Тема урока: «Закрепление темы «Однородные члены предложения».
Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них
Задачи урока:
Посредством игры познакомить и закрепить полученные знания по теме
Развивать и корректировать познавательные процессы учащихся: зрительное и слуховое внимание, память; развивать навыки самостоятельной работы; формировать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, грамотность письма.
Воспитание мотивации к учению, усидчивости, активности, доброжелательности, аккуратности
Оборудование: раздаточный материал (карточки).
Формы организации деятельности:
- фронтальная работа;
- индивидуальная самостоятельная работа.
ХОД УРОКА.
1. Организационно-мотивационный момент.
2. Актуализация знаний.
Задание 1. Повторение теории.
- Для того чтобы начать нашу работу, проведем синтаксический разбор предложения (работа у доски).
О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле.
- Чем осложнено предложение?
- Давайте вспомним, что вы знаете об однородных членах предложения.
Какие члены предложения называются однородными?
Как могут быть связаны однородные члены предложения?
Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)
Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы.
1 ученик – готовит сообщение «Запятая при однородных членах».
2 ученик – готовит сообщение «Не ставится запятая при однородных членах…».
3 ученик – готовит сообщение «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ].
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О - О ].
9) [О: О, О, О - …].
3. Организация деятельности обучающихся по усвоению материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий.
Задание 1. Работа в парах
Радостью, счастьем, надеждой - всем поделись со своим другом.
Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.
Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.
Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром.
Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм , глядит исподлобья.
Ищи товарища лучше себя, а не хуже.
В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие.
То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить.
Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее.
Задание 2. Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная)
- Вам даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены.
Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
Задание 1 (На листочках на доске) Задание: найдите в предложениях однородные члены, подчеркните, если необходимо – расставьте знаки препинания. Выберите соответствующую схему и прикрепите магнитиком.
Русский лес хорош зимой и летом. [O и O]
Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки. [O и O]; [O, O и O]
Трава, земля, крыши домов - всё было покрыто белым налётом инея. [O,O,O,O - O]
Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме. [O и O] ; [O и O]
В пруду водились караси , лещи, окуни. [O,O,O].
Задание 2
Дополните предложения однородными членами.
Мчится поезд мимо леса, поля, луга.
При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур.
В зоопарке мы любовались обезьянами, львами, медведями, тиграми.
Задание 4.
Составьте предложения с однородными и неоднородными определениями, объясните постановку запятой.
Задание 5. Не записывая предложений, поднимите букву О, если определения однородны и букву Н, если – неоднородны, и буквы О и Н в нужной последовательности, если есть и однородные, и неоднородные определения.
Олимпийские игры – это самые масштабные и престижные международные спортивные соревнования. О Н
Миллиарды зрителей во всем мире с нетерпением ждут начала соревнований, поддерживают спортсменов и с непередаваемым азартом следят за яркими, красочными церемониями Игр. О
Российская женская команда по биатлону на Олимпийских Играх в Ванкувере завоевала золотые медали в эстафете. Н
Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности. Н
Талисманом летних московских Олимпийских игр 1980 года был Михаил Потапыч Топтыгин. Н
Его автором стал известный книжный иллюстратор Виктор Чижиков. Н
6.Свободный диктант.
Пушкин и дети.
Среди псковских знакомых Пушкина были не только взрослые, но и дети. Он хорошо знал всех дворовых девчонок и мальчишек Михайловского, да и многих деревенских ребятишек Тригорского. Летом ходил вместе с ними в лес по грибы и ягоды, а зимой катался на коньках по озеру, часто видел в окно, как по усадьбе бегал “дворовый мальчик, в салазки жучку посадив”.
Акулина Ларионова, дожившая до ста пяти лет и умершая в 1924 году, много рассказывала навещавшим ее журналистам или писателям, как она в детстве встречалась с Пушкиным, и какой он был добрый человек. (По С.Гейченко.)
4. Итог урока (оценки).
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Итог