Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.
- активизировать словарный запас учащихся.
- развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
- развивать зрительно-моторную координацию.
- воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
- использовать глазодвигательные упражнения.
Этапы | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
I .Орг. момент. Приветствие. 1.2. Подготовительный этап На столе фигура гнома | - Здравствуйте, ребята! Внимание! Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Повторим правила: Наши ушки внимательно Наши глазки внимательно Наши головы Говорим мы Сегодня к нам на занятие, пришел сказочный герой. Посмотрите, кто это? - Он нам что-то принес в коробочке. Давайте откроем коробочку. А что это? | Дети здороваются с присутствующими - слушают. - смотрят - думают - четко и громко. - Это гном - это картинки |
При-зы Клю-чик Че-репаха Ни-точка Я-щерица | Да, на этих карточках нарисованы разные предметы, вам надо в названии каждого предмета выделить первый слог. И из этих слогов составить новое слово. призы – при; ключик – клю; черепаха – че; ниточка – ни; ящерица –я. - Что придумал гномик нам, Догадайтесь по слогам? На столе складываем слоги в слово. ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Я. Итак, Гном предлагает нам принять участие в приключениях. | Логопед показывает детям картинку и называет изображенный предмет, учащиеся прохлопывают слово, разделяя на слоги и выделяют первый слог в словах призы – при; ключик – клю; черепаха – че; ниточка – ни; ящерица –я. При-клю-че-ни-я |
1.3. Развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика. На столе лежат карточки с изображением артикуляционных упражнений. | - Гном пришел к нам на занятие, чтобы научиться правильно произносить звуки, составлять слоги и слова, потому что это у него не всегда получается. Давайте потренируемся вместе с ним. | Выполнение артикуляционных упражнений |
1.4. Развитие речевого выдоха. | Чтобы хорошо произносить звуки речи, надо хорошо уметь выполнять дыхательные упражнения. Вот нам Гном и предлагает сделать несколько дыхательных упражнений. | Выполнение упражнений для дыхания |
II. Основная часть. 2.1. Сообщение темы занятия. 2.2. Гласные звуки. Угадывание гласных звуков по артикуляции и подбор слов на этот звук. | - Сегодня мы с вами будем заниматься звуками и буквами, из букв будем складывать слоги и слова. А также мы покажем нашему гостю как хорошо вы умеете и делить слова на слоги. - Гном хочет узнать: "Чем отличаются звуки от букв?" - кто узнает, какой звук я хочу сказать. Я вам буду показывать, а вы попробуйте отгадать звук по артикуляции. . - Вы сейчас назвали звуки: А, О, У, И, Э - А какие это звуки? Как одним словом назвать эти звуки? гласные или согласные? - Кто может сказать почему они гласные? А теперь давайте попробуем удивить нашего Гнома и подберём слово, которое начинается один из этих гласных звуков. Итак... - На какие звуки мы сейчас подбирали слова? | - звуки мы слушаем и говорим - буквы мы читаем и пишем Дети угадывают по артикуляции логопеда звуки: А, О, У, И, Э - это гласные звуки. Нет для голоса преград, Звуки далеко летят, Гласными мы их зовем, Свободно тянем и поем. Дети называют слова и подбирают картинки: АИСТ, ОСЛИК, УТКА, ИГЛЫ , ЭМУ, ....?..... - А, О, У, И, Э |
2.3. Работа по выделению гласных звуков из слов. Определение гласного звука на слух в словах «Какой гласный звук спрятался в слове?» | А теперь Гном хочет навести порядок в своих вещах и просит вас помочь ему сделать это. Вам надо определить гласный звук в середине каждого слова и положить картинку в нужный домик: картинки: шар, зуб, Дом, кит, лист, Мак, лук, жук, кот, СЫР, МЫшь. | Дети берут картинку и называют слово, определяют гласный, который есть в слове и кладут картинку в нужный домик. |
| | |
3. Согласные звуки. 3.1. Характеристика согласных звуков. 3.2. Работа по определению согласных звуков в начале слов. Определение согласного звука на слух в словах 3.3. Дифференциация гласных и согласных букв. Закрепление навыка выделения "четвертого лишнего" по признаку гласный-согласный. | - Наш гость не учился в школе и не знает характеристику согласных звуков. Давайте ему расскажем о согласных. -Что происходит у нас во рту, когда мы произносим согласные звуки?. - Какая преграда может быть? У Гнома много сказочных друзей, он хотел пригласить их прокатиться на поезде. Давайте им поможем правильно разместиться. На каждом вагоне написан согласный, с которого начинается имя его друга. Мы на поезде поедем, Всех друзей с собой возьмем. По вагонам всех рассадим, Место каждому найдем! Пока друзья ехали в поезде, они решили поиграть в игру "Четверный лишний". Вместе с ними можем поиграть и мы. Давайте, попробуем. Я раздаю вам карточки на которых написаны буквы, вам надо определить какая буква лишняя в каждой строчке и почему. А – У – К - И М – Т – П – О Ы – О – Э – М В– Т – П – О | Дети дают характеристику согласным звукам. - Во рту образуется преграда и воздух не проходит свободно. - преграду создают губы, зубы и язык Учащиеся вычеркивают лишнюю букву и объясняют свой выбор. (К потому что он согласный, а остальные гласные) (О потому что он гласный, а остальные согласные) (М потому что он согласный, а остальные гласные) (О потому что он гласный, а остальные согласные) Дети выполняют упражнения. Ребята размещают картинки с изображениями животных в частях дома Дети располагают слоги (слова) в нужном порядке. |
4. Физкультминутка. 5. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря. Отработка навыков определения количества слогов в словах. 6. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове. Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове. | Пока друзья ехали в поезде, они немного засиделись и хотят размяться. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Тем временем друзья подъехали к дому, в котором живет Гном и теперь хотят разместиться в комнатах , чтобы всем хватило места. Надо помочь ему. Если в имени друга Гнома один слог, мы поселим его в той части дома, где одно окно), два слога - в ту часть дома, где расположено два окна, три слога - туда, где три окна... КОТ, СЛОН ,ЖИРАФ ,ЗЕБРА ,ЧЕРЕПАХА, БЕГЕМОТ Звери хорошо провели время у своего друга Гнома, а когда вернулись к себе домой написали письмо. Но слова в письме рассыпались на слоги. Давайте поможем Гному прочитать слова. Вот написаны слова, Сразу их понять нельзя. Слоги мы перевернем И у слова смысл найдем. Мы совершили увлекательную гул про ку. Гном приготовил для нас дар по ки. Было ве-се-ло. Хорошо иг-ра-ли . |
7. Итог занятия. Подведение итога дети получают наклейку с изображением гномов. занятия. | -Кто приходил к нам в гости? Мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания. | |
| - | |
| | |
Занятие проводилось с детьми, у которых системное недоразвитие речи на фоне интеллектуальной недостаточности, обусловленной РДА. Занятие по теме "Дифференциация гласных и согалсных звуков и букв, нарушение слоговой структуры в слогах, словах, предложении занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.
1. Коррекционная: Развитие слуховой памяти.
2. Образовательная:.
3. Воспитательная: Воспитывать интерес к занятию.
Цель и задачи поставлены соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут.
Весь материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными возможностями детей. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие мелкой моторики, а также упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут.