СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заключительный урок в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" (презентация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к заключительному уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" - "Нравственные уроки рассказа "Кавказский пленник". В презентацию включен материал по подготовке к сочинению по произведению. Считаю, что уже в 5 классе необходимо устанавливать высокие требования к сочинению как основополагающего способа развития связной речи

Просмотр содержимого документа
«Заключительный урок в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" (презентация)»

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЧИТАЕМ РАССКАЗ?  ЧТОБЫ ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. Т ОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»; ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ПОЛОЖИТЕЛЬРЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ; СОСТРАДАНИЕ; СТОЙКОСТЬ , ТЕРПЕНИЕ , ВЕРУ В СЕБЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ.

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЧИТАЕМ РАССКАЗ?

  • ЧТОБЫ ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. Т ОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»;
  • ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ПОЛОЖИТЕЛЬРЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ:
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ;
  • СОСТРАДАНИЕ;
  • СТОЙКОСТЬ , ТЕРПЕНИЕ , ВЕРУ В СЕБЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ.
Литература. 5 класс Нравственные уроки  рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»  Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Литература. 5 класс

Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2

Рамонского муниципального района

Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Январь 1852 года. Лев Николаевич Толстой поступает  на службу  и отправляется на Кавказ.

Январь 1852 года.

Лев Николаевич Толстой

поступает на службу и отправляется на Кавказ.

Величие и красота Кавказа

Величие и красота Кавказа

Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Военно-грузинская дорога

М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Эпизод Кавказской войны М.Ю.Лермонтов (1840 г.)

Эпизод Кавказской войны

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)

Кавказская война война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа, 1817-1864 Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Кавказская война оказалась самой продолжи-тельной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт многократного численного перевеса русской армии и её подавляющего технического превосходства.

Кавказская война

  • война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа, 1817-1864
  • Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»).
  • Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
  • Кавказская война оказалась самой продолжи-тельной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт многократного численного перевеса русской армии и её подавляющего технического превосходства.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ О КАВКАЗЕ: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода ».

ЛЕВ ТОЛСТОЙ О КАВКАЗЕ:

«…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи —

война и свобода ».

Смысл заглавия рассказа «Кавказский пленник» Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, НЕВОЛЬНИК . Пленить – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.  Кавказ – простор, красота… СВОБОДА

Смысл заглавия рассказа

«Кавказский пленник»

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, НЕВОЛЬНИК .

Пленить – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь,

подчинить.

Кавказ – простор, красота…

СВОБОДА

Какой приём в литературном произведении подчёркивает противоположность предметов, событий, героев? АНТИТЕЗА (КОНТРАСТ)  –  противопоставление образов, картин, слов, понятий

Какой приём в литературном произведении подчёркивает противоположность предметов, событий, героев?

АНТИТЕЗА (КОНТРАСТ) – противопоставление образов, картин, слов, понятий

«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»  – рассказ-быль Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни одного человека. Быль – жанр эпоса, в основу которого положены реальные события.

«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» – рассказ-быль

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни одного человека.

Быль – жанр эпоса, в основу которого положены реальные события.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан  в 1872 году, спустя почти 20 лет после службы Льва Толстого на Кавказе. Один из офицеров, Фёдор Торнау, описал свои злоключения в плену. Эти воспоминания и легли в основу сюжета. Самому писателю 13 июня 1853 года вместе с другом как-то раз посчастливилось чудом уйти от погони. Выручил его друг – чеченец Садо. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей. Так что описанное в «Кавказском пленнике» было знакомо ему не понаслышке.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА

Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в 1872 году, спустя почти 20 лет после службы Льва Толстого на Кавказе.

Один из офицеров, Фёдор Торнау, описал свои злоключения в плену. Эти воспоминания и легли в основу сюжета.

Самому писателю 13 июня 1853 года вместе с другом как-то раз посчастливилось чудом уйти от погони. Выручил его друг – чеченец Садо. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей.

Так что описанное в «Кавказском пленнике» было знакомо ему не понаслышке.

Загадка рассказа Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог. Лев Толстой – писатель, стремящийся  к простоте и логике повествования, даёт рассказу название  «Кавказский  пленник», а не  «пленники».  Почему?

Загадка рассказа

  • Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.
  • Лев Толстой – писатель, стремящийся к простоте и логике повествования, даёт рассказу название «Кавказский пленник», а не «пленники».

Почему?

МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ:  ПОЧЕМУ ПРИ ДВУХ ГЕРОЯХ , ПОПАВШИХ В ПЛЕН , РАССКАЗ НАЗВАН «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» ? КАК ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ГЕРОИ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ?  КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ХАРАКТЕР Ж ИЛИНА?  А КАКОВ ХАРАКТЕР К ОСТЫЛИНА?  ЧТО ТАКОЕ КОНТРАСТ?  ПОЧЕМУ ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ КОНТРАСТНЫ?

МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ:

  • ПОЧЕМУ ПРИ ДВУХ ГЕРОЯХ , ПОПАВШИХ В ПЛЕН , РАССКАЗ НАЗВАН «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» ?
  • КАК ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ГЕРОИ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ?
  • КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ХАРАКТЕР Ж ИЛИНА?
  • А КАКОВ ХАРАКТЕР К ОСТЫЛИНА?
  • ЧТО ТАКОЕ КОНТРАСТ?
  • ПОЧЕМУ ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ КОНТРАСТНЫ?
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА  ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС:

ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?

Задание для 1 группы Как герой оказался в плену?

Задание для 1 группы

Как герой оказался в плену?

Задание для 2 группы Внешность героев и их фамилии

Задание для 2 группы

Внешность героев и их фамилии

Задание для 3 группы Чем герой занимался в плену?

Задание для 3 группы

Чем герой занимался в плену?

Задание для 4 группы Как герой готовился к побегу?

Задание для 4 группы

Как герой готовился к побегу?

Кто они, эти пленники? Как Жилин попал в плен? Кто виноват в его пленении?  О чём думал каждый из героев в плену? Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло? Какой смысл вкладывает писатель  в их фамилии?
  • Кто они, эти пленники?
  • Как Жилин попал в плен?
  • Кто виноват в его пленении?
  • О чём думал каждый из героев в плену?
  • Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?
  • Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии?
Жилин :  От слов «жила» и «жить». Он жил истый, сумел вы жи ть, при жи ться, в жи ться в чужую и чуждую для него жизнь. Тот же корень в слове «двужильный» – выносливый.  Костылин:  От слова «костыли» – это подпорки. Ему постоянно нужна помощь. Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?

Жилин :

От слов «жила» и «жить».

Он жил истый, сумел вы жи ть, при жи ться, в жи ться в чужую и чуждую для него жизнь. Тот же корень в слове «двужильный» – выносливый.

Костылин:

От слова «костыли» – это подпорки. Ему постоянно нужна помощь.

Почему первый побег не удался?

Кто в этом виноват?

Жилин Костылин   добрый (думает о матери, жалеет ее) надеется на себя, обдумывает побег слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери  деятельный человек способен на предательство  раскис, упал духом  сумел прижиться в ауле работящий, не может сидеть без дела, мастер, всем помогает, даже своим врагам – татарам не принимает других людей  ничего не делает, не предпринимает никаких попыток найти общий язык с татарами ему интересны другие люди, любит детей  великодушный   малодушный

Жилин

Костылин  

добрый (думает о матери, жалеет ее)

надеется на себя, обдумывает побег

слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери 

деятельный человек

способен на предательство 

раскис, упал духом 

сумел прижиться в ауле

работящий, не может сидеть без дела, мастер, всем помогает, даже своим врагам – татарам

не принимает других людей 

ничего не делает, не предпринимает никаких попыток найти общий язык с татарами

ему интересны другие люди, любит детей 

великодушный

 

малодушный

Ответ 1 2 3 4 5 6

Ответ

1

2

3

4

5

6

Кроссворд 1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая»

Кроссворд

1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая»

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». Кроссворд

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».

Кроссворд

Кроссворд 3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа.

Кроссворд

3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа.

Кроссворд 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

Кроссворд

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? Кроссворд 6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник?

Кроссворд

6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?

Ответ д п р и с ю а а у н ж ш з с а с е б к к у а и т а н к н а т з и т е з а

Ответ

д

п

р

и

с

ю

а

а

у

н

ж

ш

з

с

а

с

е

б

к

к

у

а

и

т

а

н

к

н

а

т

з

и

т

е

з

а

«На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Н.Рубцов

Жилин и Дина Объясняет ли автор, почему шла война? Была ли внутренняя война между народами? Какими эпизодами это можно подтвердить?  Жилин и Дина За что ценили Жилина горцы? Чем нравится рассказчику Дина? Что символизирует дружба Жилина и Дины? Какова главная идея рассказа?

