СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Законы казачества В Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя "Тарас БульбА"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе собранного материала, полученного на уроках литературы, истории,при самостоятельной работе  с  Интернет-ресурсами.спра вочниками , исторической литературой сопоставлено правдивое и вымышленное в повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголя

Просмотр содержимого документа
«Законы казачества В Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя "Тарас БульбА"»

Школьный этап конкурса

Исследовательских работ «День науки»


Номинация:


Название проекта:


«Законы казачества Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Год выполнения:

2018-2019 учебный год


Образовательное учреждение:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №36»


Авторы: учащиеся

Меркулов Роман (7 «А» класс)

Торлопов Руслан(7 «А» класс)


Руководитель: учитель русского языка и литературы

Иванова Нина Викторовна



Содержание:

















































  1. Введение.

Прочитав повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и посмотрев фильм , я заинтересовался устоями жизни казачества: Законами, демократичными отношениями между собой, структурой органов власти . Соотнося время, описанное Гоголем, и сегодняшний день, я задался вопросом: почему в нашей цивилизованной стране, где восстанавливаются храмы, где все больше людей обращается к вере, люди друг к другу относятся враждебно, отчужденно, когда человеческая жизнь обесценилась. Может быть дело в законодательной системе нашего общества?

  1. Теоретическая часть

Казачество как этническая группа.

Термин «казак» впервые упоминается в источнике ХIII века; тюркского происхождения. Означает он «одинокий», «склонный к разбою, завоеванию». В словаре половецкого языка переводится как «страж, конвоир».

Основная причина возникновения казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во II половине XV- XVI в.в.:

1) Польша и Литва ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономии;

2) усиление экспансии католичества;

3) консолидация шляхетства, что вело к расширению его землевладения;

4) усиление феодального гнета;

5) турецко-татарская агрессия, которая угрожала самому существованию украинского народа (в XVI – первой половине XVII века демографические потери Украины от набегов татар составляли 653 тыс. человек).

Все это привело к тому, что в просторы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и были огромные площади плодородной земли, хлынул поток беглых крестьян и горожан из Галиции, Подолья, Волыни.

На новых землях сложилось своеобразное казацкое устройство. Казаки объединились в громады, и все важные вопросы решали на совете. Каждый казак считался вольным, имел равные со всеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался хозяйственными угодьями. Занимались казаки охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. Однако из-за частых нападений крымских татар они имели оружие, искусно владели им, всегда были готовы защитить поселение и дать отпор врагу.

В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населе­ния, но уже тогда оно было приспособлено для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли.

Польское правительство также использовало украинское казачество в своих целях. В июне 1572 года по указу польского короля Сигизмунда II Ав­густа из украинских казаков (300 человек) было сформировано наёмное вой­ско для охраны южных и восточных границ и для борьбы с украинским на­ционально-освободительным движением. Казаков, которые составляли дан­ное войско, вносили в специальный список - реестр.

Отсюда и название ка­заков - реестровые. Польское правительство признавали казаками только реестровых казаков, которые официально назывались Низовым или Запорож­ским войском. В 1578 году король Стефан Баторий реестр увеличил до 600 человек. Реестровые казаки имели собственную военную, административную и судебную юрисдикцию, освобождались от налогов и повинностей.

екоторые казаки убегали дальше на юг, в низовье Днепра, в трудно­доступные степи за днепровскими порогами, и называли их «низовыми» или «запорожскими».

Огромную роль в объединении запорожских казаков в военную силу, фактически автономную по отношению к правительству Речи Посполитой, сыграл князь Дмитрий Вишневецкий. В 1553-1554 гг. он собрал разобщённые казаческие отряды и построил на острове Малая Хортица форт, Запорожскую Сечь, ставшую колыбелью украинского казачества. Впоследствии термин «Запорожская Сечь» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.

В конце XVI века Запорожья Сечь имела четкую военную организацию. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи. Все казачество делилось на полки (500 человек) во главе с выборным полковником. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Возглавлял все войско казацкое выборный атаман, который официально назывался старшим (четником), а непосредственно Сечью руководил кошевой атаман.

Структура общественного устройства на Сечи была необыкновенно простой. Высшей властью здесь считался общий казацкий Совет, в котором участвовали все. Во время его работы все казаки открытым демократичным способом выдвигали кандидатуры, обсуждали их и большинством голосов избирали на ту или иную должность.

