Тема:
«Закрепление устных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100».
Нетрадиционный урок математики
во 2-ом классе
Тема: Закрепление устных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100
Тип урока: урок закрепления учебного материала
Задачи:
Цель урока: совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи.
Задачи:
1. Закрепить устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100.
2. Вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание.
3. Развивать математическую речь, наблюдательность, память, смекалку, логическое мышление.
4. Воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Планируемый результат:
Предметные умения:
- закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов (устные приемы сложения и вычитания);
- совершенствовать вычислительные навыки.
Универсальные учебные действия (УУД)
Метапредметные
Регулятивные:
- постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- прогнозирование результата деятельности;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- рефлексия способов действий и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, пазлы «Мостик», шкатулка, карточки с примерами, цифрами; мяч, рисунки цветов, сказочных героев (Змея Горыныча), воздушный шар, иголка, клубок, плакат для проведения рефлексии, рисунок сказочной птицы, CD-диск с записью музыки Э. Грига,
П. Чайковского.
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой. Встаньте в круг дружбы и возьмитесь все за руки.
- Всем хорошего дня…
Дети:
- И отличного настроения!
Актуализация полученных ранее знаний.
Знакомство с темой урока. Постановка цели урока.
Учитель:
- Каждый раз вы стараетесь на уроке сами открывать что-то новое. Сегодня мы постараемся сделать немного не так, как обычно. Предложите двух экспертов-математиков. Они попробуют открыть эту шкатулку и выбрать карточки с примерами, приёмы решения которых мы изучали. Найдут в волшебной шкатулке что-то неизвестное – значит в классе будем изучать новый приём вычислений.
Дети предлагают двух учеников, которые проводят данную работу.
Учитель:
- Игра «Счёт цепочкой»
Игра должна проходить в быстром темпе. Учитель, бросая мяч, говорит: «До 32.» («После 40.») Ученик должен считать в обратном (прямом) порядке, пока учитель не даст команду следующему игроку.
Учитель:
- Проверим, как же справились наши эксперты с ответственным заданием. Будем ли мы знакомиться с новым приёмом на уроке? Чем же мы будем заниматься на уроке?
Ученик:
- Примеров с новыми вычислительными приёмами в шкатулке мы не нашли.
Значит, сегодня будем закреплять то, что уже изучили.
Учитель:
- Ребята, покажите знаками, согласны ли вы с ребятами.
Ученики знаками «+», «-» оценивают выполнение задания.
Учитель:
- Каким вы хотите видеть урок? Что вы будете делать для этого?
Ученики:
- Хотим, чтобы урок был интересным. Будем стараться быть внимательными и точными при решении примеров и задач.
Закрепление изученного.
Устный счёт
Учитель:
- Вы любите сюрпризы? Что необычного появилось в нашем классе?
Правильно. Необычная установка. А теперь внимание! На экран!
Звучит музыка П.Чайковского. Начинается показ слайдов презентации.
Учитель:
- Иллюстрации к каким сказкам были показаны?
Ученики:
- К волшебным.
Учитель:
- Правильно. Сегодня у нас в гостях волшебная сказка.
Учитель начинает рассказывать сказку под мультимедийное сопровождение.
- В некотором царстве, в некотором государстве жили - были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Жили они, не тужили. Но вот однажды случилась беда: пропала Василиса. Отправился Иван-царевич на поиски. Да вот беда! Не знает он, не ведает, кто украл её. У нас, ребята, урок математики. Значит, сегодня, выполняя математические задания, мы ответим на многие вопросы. Выслушайте внимательно задание. Расставьте карточки с числами в порядке убывания, и вы узнаете, кто украл Василису Прекрасную.
Игра «Угадай слово»
3,11,85, 30, 27
Ученики поочерёдно у доски выполняют задание.
Учитель:
- Переверните карточки. Прочитайте, кто же похитил Василису?
Ученики:
- КОЩЕЙ!
Учитель:
- Как вы думаете, кто помогал Кощею в этом злом деле?
Ответы детей.
Правильно, Змей Горыныч. (Появляется изображение на слайде презентации.) И если мы не одолеем этого злого помощника, то с Кощеем будет справиться нам очень трудно. Поможем Ивану–царевичу одолеть Змея Горыныча? А как в сказках поступал Иван – царевич со Змеем Горынычем?
Учитель:
- Мы тоже будем сражаться со Змеем Горынычем. И победим его если решим примеры.
Игра «Математическая эстафета» (в тетради)
К 16 прибавить 12.
От 27 отнять 5.
Найди сумму чисел 42 и 7.
Найди разность чисел 78 и 6.
На сколько 36 больше 16?
Увеличь 32 на 8.
Уменьши 70 на 6.
- Кто желает проверить, справились ли мы?
Ученики выполняют проверку выполнения задания.
Учитель:
- Одолели мы с Иваном-царевичем Горыныча. Да вот беда, не знает царевич,
в какую сторону дальше идти. Но встретил он по дороге подсказку «Иди по той дороге, где написан пример с ответом больше 40, но меньше 45.
Ученики решают примеры, подробно объясняя вычислительный приём.
В
ыбирают нужную дорожку.
Учитель:
- Вышел на нужную дорожку Иван-царевич, видит – путь загородили цветы необычные, сказочные. Они капризные. Цветы пропустят вперёд только тогда, когда царевич сыграет с ними в игру «Верю –не верю».
Ученики отвечают на вопросы, написанные на цветах, при правильных ответах забирают цветы себе. На экране с каждым правильным ответом цветок исчезает.
Верно ли, что 89-6 больше 89?
Верно ли, что 37+5 больше 37?
Верно ли, что 72-3 меньше 72?
Верно ли, что 50+13 больше, чем 50+10?
Верно ли, что 40-5 больше 40-10?
Учитель:
- Перешли мы необычный луг, видим речку глубокую. И лодки нет. Мостик бы! Будем строить мостик? Выходите к доске, берите часть мостика, решайте пример и совмещаете с ответом на доске.
Игра «Построй мостик»
При верном ответе часть мостика совпадает с частью, изображённой на доске мелом.
Учитель:
- Построили мы мостик и помогли Ивану-царевичу перебраться через реку. Хотите побывать в лесу?
Физкультминутка. (Выполняется психогимнастика под музыку Э.Грига.)
Тяжело раздвигаем еловые ветви. Переступаем пни и маленькие пенёчки. Мы замечаем, что среди мухоморов есть в лесу и съедобные. Присядем, срежем боровичок и – в корзинку. Ещё один. Высоко с ёлки на ёлку перескакивает белка. Мы так хотим её хорошо разглядеть. Но она почему-то ускакала. А вот под ногами – муравьи, их очень много. А вот – филин ухает над головой.
Учитель:
-Понравилось ли вам в сказочном лесу? Как было интересно! А Ивана- царевича ели этого дремучего леса не пропускают.
«Если не узнаешь, сколько шишек на нашей чудо-ели, не покажем тропинку.»
Дети читают условие задачи самостоятельно, затем – ученик.
Ученик:
- На чудо-ели росло 25 серебряных шишек, а золотых – на 10 больше. Сколько всего шишек росло на чудо-ели?
Учитель:
- Почему ель называют чудом?
Ученики:
- Потому что на ели растут серебряные и золотые шишки.
Учитель:
- Назовите условие задачи. Вопрос задачи.
На доске – краткая запись условия задачи. Согласны ли вы с ней?
Ученики:
- Нет. Золотых шишек больше на 10, а в краткой записи – на 10 меньше.
Учитель:
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Ученики:
- Нет.
Учитель:
- Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Ученики:
- Надо знать, сколько золотых и серебряных шишек.
Учитель:
- Что неизвестно?
Ученик:
- Неизвестно, сколько золотых шишек.
Учитель:
- Каким действием можем найти?
Ученик:
- Можно найти действием сложения, потому что в задаче сказано, «на 10 больше».
Учитель:
- Сможем ли тогда ответить на вопрос задачи?
Ученик:
- Сможем.
Учитель:
- Каким действием найдём, сколько всего шишек на чудо-ели?
Ученик:
- Действием сложения.
Учитель:
- Проговорите план решения.
(Дети проговаривают последовательность выполнения действий. Самостоятельное оформление решения задачи в тетрадях. Один ученик записывает решение с комментированием на доске.)
Учитель:
-Только показалась тропинка, а тут …
Дальше камень вдруг огромный
Развалился вдоль и вширь.
Ну, совсем как богатырь.
Как помочь сейчас Ивану?
Мы заданье увидали.
Какие же задания нам приготовил камень?
Игра «Что не умел Кощей?»
Ученики проверяют решение примеров на доске, объясняя, каких знаний и умений не было у Кощея.
22+14=36
53+24=78
94-51=43
65-32-33
Ученик:
- Допущена ошибка в примере 53+24=78. Кощей не знает состава числа 7.
Остальные ученики работают с сигнальными карточками, проверяя ответы игроков.
Учитель:
- Добрались до замка Кощея Бессмертного. Но он хитрый и коварный. Говорит: «Скажу, в какой башне находится Василиса Прекрасная, если узнаете возраст птицы, которая у меня живёт. А то уж больно она хвастает! Меня бессмертным не считает.» Помогите, ребята, вычислить возраст птицы.
Учитель:
- Как мы это сделаем?
Ученик:
- Будем находить сумму чисел, которые обозначены цифрами в изображении птицы.
Работа в группах. Одна группа выполняет задание у доски.
Учитель:
- Какой ответ получился у первой группы? У второй? У третьей? Сделайте вывод, почему допущена ошибка.
Учитель:
- Но обманул Ивана-царевича Кощей, не показал ему, где Василиса Прекрасная. Обратился селезнем. Поднялся выше елей, выше своего замка. Выстрелил Иван-царевич в селезня. Обронил селезень яйцо.
(В руках у учителя – воздушный шар.) Говорят, что в яйце Кощеева смерть. Кто из вас, дети, смелый и готов погубить Кощея?
Выходит к доске ученик и прокалывает яйцо иглой. Высыпаются мелкие карточки.
Учитель:
- Смотрите, а ведь Кощей не просто так исчез. Он решил испортить наше сказочное настроение. Математика нам помогала, а он хочет навредить математике. Разве позволим это Кощею?
Ученики:
- Нет.
Учитель:
- Как одолеем его? Решим правильно примеры, в которых допущены ошибки.
Игра «Исправь ошибки»
Исправляют ошибки в примерах на карточках. Взаимопроверка.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
Учитель:
Продолжите высказывание
- Сегодня на уроке я учился…
- Мне было трудно, когда …
- Очень интересными были …
- Оцените свои знания на лесенке Успеха, приклейте смайлика.
- Возьмите флажок и приклейте его на эту же ступеньку на доске.
Учитель:
- Подходит к концу наш урок-сказка. Вот наш клубочек, пусть он покатится по классу и расскажет о вашем настроении в конце урока и пожеланиях на будущее.
Дети передают клубочек друг другу, рассказывая о своих впечатлениях, достижениях.
Учитель даёт развёрнутую оценку работы учащихся.
Приложение
Лесенка знаний