Критерии оценивания | Учащиеся могут: формулировать тему и цель урока; объяснять генетические схемы, иллюстрирующие моногибридное скрещивание. Предметная лексика и терминология аллель, доминантный, неполный, рецессивный, генотип, фенотип, гетерозиготный, гомозиготный, моногибридное скрещивание, гамета, поколение, соотношение Серия полезных фраз для диалога/письма: Полное доминирование характерезуется….. Неполное доминирование характеризуется…. |
Языковые цели | Символы, используемые при составлении схем скрещивания. Р- перента. Родители. Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными задатками. F- филис. Дети. Гибридное потомство. F1-гибриды первого поколения. F2-гибриды второго поколения. G-гаметы. А и а. А, В- доминантные гены, отвечающие за доминантные признаки(за жёлтую окраску и гладкую поверхность семян). а, b- рецессивные гены, отвечающие за развитие рецессивных признаков(за зелёную окраску и морщинистую поверхность семян). А,а- аллельные гены, определяющие конкретный признак. В,b- аллельные гены, определяющие другой признак. АА, ВВ- доминантные гомозиготы. аа, bb- рецессивные гомозиготы. Аа- гетерозигота. x- скрещивание. - символ, обозначающий женский пол особи(символ Венеры).    - символ, обозначающий мужской пол особи(символ Марса). |
Начало урока 0-2 мин 3-10 мин |
1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся. Проверка отсутствующих в классе. (на партах лежит раздаточный материал) Актуализация знаний Самостоятельная работа : Начнем урок с повторения основных понятий генетики. Задание: устное. Дан определенный список, вам необходимо назвать, что здесь записано, затем подумать, можно ли данный список как-то сгруппировать, если да, то что будет критерием этой группировки, объяснить. Устная фронтальная работа: Задание: учитель говорить определение понятий, учащиеся должны назвать это понятие. Проговаривают устно. Рефлексия: Что мы сейчас повторили? (Основные понятия генетики). С какой целью? (знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики). |
Слайд 1
Приложение 1. Приложение 2
Приложение 3 |
Середина урока 11-14 мин 14-17 мин 17 -19 мин 19- 29 мин | Изучение новой темы: На доске записан словарь урока. Словарь урока: Изменчивость, фенотип, гетерозигота, доминантные гены, гибридологический метод, чистые линии, альтернативные признаки, моногибридное скрещивании, генетика, наследственность, генотип, рецессивные гены, аллельные гены, гомозигота. Задание: сгруппируйте слова, ответ обоснуйте (слова можно разделить на две группы: понятия, которые мы знаем и понятия, которые мы не знаем). Исходя из вашей классификации, сформулируйте тему и задачи урока (проговаривают). Посмотрите, как много понятий генетики мы уже знаем, но этот список далеко не полный и сегодня мы дополним его. Мы с вами знаем, что живые организмы обладают важным свойством – это наследственность, благодаря которому появившийся на свет зайчонок будет такой, как его родители, а растение кактус таким же, как то, от которого мы его пересадили. Мы с вами так же наследуем признаки от своих отцов и матерей, а наши дети унаследуют их от нас. Просмотр опорных обозначений При решении задач нам понадобятся именно эти обозначения. Для начала давайте повторим 3 закона Менделя: I Закон Менделя: Закон единообразия (Аа) II Закон Менделя: Закон расщепления признаков (3:1).
III Закон Менделя: Гипотеза чистоты гамет (Гаметы несут только один наследственный фактор в чистом виде) Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения: Р – родители, Г – гаметы, F1 – потомство, А – желтые, а – зеленые, - женский пол, – мужской пол, х – скрещивание. Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным?(желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый) Обозначаем: Задание: запишите первый закон Г. Менделя в тетради Проверка знаний: Самостоятельная работа в парах: Задание: в виде задачи докажите и сделайте вывод, возможно ли это. Проверка на доске. Первый случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные: Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок. Второй случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка. Третий случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен: Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка. | Презентация Слайд 2 Просмотр видео Слайд 3 -4 Приложение 4 Слайд 5 Слайд 7 Плакат Слайд 8 |