Однако следует отметить, что даже в этой казацкой республике полного демократизма, равенства не было. Нередко казацкая старшина путем обмана, подкупа проводила выгодные ей решения, стремилась сохранить власть в своих руках. Уже в XVI веке началась дифференциация: появились зажиточные казаки, которые владели собственными лодками, орудиями труда, имели запасы денег, соли, оружия, и бедные – «голота», «сирома», Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, националь­ного и религиозного гнета. Первыми крупными совме­стными выступлениями украинскою казачества и крестьянства, в которых казачество выступило как значительная социально-политическая сила, были крестьянско-казацкие восстания в Украине 1591-1596 гг

В 1620-1630 годах в Украине произошли крупные национально-освободительные восстания под предводительством М. Жмайла, Т. Трясилы, Я.Острянина и др., ведущую роль в которых играли запорожские казаки.

Неоднократные попытки украинского казачества защитить интересы кре­стьянства и ограничить наступление польских феодалов на украинские земли за­кончились неудачей. С 1638 г. после поражения казачества начался период безграничного закабаления беззащитного украинского крестьянства и поль­ского господства – период «золотого покоя» в польской истории. Он продол­жался десять лет и был прерван новым, ещё более мощным восстанием, во­шедшим в историю под названием Освободительная война украинского на­рода

ЗАКОНЫ КАЗАКОВ
Принято Сечевой радой,
Радой Украины
и одобрено гетманом
Для всего казацтва украинского сказали мы это, чтобы жить по законам от Бога и для блага матери-Украины.
ПОСЛАНИЕ 1. Запорожская сечь.
Статья 1.
Запорожская сечь идет, сколь себя помним, и есть наше первое свободное казацкое государство.
Запорожская сечь есть ядро украинского государства, опора гетмана Украины на века.
Сечь есть воплощение свободного казацкого духа Украины и войско украинское для защиты страны.
Статья 2.
Сечь избирает кошевого атамана, кошевого старшину, Раду Сечи, писаря, судей, казначея.
Кошевой атаман избирается Радой Сечи в начале года на год и может переизбираться.
Кошевой старшина избирается также.
Статья 3.
Кошевой атаман есть глава Сечи перед гетманом.
Кошевой атаман командует Войском Запорожским в походе.
Кошевой старшина ведает всеми повседневными делами. Управляя разумно и по доброй воле.
Статья 4.
Рада Сечи избирается всеми казаками от куреней. Она решает вопросы законов, назначения.
Войско Запорожское состоит из куреней под начальством полковников или куренных атаманов. Полковник выбирается куренем на год. Курень включает сотни.
Сечь включает округа (паланки) во главе со старшинами. При старшине писарь, суд казаков, казна.
ПОСЛАНИЕ 2. Украинское государство.
Статья 5.
Украинское государство идет по воле Бога и с согласия всех украинцев. Казацкая воля есть первая в Украине.
Украинское государство возглавляет гетман, правит который вместе с Радой украинства. Гетман распоряжается войсками Украины, издает универсалы, казна его, канцелярия распоряжается воеводствами.
Статья 6.
Украина находится под волей Господа и принадлежит ему одному. Каждый украинец верит в свою родину, мать и Раду.
Украинское государство включает ядро – Запорожскую сечь и остальную вольную слободскую Украину, состоящую из воеводств.
Воеводство возглавляет воевода, назначаемый гетманом. При нем воеводский суд, писарь воеводства, слободской полк воеводства, стоящий под атаманом воеводства.
Статья 7.
Украинское государство стремится жить в мире с соседями и ответит мечом на меч. Первейший наш союзник православная Русь Москвы.
ПОСЛАНИЕ 3. Гетман и Рада.
Статья 8.
Гетман есть символ казацкого государства, и он одни представляет Украину в мире.
Гетман избирается Радой украинской в начале года на год и может быть избран снова по достоинствам.
Статья 9.
Гетман назначает генерального писаря, который является начальником канцелярии гетмана.
При гетмане существует гетманский суд, состоящий из генеральных судей.
Статья 10.
Знаками гетмана является гетманский стяг и гетманская булава.
Раде принадлежит высшее право в украинской земле.
ПОСЛАНИЕ 4. Суд.
Статья 11.
Суд идет по Правде казачьей исстари.
Судей выбирают казаки с одобрения старшины и так снова по обычаям украинским.
Статья 12.
При гетмане генеральный гетманский суд, судей которого назначает гетман или он сам судит.
В Сечи свой казацкий суд. Судьи назначают Радой Сечи.

