Автор: Фатеева Екатерина Юрьевна
Место работы, должность: МАОУ СОШ №12, учитель начальных классов
Регион: Тюменская область, город Тобольск
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 1 класс
Предмет: обучение грамоте
Цель: приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение к слову и сохранение народных традиций.
Задачи: формировать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроение, выраженные в колыбельных песнях; закрепить букву Ю;
развивать художественно-образное мышление при восприятии народных песен, фантазию, творчество;
воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, уважительное отношение к родным и близким людям.
Тип урока: комбинированный урок
Используемое оборудование: проектор, компьютер, аудиозапись мелодии « Колыбельная», видеозапись мультфильма «Умка», презентация по теме урока в Power Point.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Как сегодня в классе светло, как сияют ваши глазки, вы очень любите читать, узнавать что-то новое? Я права? Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Мы начинаем урок обучения грамоте. (слайд 1)
II. Речевая разминка
-Прочитайте скороговорку. У Юры юла заюлила (слайд 2)
- Какие буквы здесь повторяются?
-Что вы узнали об этой букве на прошлом уроке?
-Когда она обозначает 2 звука?
-Проговорите не спеша, выделяя эти буквы
- Я буду хлопать, а вы, ориентируясь на мои хлопки, произносите скороговорку
- А теперь скажите эту скороговорку так, как будто вы в восторге.
-Молодцы!
III. Новая тема
Кто вас детки крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Не смыкая ночью глаз
Кто заботится о вас? (мама) (слайд 3)
-«Мама» - слово дорогое,
В слове том – тепло и свет.
Это слово, словно птица,
По земле весенней мчится,
Всем даря любовь и свет!
-А какими словами можно охарактеризовать маму? Мама какая?
-А за что вы любите своих мам?
-Мама… Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама… Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках и пела песни.
-А какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие?
-Вот мы и подошли к теме нашего урока. Тема нашего урока «Песни».
(слайд 4)
- Самые красивые народные песни колыбельные. Почему так называются? (пела мама у колыбели)
-А что такое колыбель? (Детская кроватка – подвесная или качающаяся на округлых опорах) (слайд 5)
- А как вы думаете, почему колыбели имели именно такую форму? (удобнее качать)
-Ребята, а вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание.
IV. Физминутка
- Как мама укачивает свое дитя, когда укладывает спать?
-Какие движения выполняет человек, когда укладывает ребенка спать? Встаньте, покажите. (слайд 6)
- Послушайте, пожалуйста, фрагмент народной колыбельной песни и попытайтесь представить, как женщина укачивает ребенка в колыбели (прослушивание) (слайд 7)
-Что вы представили? Какие чувства вы испытали? Какое настроение?
-А сейчас ребята прочитаем народную колыбельную песенку в Букваре с. 84. (слайд 8)
-А какая интонация должна быть при чтении колыбельной песни? (нежная, ласковая, неторопливая)
- Послушайте.
- Какое чувство вызывает песня?
-А теперь еще раз прочитайте (работа в парах)
-Найдите слова, которые успокаивают?
-Найдите строки, которые особенно понравились?
-Найдите в тексте повторы? Что народ выражает этой колыбельной песней?
-Ребята, найдите в этой песенке слова с буквой Ю.
- Назовите слова, в которых буква Ю обозначает один звук.
- Назовите слова, в которых буква Ю обозначает два звука.
-Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, которая ухаживает, заботиться о ребенке.
-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Умка», где будет звучать песня.
-Постарайтесь определить: можно ли эту песню назвать колыбельной? (просмотр) Почему? (слайд 9)
-Какие чувства вызвала у вас песня?
-Сейчас познакомимся с другой народной песней. Чтение учителем.
(слайд 10)
-Какие слова не понятны?
- О ком идет речь?
-Раньше на Руси многие коровы имели рыжевато-коричневый (бурый) окрас, поэтому коров очень часто назвали Буренками.
Физминутка
- Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает:
Щечки моет, шейку трет
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре.
-Молодцы!
- Сравните, как звучат слова Буренка и Буренушка. Произнесите. Какое слово звучит более ласково?
-А теперь давайте прочитаем еще раз вместе эту народную песню.
-Найдите в тексте другие ласковые слова.
- А как вы думаете, человек, который поет эту песню, любит свою Буренку?
- Докажите.
-Ребята, найдите в этой песенке слова с буквой Ю.
- Назовите слова, в которых буква Ю обозначает один звук.
- Назовите слова, в которых буква Ю обозначает два звука.
- Но русский народ сочинял не только песни, но и сказки.
-Как ласково называют героев сказок? (Алёнушка, Иванушка, Машенька, Настенька)
- К животным тоже обращались ласково. Как? (медведюшка – батюшка, заинька, зайчик, зайчишка – трусишка)
- Ребята, посмотрите, какой герой к нам прилетел? (слайд 11) (работа в группах)
-Петушок, Петушок
Золотой Гребешок…
-Продолжите дальше?
-Какие ласковые слова встречаются?
- Попробуем прочитать эту песенку без ласковых слов. Что получилась?
Петух, петух
Золотой гребень,
Маслена голова,
Шелкова борода,
Выгляни в окно,
Дам тебе гороху.
-Как звучит теперь песенка? По - прежнему ласково?
- Почему лиса поет не эти слова, а ласковые? (хочет обмануть Петушка. Она хитрая. Она понимает, что только ласковым и нежным речам Петушок может поверить).
-Посмотрите на иллюстрации. Какие сказки вы вспомнили?
-Попробуйте назвать их, не используя ласковых слов (Репа, Сестра Алена и Иван, курица Ряба)
- Какие название вам нравятся больше?
- Ребята, а вы сами часто произносите ласковые слова? Какие? К кому они обращены?
-Как вы называете своих родителей?
- Как бы вам хотелось, чтобы называли вас?
V. Итог
-Что нового узнали на уроке?
-Какие песни читали и слушали?
- Для чего предназначены колыбельные песни? (слайд 12)
-Как они звучат?
-Что придает им нежность?
-Что вам понравилось на уроке?
- Спасибо за урок! (слайд 13)