Жилин и Дина

Объясняет ли автор, почему шла война?

Была ли внутренняя война между народами?

Какими эпизодами это можно подтвердить?

Жилин и Дина

За что ценили Жилина горцы?

Чем нравится рассказчику Дина?

Что символизирует дружба Жилина и Дины?

Какова главная идея рассказа?

Загадка рассказа Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог. Лев Толстой – писатель, стремящийся  к простоте и логике повествования, даёт рассказу название  «Кавказский  пленник», а не  «пленники».  Почему?

Загадка рассказа

  • Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.
  • Лев Толстой – писатель, стремящийся к простоте и логике повествования, даёт рассказу название «Кавказский пленник», а не «пленники».

Почему?

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА  ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС:

ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?

Пишем сочинение… Подготовка к сочинению на тему: Жилин и Костылин: два характера – две судьбы Общий план сочинения: Вступление Основная часть Заключение

Пишем сочинение…

Подготовка к сочинению на тему:

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы

Общий план сочинения:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение
Пишем сочинение… Жилин и Костылин: два характера – две судьбы План вашего сочинения: Части сочинения Основные вопросы Вступление О рассказе и героях. На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?) 2. Основная часть 3. Заключение

Пишем сочинение…

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы

План вашего сочинения:

Части сочинения

Основные вопросы

  • Вступление

О рассказе и героях. На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)

2. Основная часть

3. Заключение

Пишем сочинение… Жилин и Костылин: два характера – две судьбы План вашего сочинения: Части сочинения Основные вопросы Вступление На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?) 2. Основная часть Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар. 3. Заключение

Пишем сочинение…

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы

План вашего сочинения:

Части сочинения

Основные вопросы

  • Вступление

На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)

2. Основная часть

  • Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.

3. Заключение

Пишем сочинение… Жилин и Костылин: два характера – две судьбы План вашего сочинения: Части сочинения Основные вопросы Вступление На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?) 2. Основная часть Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.  «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.  3. Заключение

Пишем сочинение…

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы

План вашего сочинения:

Части сочинения

Основные вопросы

  • Вступление

На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)

2. Основная часть

  • Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
  • «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.

3. Заключение

Пишем сочинение… Жилин и Костылин: два характера – две судьбы План вашего сочинения: Части сочинения Основные вопросы Вступление На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?) 2. Основная часть Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.  «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе. Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)  3. Заключение

Пишем сочинение…

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы

План вашего сочинения:

Части сочинения

Основные вопросы

  • Вступление

На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)

2. Основная часть

  • Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
  • «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
  • Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)

3. Заключение

Пишем сочинение… Жилин и Костылин: два характера – две судьбы План вашего сочинения: Части сочинения Основные вопросы Вступление На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?) 2. Основная часть Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.  «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе. Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло) Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега 3. Заключение

Пишем сочинение…

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы

План вашего сочинения:

Части сочинения

Основные вопросы

  • Вступление

На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)

2. Основная часть

  • Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
  • «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
  • Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)
  • Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега

3. Заключение

Пишем сочинение… Жилин и Костылин: два характера – две судьбы План вашего сочинения: Части сочинения Основные вопросы Вступление На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?) 2. Основная часть Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.  «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе. Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло) Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега Второй побег – результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина 3. Заключение

Пишем сочинение…

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы

План вашего сочинения:

Части сочинения

Основные вопросы

  • Вступление

На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)

2. Основная часть

  • Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
  • «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
  • Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)
  • Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега
  • Второй побег – результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина

3. Заключение

Пишем сочинение… Жилин и Костылин: два характера – две судьбы План вашего сочинения: Части сочинения Основные вопросы Вступление На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?) 2. Основная часть Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.  «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе. Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло) Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега Второй побег – результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина 3. Заключение Характер влияет на судьбу

Пишем сочинение…

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы

План вашего сочинения:

Части сочинения

Основные вопросы

  • Вступление

На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)

2. Основная часть

  • Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
  • «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
  • Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)
  • Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега
  • Второй побег – результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина

3. Заключение

Характер влияет на судьбу