Как описывает Н.В.Гоголь Запорожскую Сечь в своей повести « Тарас Бульба»

Законы, по которым жило казачество, опирались на основные заповеди христианства :Не убий, Не укради. Не лжесвидетельствуй

…то странная республика была именно потребностию того века. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина. Остапу и Андрию казалось чрезвычайно странным, что при них же приходила на Сечь бездна народу, и хоть бы кто-нибудь спросил: откуда эти люди, кто они и как их зовут? Они приходили сюда, как будто бы возвращаясь в свой собственный дом, откуда только за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:

— Здравствуй! во Христа веруешь?

— Верую! — отвечал приходивший.

— И в Троицу Святую веруешь?

— Верую!

И в церковь ходишь?

— Хожу.

— А ну, перекрестись!

Пришедший крестился.

— Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень.

Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании. Только побуждаемые сильною корыстию жиды, армяне и татары осмеливались жить и торговать в предместье, потому что запорожцы никогда не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили. Впрочем, участь этих корыстолюбивых торгашей была очень жалка: они походили на тех, которые селились у подошвы Везувия, потому что, как только у запорожцев неставало денег, то удалые разбивали их лавочки и брали всегда даром. Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень похожи были на отдельные, независимые республики, а еще более на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом. Никто ничем не заводился и ничего не держал у себя; все было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название «батьки». У него были на руках деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохранность. Нередко происходила ссора у куреней с куренями: в таком случае дело тот же час доходило до драки. Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу бока, покамест одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня. Такова была эта Сечь, имевшая столько приманок для молодых людей.

Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни. Все занимало их: разгульные обычаи Сечи, и немногосложная управа, и законы, которые казались им даже слишком строгими среди такой своевольной республики. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его до смерти. Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить, заплативши за него долг. Но более всего произвела впечатление на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубийство. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею. Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом.

Очень жестоко обходились казаки с товарищами, нарушившими Закон. Правильно ли это?

Общество должно жить по Законам, иначе будет хаос , вседозволенность. Законы должны исполняться. На то они и законы.

Но наказан должен быть тот, кто, действительно виновен. У казаков все было понятно. В обществе, где люди жили по Вере, ошибок в исполнении наказаний не было. Мы живём в 21 веке. Каждый из нас должен быть защищен законом. К сожалению, не все соблюдают законы, но при этом остаются безнаказанными. Сколько громких процессов мы можем назвать, когда чиновники высшей власти за хищение в особо крупных размерах были наказаны слишком мягко или не наказаны совсем . Меня удивило, когда в одной из передач рассказывали о предшественнике нашему сегодняшнему губернатору господине И.Слюняеве, который оставил после себя долг в 10 млрд. и при этом был назначен на ещё более высокий пост в Петербург, где тоже под его началом многие средства , выделенные на строительство нужных объектов, ушли неизвестно куда. Деньги истрачены, а строительные объекты не сданы. Может быть, с таких нарушителей стоит спрашивать строже? Мы ещё школьники, поэтому иногда не можем объяснить, почему то , чему нас учат, не всегда подтверждается действительностью. Можно привести примеры, когда на дорогах во время ДТП погибают дети, иногда по своей вине, иногда по вине водителей, которые зачастую скрываются с места преступления, бросив сбитого пешехода на произвол судьбы. Конечно, нам , школьникам надо быть предельно осторожными, но и водителям поступать по закону. Ведь это тоже убийство, хотя и не преднамеренное. Законы должны защищать жизнь своих граждан всех одинаково.











  1. .

  2. Цели работы: Систематизировать все знания, полученные на уроке, при самостоятельной работе с интернет-ресурсами, справочниками, словарями.

  3. Подготовить презентацию «Законы казачества в повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»



1 Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

Выяснить причины возникновения казачества как этнической группы.

  1. Изучить быт, нравы казаков, населявших Запорожскую Сечь.

  2. Соотнести исторический материал возникновения казачества как этнической группы с содержанием повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

  3. Выявить на чем основаны законы казачества по историческим материалам и в повести

.





Методы исследования:

  1. Теоретический

  2. Анкетирование

  3. Статистический.

Гипотеза: В настоящее время у большинства людей отсутствует интерес к прочтению классической литературы, в особенности это касается молодых людей от 13 до 17 лет. Классику детей заставляют читать в рамках школьной программы, подростки же, желая идти наперекор правилам, теряют мотивацию читать произведения классиков.

Практическое значение: При наличии проблемы отсутствия интереса к классической литературе, и литературе в целом, мы сможем предложить следующие пути решения:

  1. Предложить свой список «нескучной» классической литературы

  2. Список экранизаций, спектаклей, основанных на сюжетах всеми любимой старой доброй классики.

  3. Провести образовательную лекцию по теме: «Нескучная классика».

  4. Организовать квест-игру « Путешествие по страницам любимых произведений»





























III. Практическая часть.