Тема урока: «Закрепление и обобщение по теме „Лексика“»
Цели урока:
обогащение словарного запаса учащихся;
коррекционно-развивающая- коррекция речи, памяти, внимания, мышления, навыков самоконтроля;
воспитательная- воспитание гармонически развитой, лингвистически компетентной личности.
Тип урока: урок обобщения.
Оборудование урока: таблицы, карточки на развитие внимания и мышления, толковые словари,слова для подбора антонимов,листья-карточки
Ход урока
Психологический настрой.
Приветствие учеников учителем.
Дыхательная гимнастика. На дворе последний месяц осени. Давайте представим, закрыв глаза, что мы сейчас на природе. Положив ладони на грудь, 3 раза глубоко вдохнем и выдохнем «свежий» воздух.Садимся.
Ход урока:
I. Организационный момент
1) Психологический настрой.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
2) Сообщение целей урока.
— Сегодня мы должны повторить всё, что знаем по теме «Лексика». Это грамматическая тема урока. Вам предстоит определить лексическую тему. Для этого вы должны просмотреть картинки.Просмотр картинок на тему (Картины на тему «Осень», звучит соответствующая музыка)

— Какие слова вы записали ?
Учащиеся зачитывают слова (дождь, птицы, пение, крик, ветер, шум, лес, деревья, листья).
— Молодцы. Итак, вы нашли в этих звуках музыки слова дождь, птицы, пение и т. д.
Скажите, с каким временем года связаны эти слова? (с осенью) Да, наша лексическая тема «Осень»
ІІ. Проверка домашнего задания
— Переходим к проверке домашнего задания. Вы должны были выучить стихи об осени. (Ученики рассказывают стихи)
ІІІ. Повторение. Теоретические вопросы
— Повторение — мать учения. Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по теме «Лексика». На магнитной доске — осенние листья. На обороте этих листьев-карточек записаны вопросы. Вы должны по одному выйти к доске, взять карточку и ответить на вопрос.
1. Что вы знаете о словах?
2. Что такое «Лексика»?
3. Что вы знаете о лексическом значении слов?
4. Какие словари вы знаете?
5. Какие слова называются однозначными?
6. Какие слова называются многозначными?
7. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют прямое значение?
8. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют переносное значение? Школьник идёт — дождь идёт, золотое кольцо — золотая осень.
V. Закрепление. Работа в тетради
Задания:
1. Словарный диктант. Найди ответ и записать слово по его толкованию:
1. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме
2. Опадание листьев у деревьев
3. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
4. Атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья
5. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом слов
6. Делающий добро другим, отзывчивый
7. Покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями
8. Одиннадцатый месяц календарного года
9. Состояние атмосферы в данном месте, в данное время
10. Пожелание уезжающему, уходящему
(в добрый путь, счастливой дороги). (снег). (птица). (дождь). (словарь). (осень). (листопад). (добрый). (ноябрь). (погода).
2. Работа с текстом (Упражнение №1, страница 50).
— Прежде чем мы прочитаем текст, проведём словарную работу (слова записаны на доске или на плакате):
Странный — оғаш, әдеттен тыс
Поблекшие травы — солып қалған шөп
Увядание и расцвет — солу мен гүлдеу
А) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.
Б) Разбор содержания текста по вопросам.
-Какой в сентябре лес?
-Какое настроение?
В) Вторичное восприятие текста.
— Прочитайте текст цепочкой по одному предложению. Найдите антонимы.
3. Игра в антонимы.
Подобрать антонимы к данным словам.
Горе — плохо;
Большой — антоним;
Низкий — плохой;
Белый — девочка;
Друг — простой;
Хороший — черный;
Сложный — лето;
Синоним — маленький;
Мальчик — высокий;
Хорошо — враг;
Зима — радость;
Сделать проверку. (Вывешиваются ответы)
4. Составление предложений об осени. Запись этих предложений в тетрадь.
На протяжении всего урока учащиеся используют сигнальные карточки.
Обобщение. Итог
Учитель: К концу подходит наш урок
Подведем итог.
— Какой раздел повторяли?
— Что такое лексика?
— Что значит лексическое значение слова?
— А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)
IV. Рефлексия
«Мои ответы».
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
V. Домашнее задание
Составить мини-рассказ о красоте осенней природы