СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закономерности и принципы воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Закономерности и принципы воспитания»

Закономерности и принципы воспитания

Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результата воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленных знаний, умений, способов мышления, нравственных, эстетических правовых норм, духовного наследия от старших поколений к младшим

Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и отдельными сторонами воспитательного процесса.

Выделяют внутренние и внешние закономерности.

Внешние характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов.

К внутренним относят связи между компонентами воспитательного процесса (цели, содержание, методы), между характером деятельности педагога и ученика.

Среди закономерностей выделяют следующие:

- воспитание всегда связано с обучением;

- эффективность воспитания закономерно опосредована выбором методов, форм и средств;

- чем активнее личность, тем успешнее осуществляется этот процесс.

Принципы воспитания - это положения, в которых выражаются основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Принципы воспитания должны отвечать ряду требований:

  1. обязательность;

  2. комплексность;

  3. равнозначность.

Виды принципов:

1.персонализация – основано на отношении к воспитаннику как к личности, как к субъекту собственной деятельности, собственного развития и активному участнику воспитательного процесса (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан);

2. природосообразность – принцип воспитания, согласно которому воспитатель в ходе своей деятельности должен максимально учитывать возрастные особенности ребенка (Демокрит, Платон, Аристотель, Коменский, Руссо, Песталоцци);

3. культуросообразность - принцип воспитания, который утверждает, что душа ребенка это чистая доска, что различия в ребенке определяются воспитанием и условиями жизни (Локк, Гельвеций, Пестлоци, Дистервег, Ушинский);

4. гуманизации – уважение прав и свобод человека, предъявление воспитательно посильных и разумно сформированных требований, уважение к позиции воспитанника, уважение права воспитанника быть самим собой, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от телесных наказаний (Демокрит, Сократ, Платон, Ротердамский, Рабле, Коменский)

5.дифференциации – принцип воспитания, основанный на выборе пед. воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в обществе как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным и личностным качествам