СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.И.Менделем при моногибридном скрещивании.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 10 класса, Атамура 2014 год

Просмотр содержимого документа
«Закономерности наследования признаков, выявленные Г.И.Менделем при моногибридном скрещивании.»

Урок № 44

Школа:

Дата:20.02.2019

ФИО учителя:

Класс: 10 А

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.И.Менделем при моногибридном скрещивании.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Учащиеся могут:

  • составлять генетические схемы для иллюстрирования моногибридного скрещивания;

сравнивать полное и неполное доминирование.

Цели урока

Учащиеся могут:

• знать символы генетики;

• уметь применять генетические символы при составлении генетических схем для иллюстрирования;

• знать и называть примеры полного и неполного доминирования;

Критерии оценивания

Учащиеся могут:

формулировать тему и цель урока;

объяснять генетические схемы, иллюстрирующие моногибридное скрещивание.

Предметная лексика и терминология

аллель, доминантный, неполный, рецессивный, генотип, фенотип, гетерозиготный, гомозиготный, моногибридное скрещивание, гамета, поколение, соотношение

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Полное доминирование характерезуется…..

Неполное доминирование характеризуется….

Языковые цели

Символы, используемые при составлении схем скрещивания.

Р- перента. Родители.

Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными задатками.

F- филис. Дети. Гибридное потомство.

F1-гибриды первого поколения.

F2-гибриды второго поколения.

G-гаметы. А и а.

А, В- доминантные гены, отвечающие за доминантные признаки(за жёлтую окраску и гладкую поверхность семян).

а, b- рецессивные гены, отвечающие за развитие рецессивных признаков(за зелёную окраску и морщинистую поверхность семян).

А,а- аллельные гены, определяющие конкретный признак.

В,b- аллельные гены, определяющие другой признак.

АА, ВВ- доминантные гомозиготы.

аа, bb- рецессивные гомозиготы.

Аа- гетерозигота.

x- скрещивание.

- символ, обозначающий женский пол особи(символ Венеры).



- символ, обозначающий мужской пол особи(символ Марса).

Тип урока:

комбинированный

Методы:

словесные, частично-поисковые, , объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы обучения:

 индивидуальная, фронтальная, в парах.

Привитие ценностей



Привитие ценностей уважение, открытость осуществляется через знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями, через парную и групповую работу.

Меж предметные связи

Математика

Навыки использования

ИКТ

Работа с презентацией, видео.

Оборудование к уроку:

учебник, компьютер, наглядный материал, презентация, видео.

Предварительные знания


Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

0-2 мин








3-10 мин




1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся. Проверка отсутствующих в классе.

(на партах лежит раздаточный материал)

Актуализация знаний

Самостоятельная работа :

Начнем урок с повторения основных понятий генетики.

Задание: устное. Дан определенный список, вам необходимо назвать, что здесь записано, затем подумать, можно ли данный список как-то сгруппировать, если да, то что будет критерием этой группировки, объяснить. 

Устная фронтальная работа:

Задание: учитель говорить определение понятий, учащиеся должны назвать это понятие. Проговаривают устно.

Рефлексия: Что мы сейчас повторили? (Основные понятия генетики). С какой целью? (знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики).



Слайд 1





Приложение 1.

Приложение 2



Приложение 3

Середина урока


11-14 мин
















14-17 мин








17 -19 мин

















19- 29 мин

Изучение новой темы:

На доске записан словарь урока.

Словарь урока: Изменчивость, фенотип, гетерозигота, доминантные гены, гибридологический метод, чистые линии, альтернативные признаки, моногибридное скрещивании, генетика, наследственность, генотип, рецессивные гены, аллельные гены, гомозигота.

Задание: сгруппируйте слова, ответ обоснуйте (слова можно разделить на две группы: понятия, которые мы знаем и понятия, которые мы не знаем).

Исходя из вашей классификации, сформулируйте тему и задачи урока (проговаривают).

Посмотрите, как много понятий генетики мы уже знаем, но этот список далеко не полный и сегодня мы дополним его.

Мы с вами знаем, что живые организмы обладают важным свойством – это наследственность, благодаря которому появившийся на свет зайчонок будет такой, как его родители, а растение кактус таким же, как то, от которого мы его пересадили. Мы с вами так же наследуем признаки от своих отцов и матерей, а наши дети унаследуют их от нас.

