СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закрепление по теме «Дифференциация гласных и согласных букв».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Закрепление по теме «Дифференциация гласных и согласных букв».»


Конспект подгруппового логопедического занятия

«"" Слоговой анализ и синтез слов



Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

- отработать навык выделения гласных звуков из слов;

- развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

- учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

- активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;

- развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

- развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать стремление к результату деятельности;

- воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

- использовать элементы двигательной активности;

- использовать глазодвигательные упражнения.

в сл

































огах, словах, предложении».

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

I .Орг. момент. Приветствие.


1.2. Подготовительный

этап


На столе фигура гнома

- Здравствуйте, ребята!

Внимание!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Повторим правила:

  • Наши ушки внимательно

  • Наши глазки внимательно

  • Наши головы

  • Говорим мы



Сегодня к нам на занятие, пришел сказочный герой.

Посмотрите, кто это?


- Он нам что-то принес в коробочке. Давайте откроем коробочку. А что это?


Дети здороваются с присутствующими




- слушают.

- смотрят

- думают

- четко и громко.



- Это гном



- это картинки

При-зы

Клю-чик

Че-репаха

Ни-точка

Я-щерица


Да, на этих карточках нарисованы разные предметы,

вам надо в названии каждого предмета выделить первый слог. И из этих слогов составить новое слово.

призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.

- Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
На столе складываем слоги в слово.



ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Я.


Итак, Гном предлагает нам принять участие в приключениях.


Логопед показывает детям картинку и называет изображенный предмет, учащиеся прохлопывают слово, разделяя на слоги и выделяют первый слог в словах

призы – при; ключик – клю; черепаха – че; ниточка – ни; ящерица –я.

При-клю-че-ни-я



1.3. Развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика.

На столе лежат карточки с изображением артикуляционных упражнений.



- Гном пришел к нам на занятие, чтобы научиться правильно произносить звуки, составлять слоги и слова, потому что это у него не всегда получается. Давайте потренируемся вместе с ним.


Выполнение артикуляционных упражнений

1.4. Развитие речевого выдоха.

Чтобы хорошо произносить звуки речи, надо хорошо уметь выполнять дыхательные упражнения. Вот нам Гном и предлагает сделать несколько дыхательных упражнений.


Выполнение упражнений для дыхания

II. Основная часть.

2.1. Сообщение темы занятия.

2.2. Гласные звуки.

Угадывание гласных звуков по артикуляции и подбор слов на этот звук.




- Сегодня мы с вами будем заниматься звуками и буквами, из букв будем складывать слоги и слова. А также мы покажем нашему гостю как хорошо вы умеете и делить слова на слоги.


- Гном хочет узнать:

"Чем отличаются звуки от букв?"





- кто узнает, какой звук я хочу сказать.

Я вам буду показывать, а вы попробуйте отгадать звук по артикуляции.

.

- Вы сейчас назвали звуки: А, О, У, И, Э

- А какие это звуки? Как одним словом назвать эти звуки?

гласные или согласные?

- Кто может сказать почему они гласные?







А теперь давайте попробуем удивить нашего Гнома и подберём слово, которое начинается один из этих гласных звуков. Итак...




- На какие звуки мы сейчас подбирали слова?





- звуки мы слушаем и говорим

- буквы мы читаем и пишем


Дети угадывают по артикуляции логопеда звуки:

А, О, У, И, Э


- это гласные звуки.

Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем,
Свободно тянем и поем.


Дети называют слова и подбирают картинки: АИСТ, ОСЛИК, УТКА, ИГЛЫ , ЭМУ, ....?.....

- А, О, У, И, Э


2.3. Работа по выделению гласных звуков из слов.

Определение гласного звука на слух в словах «Какой гласный звук спрятался в слове?»




А теперь Гном хочет навести порядок в своих вещах и просит вас помочь ему сделать это. Вам надо определить гласный звук в середине каждого слова и положить картинку в нужный домик:


картинки: шар, зуб, Дом, кит, лист, Мак, лук, жук, кот, СЫР, МЫшь.



А


О


У


Ы


И



Дети берут картинку и называют слово, определяют гласный, который есть в слове и кладут картинку в нужный домик.





3. Согласные звуки.


3.1. Характеристика согласных звуков.




3.2. Работа по определению согласных звуков в начале слов.

Определение согласного звука на слух в словах











3.3. Дифференциация гласных и согласных букв. Закрепление навыка выделения "четвертого лишнего" по признаку гласный-согласный.

- Наш гость не учился в школе и не знает характеристику согласных звуков. Давайте ему расскажем о согласных.


-Что происходит у нас во рту, когда мы произносим согласные звуки?.


- Какая преграда может быть?


У Гнома много сказочных друзей, он хотел пригласить их прокатиться на поезде. Давайте им поможем правильно разместиться. На каждом вагоне написан согласный, с которого начинается имя его друга.


К


С


Ж


Б


Ч


З


Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!



















Пока друзья ехали в поезде, они решили поиграть в игру "Четверный лишний". Вместе с ними можем поиграть и мы. Давайте, попробуем.

Я раздаю вам карточки на которых написаны буквы, вам надо определить какая буква лишняя в каждой строчке и почему.

А – У – К - И

М – Т – П – О

Ы – О – Э – М

В– Т – П – О




Дети дают характеристику согласным звукам.

- Во рту образуется преграда и воздух не проходит свободно.

- преграду создают губы, зубы и язык





































Учащиеся вычеркивают лишнюю букву и объясняют свой выбор.

(К потому что он согласный, а остальные гласные)

(О потому что он гласный, а остальные согласные)

(М потому что он согласный, а остальные гласные)

(О потому что он гласный, а остальные согласные)





Дети выполняют упражнения.






















Ребята размещают картинки с изображениями животных в частях дома

















Дети располагают слоги (слова) в нужном порядке.









4. Физкультминутка.














5. Определение количества слогов в слове.

Активизация словаря.

Отработка навыков определения количества слогов в словах.




6. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.









Пока друзья ехали в поезде, они немного засиделись и хотят размяться.


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Тем временем друзья подъехали к дому, в котором живет Гном и теперь хотят разместиться в комнатах , чтобы всем хватило места.

Надо помочь ему. Если в имени друга Гнома один слог, мы поселим его в той части дома, где одно окно), два слога - в ту часть дома, где расположено два окна, три слога - туда, где три окна...


КОТ, СЛОН ,ЖИРАФ ,ЗЕБРА ,ЧЕРЕПАХА, БЕГЕМОТ







Звери хорошо провели время у своего друга Гнома, а когда вернулись к себе домой написали письмо. Но слова в письме рассыпались на слоги. Давайте поможем Гному прочитать слова.


Вот написаны слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.

Мы совершили увлекательную гул про ку.

Гном приготовил для нас дар по ки.


Было ве-се-ло.


Хорошо иг-ра-ли .

7. Итог занятия. Подведение итога дети получают наклейку с изображением гномов.

занятия.

-Кто приходил к нам в гости?

Мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.







-















































Анализ логопедического занятия

Занятие проводилось с детьми, у которых системное недоразвитие речи на фоне интеллектуальной недостаточности, обусловленной РДА. Занятие по теме "Дифференциация гласных и согалсных звуков и букв, нарушение слоговой структуры в слогах, словах, предложении занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии были поставлены следующие задачи:

1. Коррекционная: Развитие слуховой памяти.

2. Образовательная:.

3. Воспитательная: Воспитывать интерес к занятию.

Цель и задачи поставлены соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут.

Весь материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными возможностями детей. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие мелкой моторики, а также упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут.