СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 1-ом классе «Закрепление пройденного материала. Решение задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1-ом классе «Закрепление пройденного материала. Решение задач»»

Конспект урока

Учитель начальных классов: Вольф Екатерина Борисовна

ОУ: МБОУ «Прогимназия «Радуга», г. Курск

УМК: «Начальная школа 21 век» В.Н. Рудницкая

Предмет: Математика, 1 класс

Тема урока: «Закрепление пройденного материала. Решение задач»

Тип урока: обобщение и систематизации знаний

Образовательные технологии: Информационно-коммуникационные



Цели урока:

Обучающие:

  • закрепить навык дополнять условие задачи;

  • закрепить навык ставить вопрос к условию задачи;

  • закрепить умение анализировать и решать задачи;

  • отрабатывать вычислительные навыки.

Развивающие:

  • развивать навык устного счёта;

  • развивать интерес детей к математике, их математические способности .

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;

  • воспитание и укрепление интереса к математике .



Планируемые результаты:



1. Предметные результаты:

  • совершенствование навыков решения задач, умения преобразовывать простые задачи в составные;

  • развитие навыков устного счёта; развитие математических способностей.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • добывать новые знания;

  • находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цели урока;

  • уметь работать по коллективно составленному плану;

  • уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.



3. Личностные результаты:

  • выражать интерес к изучаемому материалу;

  • оценивать собственную деятельность .




Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал ( Приложение №1-№9)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности.


1. Приветствие учащихся.

–Доброе утро, ребята! Садитесь!

2. Проверка готовности к уроку.

–Посмотрите внимательно на парты. Все ли у вас готово к уроку? Сегодня нам понадобится рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

3.Эмоциональный настрой.

-Как вы думаете, что нам необходимо для хорошего настроения?

-Отгадаете загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится:

Грусть - тоска ее боится. (Улыбка)

У каждого на парте лежит улыбка. Выберите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение (веселое, грустное) (Приложение №1)

4.Мотивация.

- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры. Я желаю всем хорошего рабочего настроения.


Приветствуют учителя и друг друга

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.






II. Актуализация имеющихся знаний.


1.Устный счет Игра «Мухобойка» (Приложение №2.)

У вас на партах лежат листочки с числами. Вам необходимо находить правильный ответ и с помощью простого карандаша быстро его найти и зачеркнуть. В это время у доски стоят 2 ученика и с помощью «мухобойки» ловят числа.

2. Минутка чистописания


-Ребята, вы только посмотрите, какое белое, чистое поле! Только что это? 

-Каких животных вы видите? Назовите.

-Животные оставили следы в виде цифр.

-Скажите, пожалуйста, какую нам цифру оставила сорока? лиса? зяц? Согласны?.

-А теперь слушаем задание.

-Открыли тетради в клетку, от последней написанной строки отступите 4 клетки вниз. На пятой ставим точку.

-У вас на столах есть цифры, которые оставили животные. У всех разные. Вам нужно красиво прописать эту цифру в тетрадь всю строчку через клеточку.(напомнить о посадке).





Слушают учителя



Выполняют задания.





















Снег

Лиса, сорока, заяц

8,6,7

Открывают тетради и записывают.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания.


III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

1. Постановка проблемы.

-Ребята, приготовьтесь внимательно сейчас меня слушать и тогда вы узнаете тему сегодняшнего урока. (Приложение №3)

- Перед вами лежит карточка с примерами. Вам нужно решить их, и в первой строчке таблицы расставить ответы в порядке убывания, а во второй строчке соответствующие ответам -буквы


8-5=3 ( А) 7- 7+1 =1 (А) 6-4+2=4 (Д ) 10-5=5 (А) 4+2=6 (З) 3+3-4=2 (Ч)

-Какое слово у нас получилось?

- Что такое задача?



2.Формулирование темы урока.

-Как вы думаете, мы уже в достаточной мере научились с вами решать задачи или нужно закрепить эти наши умения?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Какова тема урока?.

3.Постановка целей урока.

Какие цели поставим перед собой?







Решают примеры







- Отвечают на вопросы







Нет . Нужно закрепить.

Составлять и решать задачи

Решение задач

Закрепить умения решать задачи

Регулятивные УУД: определять и формулировать цели урока;

уметь работать по коллективно составленному плану;

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания




IV. Совместное открытие знаний.


1. Определение оптимального способа решения проблемы.

- Ребята, теперь посмотрите на столах у вас лежат геометрические фигуры. (Приложение №4)

-Скажите, сколько углов у этой фигуры? --Шестиугольная фигура называется гексом.

- Как вы думаете, на что еще похож гекс?

-Ребята, гекс можно соединять в любом порядке

2.Работа в парах

-Сейчас мы будем работать в парах. Итак, перед вами лежит гекс, на котором написано ключевое слово «Задача» Обсудите в парах из чего состоит задача, и напишите на остальных гексах и соедините их.(на доске перевернутые гексы)

-Так из каких частей состоит задача? Давайте проверим.