  • А какие признаки мы можем унаследовать? (цвет волос, глаз и т.д.)

Просмотр опорных обозначений

При решении задач нам понадобятся именно эти обозначения.

Для начала давайте повторим 3 закона Менделя:

I Закон Менделя: Закон единообразия (Аа)
II Закон Менделя: Закон расщепления признаков (3:1).

III Закон Менделя: Гипотеза чистоты гамет (Гаметы несут только один наследственный фактор в чистом виде)

Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения:

  • Р – родители,

  • Г – гаметы,

  • F1 – потомство,

  • А – желтые,

  • а – зеленые,

  •   - женский пол,

  •  – мужской пол,

  • х – скрещивание.

Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным?(желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый)

Обозначаем:


Задание: запишите первый закон Г. Менделя в тетради

Проверка знаний:

Самостоятельная работа в парах:

Задание: в виде задачи докажите и сделайте вывод, возможно ли это.

Проверка на доске.

  • А – карий цвет глаз (доминантный)

  • а – голубой цвет глаз (рецессивный)

Первый случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные:

ВыводПри условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок.

Второй случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные:



Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка.

Третий случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен:

 

Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка.

Презентация




Слайд 2


Просмотр видео

Слайд 3 -4











Приложение 4

Слайд 5


Слайд 7

Плакат



















Слайд 8

Конец урока





29 - 35 мин


















35- 40

Закрепление

Парная письменная работа:

Решить задачи

Итог

  1. На какой вид скрещивания мы решали задачи? (моногибридное скрещивание).

  2. Что такое моногибридное скрещивание? (скрещивание гибридов отличающихся по одному признаку)

  3. С какими новыми понятиями познакомились на уроке? (гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание)

Выставление оценок по итогам активности и проверки листов с задачами.

Рефлексия

Поднимите сигнальную карточку со знаком (+) те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на моногибридное скрещивание.

Поднимите сигнальную карточку со знаком (-) те, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.

Домашнее задание: §40 повторить, прорешать задачи


Приложение 5




















Стикеры






















Приложение 1

Генетика –


Гены –


I закон Менделя –


II закон Менделя –


III закон Менделя -



Приложение 2


1 список: А, а, с, в, В, С, Д, F, f.

2 список: АА, аа, Аа, сс, Вв, Сс, АаВв, ААвв.


Ответ Приложение 2


1 список: А, а, с, в, В, С, Д, F, f

Ответ: в данном списке перечислены гены. Их можно разделить на 2 группы:

доминантные рецессивные

А, В, С, Д, F а, с, в, f

2 список: АА, аа, Аа, сс, Вв, Сс, АаВв, ААвв

Ответ: в данном списке перечислены генотипы. Их можно разделить на 2 группы:

гомозиготный генотип: АА, аа, сс, ААвв

гетерозиготный генотип: Аа, Вв, Сс, АаВв


Приложение 3


Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Наследственность – способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение.

Генотип – совокупность генов.

Рецессивные гены – подавляемые действием других генов.

Аллельные гены – парные, расположенные в одинаковых точках гомологичных хромосом.

Гомозигота – особь, не дающая расщепления в потомстве.

Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства.

Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков.

Гетерозигота – особь, дающая расщепление в потомстве.

Доминантные гены – гены, подавляющие действие других генов.



Приложение 5


Карточка с задачами.


Задача №1

Гомозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом. а) Определите генотипы и фенотипы крольчат первого поколения. б) Произойдет ли расщепление гибридного потомства? в) Какие законы и правила Менделя здесь проявляются?


Задача №2

Каковы генотипы родителей и детей, если: а) у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые; б) у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них 2 ребенка голубоглазые; в) у матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца нормальным числом пальцев 3 детей, все полидактилики; г) у родителей с нерыжими волосами 4 детей, из них 2 рыжеволосые; д) у матери с нормальными пальцами и отца с брахидактилией.


Задача №3

Женщина с нерыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат – рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет тоже рыжие, а отец – нерыжие волосы. От этого брака родились мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы всех упомянутых лиц и составьте схему родословной этой семьи.