читаем стишок. Предлагаем подумать, к какому природному явлению подходит такое обращение.(СЛАЙД )
• Организуем взаимопроверку: дети должны показать друг другу, какое слово они написали, а затем продемонстрировать, совпадают ли их мнения или они не согласны с мнением друг друга (например, взяться за руки, если мнения сошлись и дети готовы отвечать вместе).
Организуем взаимопроверку. Задание № 5 (Т, с. 14) Цель задания: задание носит контрольный характер, проверяем видение детьми жанровых признаков загадки и заклички. Методика организации деятельности учащихся: • Сами читаем стишок. • Читаем первую часть задания. Как же называется такой стишок: это загадка? закличка? Просим повторить его формулировку. • Предлагаем прочитать текст самостоятельно. • Обменяйтесь мнениями с соседом по парте: это загадка или закличка? Если пришли к одному мнению с соседом, напишите нужный ответ над стишком. • Организуем устную проверку выполнения: объясните, почему вы так считаете.
ФИЗМИНУТКА
А сейчас вас ждет сюрприз. Ребята приготовили маленький спектакль
У: - Учитель: Давайте разделимся на группы. Вспомните, как вы должны работать в группах.
Д: - Не ссориться, слушать друг друга, разговаривать вполголоса.
У: - Самый Главный Подсолнух сказал:
- Все справились отлично! Теперь сочините свою закличку с обращением к Зиме, чтобы она отступила, и к Весне, чтобы она скорее пришла. Не обязательно складную. Используйте подсказки:
Зимушка-зима, ...
Весна-красна, ... Удачи вам!
Д: - Зимушка-зима, отступи, отступи.
Весна-красная,
Весна-весняночка,
Приходи-наступи.
На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне, ее всегда ждали, встречали, кликали. Существуют даты, которые считаются наиболее подходжящими.Одна из них -22 мартва. По поверьям, 22 марта, в день весеннего равноденствия прилетают первые птицы и приносят на своих крыльях весну, и люди отмечают Жаворонки-заклички весны. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается люди «кликали весну», пели песни, пекли из теста фигурки жаворонков. Печеных птичек посылали родным, близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. Дети насаживали жаворонков на длинные палки, выбегали на улицу и выкрикивали заклички.
Дети становятся в круг и поют закличку:
Чувиль,виль,виль, жаворонушки.
Прилетите к нам, принесите нам
Лето теплое,весну красную.
Нам зима надоела, весь хлеб переела.
9. Рефлексия деятельности
У: - Что же нового вы узнали сегодня на уроке? (Закличка – это обращение к природе с просьбой).
-Для чего сочинялись заклички?
Праздник встречи весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками.Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом дерево выносили туда, где весну кликают. Вот наше обрядовое дерево.Если урок интересный и вам очень понравился-украсьте дерево ленточкой, если урок вам понравился, но вы не со всеми заданиями справились-украсьте бумажными цветочками, но если вам на уроке было скучно и вы ничего не поняли -украсьте колокольчиками.
- Самый главный подсолнух очень доволен вашей работой,
и в награду вам - его любимая песня и испеченные птицы-жаворонки: включить аудиозапись-пение жаворонка и раздать выпечку.
Не простые эти жаворонки. Они к счастью, к веселью и добру. Угощайтесь. А гостям мы подготовили яркие ленточки. Как сама весна, которые можно, загадав желание, повязать на нашем весеннем дереве и оно обязательно сбудется.
Спасибо за урок.
любимое стихотворение. Как вы думаете,
о чем оно? (О солнышке.)
Учащиеся читают стихотворение.
Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучу.
Не скрывайся в тучу –
Дождик нам наскучил.
Покажись нам, солнышко.
Посвети немножко,
Посвети немножко,
Просуши дорожки!
Обогрей нас, солнышко,
Яркими лучами,
Обогрей лучами,
Сделай силачами.