Теперь следующее задание. Мы с вами знаем, что задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. И вам нужно каждую часть задачи соотнести с ее описанием (Приложение №6)


Рассматривают фигуры



На соты пчел









Слушают алгоритм работы


Задача состоит из условия, вопрос, решение, ответ


Проверяют



задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа. Проверяют вместе с учителем (Приложение №5)



Соотносят части задачи с описанием


Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.







V. Первичное закрепление во внешней речи.


1.Работа в парах

-Чтобы решить задачу, нужно знать алгоритм

-Поработайте в парах, попробуйте с помощью гексов расставить в правильном порядке алгоритм решение задач. Только здесь должно быть последовательно. (Приложение №7)

1)Внимательно прочитать задачу

2) Выделить условие и вопрос

3) Составить схему

4) Записать решение

5) Записать ответ по вопросу задачи


Сейчас поработаем по рядам. У каждого ряда свой текст. В парах предлагаю разобрать их и выяснить, являются ли данные тексты задачами (Приложение №8)

1.«На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?». Этот текст можно назвать задачей?





























«Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом. Сколько пачек соли осталось?» Это задача?Мы можем ее решить?







- Какой вывод можно сделать?





У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика».

Это задача?





«Сколько стоят 2 матрешки?»

Это задача?



Какой вывод можем сделать?

Вывод: в задаче должно быть условие, вопрос и они должны быть связаны между собой.


Располагают гексы в правильном порядке



Проговаривают алгоритм решения задачи


Нет. - В этой задаче есть условие: «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду». Есть вопрос: «Сколько лягушек прыгнуло в воду?».

- Однако, в этом тексте ошибка. Число лягушек, прыгнувших в воду, есть в условии – «одна». То есть в вопросе просят узнать то, что известно.

- Уберем ошибочный вопрос и изменим вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное.

- «Сколько лягушек осталось на кочке?». В результате получилась задача:

- «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?».



это задача.

- Но в этой задаче нереальное условие: за обедом съели 2 пачки соли. Это невозможно, поэтому нет смысла решать эту задачу.

Задача должна быть с реальным вопросом и вопросом



Нет. Нет вопроса.

- Для того, чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос: «Сколько всего мячиков у мальчиков?»

- Теперь получилась задача: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько всего мячиков у мальчиков?».



Нет. в этом тексте нет условия.

- Для того чтобы сделать задачу из этого текста, добавим к вопросу условие: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля».

- В результате получим задачу: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля. Сколько стоят 2 матрешки?»



Отвечают

Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Физминутка

Задача на внимание:

-руки в сторону, вверх, на пояс, в строну, за голову, к плечам, на пояс, вниз, перед собой, к плечам, вверх, вниз. Молодцы. Отдохнули

Продолжаем работать.

-Ребята, посмотрите на экран. Здесь изображен сказочный лес. Скажите, что вы видите в этом лесу?

-Какие деревья видите, назовите?

-Каких птиц?

И сейчас птицы волшебного леса предлагают решить задачу:

У дятла было 5 шишек. Он принёс еще 2 шишки. Сколько шишек стало у дятла?

Рассмотрите схему и скажите, какая схема подойдет к задаче? (Приложение №9)

Повторите условие? Вопрос задачи? Каким действием решается задача? Почему действием сложения? Назовите решение? Какой ответ получился в задаче?









Слушают учителя, выполняют движения









Рассматривают рисунок

Деревья, птиц

Береза, дуб, сосна, рябина….

Синица, дятел,снегирь

Рассуждают, решают задачу





Решение 5+2=7(ш)

Ответ: 7 шишек

Регулятивные УУД: уметь работать по коллективно составленному плану;

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других


VII. Включение в систему знаний и повторение.


Молодцы ребята, помогли дятлу сосчитать шишки!

Давайте рассмотрим оставшиеся схемы и попытаемся составить задачу, используя слова шишки, дятел, синичка. (Приложение №9)

1)У дятла 5 шишек, а у синички на 2 шишки меньше. Сколько шишек у синички?

2) У дятла 5 шишек, а у синички на 2 шишки больше. Сколько шишек у синички?

А если теперь мы на схеме поставим общий знак , то какой вопрос будет у задачи?

1)У дятла 5 шишек, а у синички на 2 шишки меньше. Сколько всего шишек у птичек?

2) У дятла 5 шишек, а у синички на 2 шишки больше. Сколько всего шишек у птичек?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Сейчас выберите одну из задач и решите ее в тетрадь.




Составляют задачу





Рассуждают



Сколько всего было шишек









Нет, нам надо сначала узнать, сколько шишек у синички.

Решают задачу


















Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.


VIII. Рефлексия.


Подведем итог, чем же мы с вами занимались на уроке?

Теперь мы смотрим на доску и добавляем свое:

---сегодня я научился----

---мне удалось---

--мне было трудно---

---мне нужно поработать над----

---на следующем уроке я хочу---

Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями ,вы молодцы. Понравился ли вам сегодняшний урок?

На столах у вас лежат смайлики.(Приложение №1) Вам нужно выбрать один. Жёлтый-на уроке было несложно, я все понял и могу помочь другим. Красный-на уроке было трудно, ничего не понял.

Вы большие молодцы, спасибо за урок!


Рассуждают и оценивают работу.

Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Личностные УУД: ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач.